Проект «Наша Вселенная»

Татьяна Рябкова
Проект «Наша Вселенная»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сивинский детский сад №1 «Малышок»

Проект

«Наша Вселенная»

Автор: Рябкова Татьяна Николаевна

Участники проекта: педагоги, родители,

воспитанники подготовительной группы «Б»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-

исследовательский

Сроки реализации проекта:

4 недели (01.04.2016 – 26.04. 2016 г)

с. Сива

Актуальность проблемы:

На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Важным объектом познания окружающего мира является не только окружающая ребенка природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Проект построен на следующих принципах дошкольной дидактики:

• Принцип взаимосвязи всех направлений работы (основные понятия даются в образовательной области познание, во всех остальных областях продолжается работа по теме).

• Принцип последовательности.

• Принцип систематичности: занятия проводятся систематически и закрепляются в самостоятельной деятельности детей.

• Принцип повторности.

• Принцип наглядности.

Также большое значение придаётся организации детей на занятиях и их самостоятельной деятельности. Задания предлагаются не одному ребёнку, а микрогруппе (2-5 человек). Обязательно предлагается задание для развития фантазии.

Всё вышесказанное даёт ребёнку возможность сравнения своих действий с действиями других детей, позволяет ребёнку поверить в собственные силы, а также скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путём сопоставления с действиями других. Такая организация стимулирует речевое общение детей со сверстниками, переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

Фиксация успеха, достигнутого ребёнком, его аргументация создают положительный эмоциональный фон для обучения, способствующий возникновению познавательного интереса.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

1. Неравномерный уровень развития познавательных способностей детей;

2. Недостаточный интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, реализуемому в детском саду.

Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников была выбрана образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира и развитие кругозора) и тема «Космос».

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Цель проекта:

Задачи проекта:

1. Развивать познавательные процессы и интеллектуальные способности детей.

2. Уточнить представления о Космосе, космическом пространстве, планетах, звёздах, Земле.

3. Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением Космоса (представление о профессии космонавта, его личностных качествах).

4. Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность детей.

5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста:

• Вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности.

• Ожидаемый результат:

Воспитанник будет знать:

• о первых космонавтах;

• названия планет;

• строение солнечной системы;

• стихи и загадки на космическую тему;

• о празднике День космонавтики.

Воспитанник будет уметь:

• общаться со сверстниками в разнообразных видах совместно-творческой деятельности;

• выступать с защитой результата проекта;

• презентовать результаты совместной деятельности с родителями;

Будет воспитывать в себе:

• любознательность;

• усидчивость;

• коммуникабельность;

• организованность.

В ходе проектной работы будет разработана система педагогического мониторинга достижений детей в обучении приёмам моделирования на материале темы «Космос». Направления мониторинга определяются показателями компетентности в образовательной области раздела «Космос».

Интеллектуальная компетентность:

• способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений;

• способен обогащать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; понимать с помощью моделей значения слов на тему «Космос».

Эстетическая компетентность:

• умеет замечать необычное в окружающем мире, способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира, способен выразить субъективно-оценочное отношение в продуктах деятельности.

Речевая компетентность:

• умеет составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения.

Средства организации контроля за уровнем познавательно-эстетической компетентности детей.

• средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.

Диагностическое обследование следует проводить с учётом индивидуальных особенностей детей. Проводимые задания должны быть выполнены без всякого напряжения. Во время выполнения детьми контрольных заданий необходимо обеспечить эмоциональную отзывчивость детей, уметь заинтересовать предлагаемой деятельностью.

Содержание и этапы реализации проекта

Данный проект на тему «Наша Вселенная» разработан для детей подготовительной группы. В нём рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей.

Система познавательно-эстетических занятий предполагает

• использование различных видов бесед, занятий по изобразительной деятельности, конструированию, занятий-путешествий, занятий-игр;

• проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т. п.

Для создания художественного образа предлагается вариативный наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии, видео ресурсы и т. д.

В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.

При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе занятий дети получают представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также получают представления о различных небесных светилах. Обучение значения новых слов: «космонавт», «спутник», «созвездие», «метеорит», «скафандр», «телескоп» и др.

Данные занятия развивают логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети создают индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т. д.

Проект реализован воспитателем Рябковой Татьяны Николаевны, его участниками были дети подготовительной группы 5-7 лет.

В проекте использованы следующие ресурсы: тематический блок на 2 недели, система познавательно-эстетических занятий, система занятий по изобразительной деятельностью в рамках темы — занятий, конспекты занятий, наглядные и абстрактные дидактические модели.

Каковы же условия, которые помогут реализовать данный проекта?

Этапы работы над проектом:

I этап (с 1 по 5 апреля 2016 г., подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов.

II этап (08 апреля по 19 апреля 2016 г.) должен стать временем конкретной реализации содержания проекта.

III этап (22 апреля по 29 апреля 2016 г., оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, выработке будущих планов, составлению отчётов.

I этап – подготовительный:

1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.

2. Информирование родителей о предстоящей деятельности:

• оформление папки-передвижки, фотовыставки;

• подбор познавательной и художественной литературы, фотографий и видео о космосе.

3. Разработка тематической матрицы, системы познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью;

4. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

II этап – основной:

1. Проведение занятий по разработанной технологии;

2. Организация бесед «Как называется спутник Земли?», «Что такое космос?», «Человек в космосе» и др.

3. Организация сюжетно-ролевых игр «Космодром», «Путешествие к звёздам», «Астронавты на Луне», «Астрономы»;

4. Организация в самостоятельной деятельности конструирования «Ракета летит к звёздам», «Космодром»;

5. Создание коллективной работы «Инопланетяне и летающие тарелки».

6. Просмотр видео материала «3-D путешествие по Солнечной системе», «Первый космонавт», «Земля из Космоса».

7. Настольно-печатные игры «Солнечная система», «Космическое лото».

8. Проведение развлечения «Космический гость».

9. Дидактические игры: «Укрась слово», «Найди лишнее», «Обведи и раскрась», «Узнай по силуэту».

10. Подвижные игры: «Разведчики», «Звёздный путь», «Море волнуется», «Косомдром».

11. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов. (Н. Носов «Незнайка на Луне»; Смешарики «Космическая одиссея», «Спасение улетающих», К. Булычёв «Девочка с Земли», В. Медведев «Звездолёт Брунька», А. Леонов «Шаги над планетой», албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», «Можно ли проткнуть небо?» и т. д.).

12. Организация наблюдений за космическими объектами, состоянием атмосферы Земли, явлениями неживой природы.

13. Рассматривание тематических папок «Люди в космосе», «Солнечная система», «Малышам о Космосе».

III этап – итоговый:

1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение).

2. Анализ показателей мониторинга у детей.

3. Информированность родителей о знаниях детей.

4. Составление отчётов о проделанной работе.

5. Предоставление опыта работы в виде презентации.

План-график работы

1 этап – подготовительный

Деятельность Задачи воспитателя Задачи ребенка

1 Изучение, отбор литературы Повышение профессиональной компетентности педагога

Отбор содержания образовательного материала

Привлечение родителей к решению проблемы Принятие личностной задачи

Мотивация на включение в творческую деятельность

2 Подбор дидактического материала

3 Оформление групповой комнаты

4 Знакомство родителей с проблемой

2 этап – организационно-содержательный

Познавательно-речевая деятельность

1 Беседы:

«Космос»

«Космическое пространство»

«Солнечная система»

«Почему бывает зима и лето»

«Почему бывает день и ночь»

«Метеориты»

«Звездное небо»

«Солнце – большая звезда»

«Первые в космосе»

«Как называется спутник Земли?»

«Что такое космос?»

«Человек в космосе»

Наблюдения

• Организация наблюдений за космическими объектами, состоянием атмосферы Земли, явлениями неживой природы Расширить представлений детей о многообразии космоса.

Формировать представления об изменении освещенности в течение дня, продолжительности дня и ночи, о смене времен года.

Дать детям представление о последовательности расположения планет солнечной системы, их величины, расположенности от солнца

Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы;

Сформировать у детей понятия «Космос», «Космическое пространство»

Формировать чувство патриотизма Получают недостающие знания через ознакомление с познавательной литературой.

Задают вопросы.

Высказывают мнение о своих результатах.

2 • Заучивание стихотворения «По порядку все планеты»

• Чтение сказки «Сказка о маленьком роботе»

• Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»

• Загадывание загадок «Космознайки»

• Чтение рассказов К. Булычёв «Девочка с Земли», В. Медведев «Звездолёт Брунька», А. Леонов «Шаги над планетой», Н. Носов «Незнайка на Луне», «Можно ли проткнуть небо?»

