МААМ-картинки

Проект «Народы России. Татары» (13 фото)

Докучаева Юлия
Проект «Народы России. Татары»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

г. Приозерск

Проект

«Народы России. Татары»

Выполнила: воспитатель Докучаева Ю. В.

Вид проекта : познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 4 месяца.

Публикация «Проект „Народы России, Татары“» размещена в разделах

Образовательная область: познавательно – нравственное развитие.

Итоговое мероприятие: фестиваль «Дружба народов России» для детей средней, старших, подготовительных групп и их родителей.

Актуальность проекта : В современном мире дети в большинстве своем не знают народы, проживающие на территории России. Татары – вторые после русских по численности населения, мы решили познакомить детей с татарами.

Ожидаемый результат: Расширение представлений детей об окружающем мире. Привить детям уважение к татарам, как одному из народов нашей большой многонациональной страны России; способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей и родителей в разных видах деятельности; вызвать интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями других народов; научить играть в народные игры, повысить активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Цель: Познакомить детей с татарами, как представителями народа России.

Задачи:

- формировать представление о республике Татарстан,

- формировать представление о достопримечательностях Казани,

- познакомить детей с костюмами, культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар,

- познакомить с народной мудростью и сказками татар,

- познакомить с народными играми татар и научить играть в них,

- развивать словарный запас,

- расширять кругозор, развивать любознательность,

- развивать творческие способности детей.

- прививать интерес к народному прикладному творчеству,

- воспитывать уважение и доброжелательность к татарскому народу и гордость за свою большую многонациональную страну.

Этапы проекта.

1 этап:

• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей.

• Создание предметно - развивающей среды в группе.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

2 этап Реализация проекта :

Социально-коммуникативное развитие:

- развитие навыков социального поведения и общения, познавательного интереса, связной речи, творческих способностей и выразительности речи, уважения и доброжелательности к народам России :

- сюжетно-ролевые игры: «Встречаем гостей», «Мы в музей ходили» (познакомить с татарским гостеприимством, национальными блюдами и напитками: «чак-чак», «эчпочмак», «токмач», «бешбармак», «чай с молоком», познакомить детей с некоторыми словами на татарском языке, рассмотреть костюмы, жилище и быт татар);

- беседа «Мы разные, а страна одна»;

- этические беседы: «Уроки дружбы», «Уроки взаимопомощи», «Уроки доброжелательности»;

- рассматривание иллюстраций «Народы России»;

- инсценировка татарской сказки «Шах петух»;

- ручной труд: изготовление книжки-малышки «В орнаменте душа народа»;

- экскурсии в группы МДОУ - посещение мини музея групп «Народы России».

Познавательное развитие:

- формирование представлений о народах России, развитие психических процессов, познавательного интереса и любознательности:

- беседа «Мое отечество - Россия»

- презентация «Народы России – татары»;

- презентация «Природа, растения и животный мир Татарстана»;

- рассматривание и изучение национальной символики, костюма татар;

- ознакомление с национальной культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар;

- рассматривание и изучение национального творчества и ремесел татар;

- рассматривание альбома «Народы России – татары»;

- рассматривание фотографий «Достопримечательности Казани»;

- дидактические игры: мемо «Достопримечательности России» развитие внимания, памяти; настольная игра «Наша страна Россия» формирование представлений о родной стране; разрезные картинки «Достопримечательности Казани» развитие мышления; «Найди такой же» развитие внимания; мозаика «Татарские узоры» развитие мышления, мелкой моторики.

Речевое развитие:

- формирование словаря, развитие связной речи: ознакомление с республикой Татарстан и достопримечательностями Казани, национальным костюмом, кухней, бытом, культурой, традициями и словами на татарском языке; чтение татарских народных пословиц, поговорок, сказок и обсуждение прочитанного: «Шурале», «Шах - петух», «Три сестры», «Девушка и водяная», «Гульчечек», «Отцовские заветы», «Волшебное кольцо», «Сказки деда Гаты» Зулейха Мингазова.

Татарские пословицы и поговорки:

Не стучи в чужие ворота и в твои стучаться не будут.

Кто работает, тот и сыт,

Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.

Человек без родины – соловей без песни.

Одним ударом дерева не срубишь.

Один раз не сумеешь – второй раз научишься.

Безделье – ключ к бедности.

И тысяча теток не заменит родной матери.

Без глаза проживешь, а без родины нет.

Художественно-эстетическое развитие:

- развитие творческих способностей, внимания, мышления, мелкой и общей моторики:

- слушание народных песен и мелодий;

- разучивание татарского танца;

- рисование: «Татарский орнамент», татарская роспись «Украсим тарелку», «Красивая шкатулка»

- лепка из соленого теста «Чак-чак», «Эчпочмак», из глины «Пиала», из пластилина рельефная «Татарские узоры», из теста – выпечка «Юка – татарская лепешка».

- аппликация «Украшаем татарский фартук», «Татарский орнамент- тюльпан», «Сапоги ичиги»;

- конструирование коллективное из бумаги «Мечеть».

Физическое развитие:

- развитие ловкости, координации, внимания, татарские народные игры : «Продаем горшки» (Чулмак уены, «Юрта», «Скок-перескок» (Кучтем-куч, «Тюбетейка», «Тимербай», «Угадай и догони» (Читанме, бузме, «Спутанные кони» (Тышыаулы атлар).

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется

без места, становится водящим.

Правила игры.

Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Тюбетейка

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

«Юрта»

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы все ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Спутанные кони (Тышыаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры.

Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева)

Угадай и догони (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Взаимодействие с родителями:

- выставка творческих детских работ;

- создание мини музея «Народы России. Татары» совместная работа родителей и воспитателей;

- создание альбома «Народы России. Татары», «В орнаменте душа народа» совместная работа родителей и воспитателей;

- организация выставки «Татарские сказки» совместная работа родителей и воспитателей;

- разучивание стихотворения на татарском языке – мама со своей дочерью;

- мастер – класс для детей «Татарская выпечка»;

- фестиваль «Дружба народов России»;

- консультации: «Роль народных традиций и обрядов в воспитании национальной культуры у детей дошкольного возраста», «Традиции и обычаи татарского народа».

3 этап:

Презентация проекта родителям и педагогическому коллективу.

Отчет о проделанной работе, подведение итогов.

Организация выставки книг «Татарские сказки».

Создание мини музея «Народы России. Татары»

Участие группы в фестивале «Дружба народов России».

Список используемой литературы:

1. Материалы из Интернета – интернетресурсы.

2. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная к школе группа О. В. Дыбина. мозаика- синтез Москва 2015г.

3. «Этические беседы с дошкольниками» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. мозаика- синтез Москва 2016г.

4. «Народы России» демонстрационное пособие издательство «ТЦ Сфера».

Приложение – результаты проекта, консультации для родителей, продуктивная деятельность.

«Роль народных традиций и обрядов в воспитании национальной культуры у детей дошкольного возраста»

У каждого народа имеются своеобразные, сложившиеся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передается от старшего поколения к младшему, становится в последствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.

Многие традиции и обычаи различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев и традиций какого-либо отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов.

При изучении общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Именно в семье складывались и сохранялись народные традиции и поддерживались коллективным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет свои традиции, обычая, праздники, с помощью которых народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, характер.

Самым важным высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд-главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его жизни человека находит отражение во многих пословицах татарского народа :-"Сначала сделай, потом говори", "Не суди человека по словам, суди по делу"

Воспитание детей без труда в семье невозможно представить. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку с учетом его возраста находится подходящий вид труда. Одной из характерных черт педагогики татарского народа, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека. "Хоть шесть дней голодай, но отца почитай"-говорят татары.

Весьма важным качеством является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей -большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают гостей чаем и чак-чаком. Чак-чак - национальное блюдо татар.

Гостеприимство татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом это признак уважения к человеку. Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.

«Традиции и обычаи татарского народа»

Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан, так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю.

Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями- пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года,- устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. «Скакун заранее чует приближение Сабантуя» - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан. Состязание в беге, прыжках, национальной борьбе - керш и конечно конные скачки, воспетые в стихах и песнях вызывающие восхищение и восток-украшение татарского праздника.

Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-байрам, это праздник жертвоприношения в память о готовности пророке Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

Тема национальных праздников широко освещена в народном фольклоре, сказаниях, в произведениях татарских писателей, композиторов и художников.

По сей день жива традиция празднования Сабантуя, традиционные народные праздники обогатились новыми, в которых нашли отражение социальные и политические изменения в обществе. Главным из них стал День Республики (30 августа). Именно в этот день в 1990 году Татарстан принял Декларацию о Государственном Суверенитете. День Республики отражает в себе и старинные традиции и современность. Это память о прошлом и устремления в будущее. В этот день расцветают города и села республики, весь многонациональный народ Татарстана собирается, чтобы увидеть праздничное театрализованное представление под открытым небом с историческими обычаями и традициями, конными скачками, национальной борьбой, выступлениями ансамблей старинных инструментов и фольклорных групп.

Рисование

Проект «Народы России. Татары»
Фото «Народы России. Татары»
Проект - фото

Лепка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад г Приозерск Проект Народы России Татары Выполнила воспитатель Докучаева Ю Вид проекта познавательно творческий долгосрочный групповой

Аппликация

Фото №1 Участники дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности воспитатели родители Фото №2 Сроки реализации месяца Фото №3 Публикация Проект Народы России Татары размещена в разделах Моя Родина Россия Нравственно патриотическое воспитание Патриотическое воспитание

Конструирование

Фото №4 Проекты Проекты

Мини-музей

Фото №5 Проектная деятельность Республика Татарстан Родина Россия Фото №6 Проекты Толерантность поликультурное воспитание Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка апрель Образовательная область познавательно
Публикации по теме:

Бумажные куклы «Народы Кузбасса»Бумажные куклы «Народы Кузбасса» На занятиях в нашей творческой мастерской мы с детьми создаём вот такие маленькие шедевры, которые нравятся многим. Наш детский сад часто.

Коллективная аппликация на тему «Народы Поволжья»Коллективная аппликация на тему «Народы Поволжья» Коллективная аппликация на тему «Народы Поволжья»(Коллективная работа в подготовительной группе детского сада) Цель: воспитание гражданина.

«Загадочный народ». Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе по теме «Народы России» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России Задачи: формировать у детей уважительное, дружелюбное отношение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе «Народы, проживающие в России» Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться.

Конспект занятия «Народы Прибайкалья» Конспект игрового занятия по теме «Народы Прибайкалья» Цель: создавать условия для познавательной активности и любознательности детей..

Лэпбук «Народы Южного Урала»Лэпбук «Народы Южного Урала» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук «Народы Южного Урала». Население современного Южного Урала.

НОД по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Какие народы живут в России» Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к.

Проект «Народы Севера» в старшей группе Автор проекта: Столярова Е. В. Воспитатель старшей группы «Пчелки» Тип проекта: информационно- творческий, познавательный, исследовательский.

Проект по патриотическому воспитанию «Народы Поволжья г. Ульяновска» в старшей группе Актуальность: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Народы мира» для детей 4–5 лет Актуальность темы: В свете современной мировой реальности, когда в разных странах люди делят друг друга на «верных» и «неверных», на «своих».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народы России. Татары»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 14:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД