Ольга Биричева
Проект «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Василёк»
Пушкинского муниципального района Московской области
ПРОЕКТ
2017 г.
Вид проекта : информационно-творческий
Тип проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации: 2 недели (6.02.17- 19.02.17)
Публикация «Проект „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Участники проекта : Дети старшей группы №4 «Пчелки» 20 детей,
воспитатели Макарова Ю. В., Биричева О. А., музыкальный руководитель Аникина И. В., родители группы.
Авторы проекта : Макарова Ю. В. Биричева О. А.,
Актуальность проекта :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества». Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением
эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Цели:
1. Формирование представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
2. Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных ремесел.
3. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.
4. Развитие творческой личности.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.
2. Обучать созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах.
3. Закреплять и углублять знания о видах росписи.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый талантами, умение осознавать себя частью великого народа.
5. Расширить и углубить представление о своей Родине.
Ожидаемые результаты проекта :
У участников проекта появится заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
Сформируются представления о традициях, культуре народа. Развито творческое воображения, творческое мышление. Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
Условия реализации проекта.
-Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному
развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа :.
- Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа и народно - прикладному искусству.
. Создать условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
• Составление плана работы с детьми по проекту.
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап. Практический.
Перспективное планирование по проекту «Народные промыслы России»
Содержание работы с детьми Задачи
Беседа «Славься Россия чудо-мастерами»
Расширить представление детей о народных промыслах.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России» Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках)
Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Хаврошечка» Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Беседа. ««Сказочная Гжель»» Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Рисование «Знакомство
с искусством гжельской росписи» Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение и цветовой строй, ритм и характер элементов. Форм в умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес декоративному искусству.
Хороводная игры: «Мороз красный нос»,
«У медведя во бору», «Горелки с платочком», «Матушка –Весна» Развивать умение исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
- Воспитывать желания активно участвовать в играх. Развивать танцеваль-но творческий интерес к народным играм.
ФКЦМ. «История Матрёшки» познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;
- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;
- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, городецкой игрушке.
Конструирование из бумаги «Русская матрёшка»
Продолжать учить детей изготавливать игрушки из конусов. Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки самостоятельно изготовленными деталями. Закреплять умение проводить анализ готовой игрушки. Развивать навык аккуратной работы с ножницами, принадлежностями для клея.
Дидактические игра: Народные промыслы
закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Беседа о дымковских игрушках. Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево) имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Лепка «Дымковская барышня» продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять.
Развитие речи: Рассказывание по картинам русских художников «Ярмарка», «Масленица» Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Воспитывать интерес к фольклору
Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров». Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство.
Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к людям труда.
Рисование : «Городецкая роспись деревянной доски» Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.
- Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
Беседа «Искусство Жостово» Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
Пластилинография: «Жостовский поднос» Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края. Закреплять приемы рисования пластилином.
Развивать фантазию, внимание, память, воображение. Воспитывать интерес к народным промыслам.
Дидактическая игра: Укрась поднос закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Презентация : Народные промыслы России формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России
Лэпбук «Народная игрушка и роспись» Расширение знаний детей о обычаях русского народа. Развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления. Воспитание интереса к обычаям и культуре русского народа, формирование самостоятельности в самообучении.
Работа с родителями:
Информационный стенд для родителей
-Консультация «Народные промыслы»
-Анкета для родителей: «РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
- Помощь в подборе наглядного материала для проекта.
3 этап. (заключительный) Лэпбук –«Народная игрушка и роспись»
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список литературы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1998.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2014 г.
7. Гербова В. «Развитие речи в старшей группе» Изд. Мозаика-Синтез,2015г.
8. Дыбина О. «ФКЦМ в старшей группе» Изд. Мозаика-Синтез,2015г.
9. Лыкова И. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Изд. Мозаика-Синтез,2015г
10. Лыкова И. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез,2015г
11. Куцакова Л. В.» Энциклапедия творческого развития с детьми 3-7 лет»Изд. Эксмо 2013г.
12. Интернет ресурсы
www.maam.ru
www.nsportal.ru