• Просмотр мультфильма Смешарики «Космическая одиссея», «Спасение улетающих» Развивать речь детей

Активизировать словарный запас по теме «Космос»

Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

Развивать память, внимание

Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата Заучивают стихи

Внимательно слушают произведения

Эмоционально откликаются на ситуацию

3 • Просмотр видеоматериала «3-D путешествие по Солнечной системе», «Первый космонавт», «Земля из Космоса»

• Организация в самостоятельной деятельности конструирования «Ракета летит к звёздам», «Космодром»

Расширить представлений детей о многообразии космоса

Дать представления об изменении освещенности в течение дня; продолжительности дня и ночи, о смене времен года

Дать детям представление о последовательности расположения планет солнечной системы, их величины, расположенности от солнца

Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы;

Сформировать у детей понятие «Космос», «Космическое пространство»

Формировать чувство патриотизма

Развивать фантазию, умение использовать полученные знания

Воспитывать желание самостоятельно выполнять работу Получают недостающие знания через ознакомление с познавательным видео

Задают вопросы

Высказывают мнение о своих результатах

Самостоятельно моделируют постройки по тематике, выполняют коллективное моделирование

Используют полученные ранее знания в самостоятельной деятельности

Игровая деятельность

• Дидактическая игра «Солнечная система»

«Укрась слово»

«Планеты – по местам»

• Настольные игры «Солнечная система», «Космическое лото»

• Сюжетно-ролевые игры «Путешествие к звёздам», «Астронавты на Луне», «Астрономы», «Космодром»

• Подвижные игры: «Разведчики», «Звёздный путь», «Море волнуется», «Косомдром». Закрепить знания детей о планетах

Обогащать словарный запас детей по теме «Космос»

Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с космосом Делятся на группы по желанию

Распределяют роли

Продуктивная деятельность

Художественное творчество

• Лепка «Весёлые инопланетяне», «В далёком Космосе»

• Рисование «Путь к звёздам», «Космонавты и ракеты», «Лунный пейзаж», «Голубая планета»

• Аппликация «Космические пришельцы», «Звёздный коллаж»

• Создание коллективной работы «Инопланетяне и летающие тарелки» (силуэтное вырезывание)

• Нарисуй картину на песке

• Создание коллективной работы «Инопланетяне и летающие тарелки» (силуэтное вырезывание)

• Нарисуй картину на песке

Познание (развитие познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной (конструктивной) деятельности)

• Конструирование «Космический корабль», «Космодром»

Труд

• Ручной труд «Космический корабль», «Маски инопланетян» Учить детей делать поделки на космическую тему

Развивать умение детей использовать свои знания на практике, в рисунке, аппликации, лепке

Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность

Содействовать обучению приемам наглядного моделирования Участвуют в продуктивной деятельности

Показывают умение общаться со сверстниками в деятельности

Показывают умение участвовать в коллективной работе, планировать деятельность

Образовательная деятельность

1 Познание (формирование целостной картины мира и развитие кругозора): «Голубая планета», «Покорение Космоса», «Солнечная система», «Далёкая Вселенная». Расширение представлений детей о многообразии космоса

Дать представления об изменении освещенности в течение дня; продолжительности дня и ночи, о смене времен года

Дать детям представление о последовательности расположения планет солнечной системы, их величины, расположенности от солнца

Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы; сформировать у детей понятие «Космос», «Космическое пространство» ; формировать чувство патриотизма

Развивать фантазию, умение использовать полученные знания, воспитывать желание самостоятельно выполнять работу

Закрепить знания детей о планетах; обогащать словарный запас детей по теме «Космос»

Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с космосом Получают недостающие знания

Задают вопросы

Высказывают мнение о своих результатах

Самостоятельно моделируют постройки по тематике, выполняют коллективное моделирование

Используют полученные ранее знания в самостоятельной деятельности

2 Познание (РЭМП) «Большое космическое путешествие» Совершенствовать навыки счёта в пределах 10.

Учить понимать отношения между рядом стоящими числами.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур Совершенствуют навыки счёта в пределах 10.

Понимают отношения между рядом стоящими числами.

Умеют видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

3 Коммуникация: «Ракета летит к звёздам», «Космос. Планета Земля» Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии.

Учить строить предложения типа суждения, чётко и громко произносить слова, активизировать словарь через глаголы, прилагательные, обстоятельства.

Формировать навыки выражения собственного мнения Развивают навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии

Учатся строить предложения типа суждения, чётко и громко произносить слова

Активизируют словарь через глаголы, прилагательные, обстоятельства

Формируют навыки выражения собственного мнения

Работа с родителями

• Изготовление поделок

• Оформление альбомов о космосе совместно с детьми (составление рассказов, подбор стихов, загадок, иллюстраций о космосе)

• Просмотр видео, фильмов о Космосе.

• Чтение художественной литературы.

• Консультации «Астрономия для детей», «Как рассказать ребёнку о Космосе?», «Космическая сказка», «Стихи и загадки о Космосе» Привлекать большее количество родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Создавать единое образовательное пространство «детский сад – семья» Ценить результаты своего труда.

Формировать чувство гордости своей семьей и родителями.

Способствовать социализации детей

3 этап — итоговый

1 Развлечение «Космический гость» Обобщить знания детей по теме «Космос» Получить общественное признание результатов своего труда.

Презентовать полученные результаты сверстникам

2 Презентация проекта на ГМО Поделиться полученным опытом с коллегами

Результаты проекта

Мы на практике убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Результаты диагностики знаний, полученных детьми: (всавить таблицу)

Ресурсы:

Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.

Научно-методические:

1. Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. — Кострома: КОИПКРО, 2002.

2. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт. -сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128 с.

3. Дошкольная педагогика. Журнал / М.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — 2008. — № 2 (43).

4. Дошкольная педагогика. Журнал / М.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — 2008. — № 3 (44).

5. Ребенок в детском саду. Журнал / М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». — 2000. — № 1.

6. Скоролупова, О. А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.

Приложение 1

Средства мониторинга: игры - беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.

Вопросы:

• Как называется планета, на которой мы живём?

• Как называется ближайшая к нам звезда?

• Что такое Солнечная система?

• Какие планеты ты знаешь? Какая из них самая большая?

• Какую планету называют красной? Почему?

• Какая планета находится ближе всех к Солнцу?

• Как называется спутник Земли? Что ты о нём знаешь?

• Назови созвездия.

• Что такое метеориты, астероиды?

• Кто был первым космонавтом?

• Ты бы хотел быть космонавтом? Почему?

• Какими качествами должен обладать космонавт?

Прикреплённые файлы:

vselenaja_kutm0.ppt | 6784 Кб | Скачан: 43
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Астрономия: Космос-вселенная. Земля как планета» Цель: Ознакомление с окружающим миром. Познакомить детей с понятием «космос», «вселенная», «солнечная система», «Галактика» «Планеты и спутники».

Конспект занятия «Космос. Вселенная. Звезды» Ход занятия: Проводится игра: «Кто знает, тот отвечает». Воспитатель: Спрашиваю, как называется планета, на которой мы живем, так же, кто.

Фотоотчет ко Дню Космонавтики «Наша необъятная вселенная»Фотоотчет ко Дню Космонавтики «Наша необъятная вселенная» gs/detsad-396900-1460826261.jpg[/IMG] В нашей группе завершился проект "Наш удивительный космос". Предлагаю вашему вниманию.

Фотоотчет «Наша Вселенная»Фотоотчет «Наша Вселенная» 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики - памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. В нашем детском саду прошла.

Фотоотчет об участии в Республиканском конкурсе «Бумажная вселенная»Фотоотчет об участии в Республиканском конкурсе «Бумажная вселенная» В республиканском конкурсе «Бумажная вселенная» участвовала наша воспитанница Оюн Александра из старшей группы МБДОУ д\с «Хунчугеш». Это.

Фотоотчет городского конкурса, посвященного Дню космонавтики «Моя вселенная»Фотоотчет городского конкурса, посвященного Дню космонавтики «Моя вселенная» Накануне Дня космонавтики в нашем городе в доме пионеров им. Крупской прошел фестиваль "Моя вселенная". Мы решили тоже поучаствовать в.

Конспект ООД «Наша Вселенная» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Программные задачи: сформировать понятие «космос», «космическое пространство», объяснить, что такое Солнечная система, расширить знания.

Проект «Наша клумба» 1. Введение Я иду по зеленому лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И я слышу цветов голоса. Они шепчут: не.

Сценарий к празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Коротких Татьяна Сценарий к празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Коротких Татьяна Тема: «Достойны памяти героев, под мирным небом.

Стихотворение о воспитателе «Надежда Николаевна» Всем тем, кто сердце отдает детям! Всем воспитателям посвящается. Кто меня научит, как построить домик, кто же мне покажет, как рисовать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дикие животные
Автор публикации:
Проект «Наша Вселенная»
Опубликовано: 20 мая 2016 в 11:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...