Наталья Тепляшина
Проект «Наше здоровье в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : оздоровительный, практико – ориентированный.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность проекта : Мы часто слышим такое волшебное слово как здоровье, но редко задумывается над тем, что же это такое на самом деле.
Публикация «Проект „Наше здоровье в наших руках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Если заглянуть в Устав Всемирной организации здравоохранения, то мы узнаем, что Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия. В Википедии же Здоровье - это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Здоровье для человека превыше всего! От него напрямую зависит будущее любого из нас. Но, к сожалению, в современном мире существует много факторов, которые подрывают здоровье детей. Тому виной экологическая обстановка, неправильное питание, наследственность, несоблюдение культурно-гигиенических навыков, отсутствие физических нагрузок, нежелание вести здоровый образ жизни.
Привычку к здоровому образу жизни необходимо воспитывать с раннего детства. Главную роль в этом играют родители и педагоги, ближайшее окружение ребенка. Только на личном примере можно мотивировать маленьких жителей страны поддерживать своё здоровье.
Какие же факторы влияют на формирование здоровья?
Конечно же, на первом месте стоит соблюдение ежедневных культурно-гигиенических процедур и правильное питание. Но немаловажным фактором является и поддержание здоровья физическими упражнениями.
Все эти направления помогут не только поддержать физическое здоровье, но и дать возможность организму формировать иммунную систему для борьбы с болезнями. Научно доказано, что человек, который ест здоровую пищу и следит за своей физической формой, болеет в разы меньше.
Цель: создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, расширение знаний о сохранении здоровья.
Задачи:
1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье.
3. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
5. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
6. Усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья
2. Приобретение привычки к ЗОЖ
3. Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении
4. Пополнение физкультурного уголка.
Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
2. Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
4. Проведение анкетирования родителей на тему: «Условия здорового образа жизни в семье»
5. Оформление консультаций для родителей по теме проекта : «Как с пользой для здоровья провести выходные с семьей», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка».
Основной этап:
Подвижные игры: «Птички и кошка»; «Зайцы и волк»; «Мышеловка»; «Самолеты»; «Цветные автомобили»; «Береги предмет»; «Кот и мышки»; «Через ручеек»; «У медведя во бору».
Дидактические игры: «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке»; «Как вырасти здоровым?»; «Различия и сходство предметов»; «Режим дня»; «Назови по порядку»; «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»; «Питание-дело серьезное»; «Доктора природы»; «Вопросы-ответы»; «Собираемся на прогулку».
Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка с семьей в лесу»; «Мы спортсмены»; «У врача»; «Больница»; «Аптека»; «Семья».
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»; В. Коростылев «Королева Зубная Щетка»; А. Барто «Девочка чумазая»; С. Михалков «Прививка»; В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»; Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», О. Дриз «Ну и каша!»; Э. Мошковская «Маша и каша»; С. Капутикян «Кто скорее допьет?»; З. Александрова «Вкусная каша». Заучивание пословиц и поговорок о здоровье (приложение 1).
Беседы: «Чистота залог здоровья»; «На зарядку – становись!»; «Витаминки растут на ветке, витаминки растут на грядке»; «Прежде чем за стол нам сесть, мы подумаем, что съесть»; «Микробы» (Приложение 2); «Невидимая грязь».
Взаимодействие с родителями: Анкетирование родителей (Приложение 3); Консультация «ЗОЖ формируется в семье» (Приложение 4); Консультация «Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук»; Мастер-класс по изготовлению нестандартного спортивного оборудования.
Заключительный этап:
У детей и родителей повысился интерес к здоровому образу жизни. Дети узнали много нового о витаминах и микробах.
Родители приняли активное участие в проведении утренних зарядок для детей. Физкультурный уголок пополнился новым оборудованием.
Список литературы
1. Физкультурно оздоровительная работа : комплексное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -Волгоград: Учитель, 2015
2. Здоровый ребёнок - в здоровом социуме : авторы составители И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. - М, 1999.
3. Янчук, М. В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Марина Янчук. -Волгоград: Учитель, 2013г. -127
4. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2012.
5. Баранова С. В. Волшебные движения. Основа здорового образа жизни. Издательство: Новая реальность, 2012. – 308 с.
6. Белых В. А Правила здорового образа жизни. Серия: Правильные правила. Издательство: Феникс, 2017. – 8 с.
7. Карпенко Т. Здоровое питание – здоровый образ жизни. Родителям о здоровом образе жизни. Москва: Астрель, 2005. – 237 с.
8. Ковалева А. Хочу быть здоровым. Серия: Академия солнечных зайчиков. Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 16 с.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровом образе жизни. Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
10. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2019.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2017.
Приложение 1
Пословицы и поговорки о здоровье
1. Чеснок и лук от семи недуг.
2. От здоровья не лечатся.
3. Ранить легче, чем лечить.
4. Здоровье дороже богатства.
5. Здоровье не купишь.
6. Здоров будешь – всего добудешь.
7. Ешь, да не жирей – будешь здоровей.
8. Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
9. Болезнь не красит человека, а старит.
10. Где здоровье, там и красота.
11. Баня парит, баня правит.
12. Аппетит от больного бежит, а к здоровому тянется.
Приложение 2
Беседа «Микробы».
Цель: формировать знания детей о сохранении и укреплении здоровья.
Задачи:
- расширять представления детей о микробах; о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья;
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Воспитатель: Ребята хотите я вам стишок прочитаю?
«Микроб».
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
О чем это стихотворение?
Дети: О микробах!
Воспитатель: А хотите мы сегодня с вами поговорим о микробах?
Дети: Да!
Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. А вы знаете о них что-нибудь? Какие они?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом.
Интересно, а когда они находятся вне организма человека, они могут причинить вред человеку? Ребята, а как вы думайте?
Дети: Нет!
Воспитатель: А когда они могут навредить?
Дети: Стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас.
Воспитатель: А знаете ли вы, что внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. И именно эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.
Воспитатель: Если побеждают полезные бактерии то, что с нами произойдёт?
Дети: Мы выздоравливаем.
Воспитатель: А если побеждают вредные микробы?
Дети: То мы начинаем болеть.
Воспитатель: Как мы узнаём, что мы заболели?
Дети: У нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость, болит живот, голова.
Воспитатель: И что нужно делать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить?
(Ответы детей)
Воспитатель: А каким путем микробы могут проникнуть в наш организм? Как вы думайте?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Вы большие молодцы! Все правильно сказали. Ребята давайте вспомним какие же главные правила здоровья :
(Дети формулируют правила)
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы;
- мыть руки по мере загрязнения;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти;
- проветривать комнату;
- заниматься физкультурой;
- закаливаться;
- кушать витамины и т. д.
Приложение 3
Анкетирование
для родителей воспитанников
1. Считаете ли вы, что занятия физической культурой благотворно влияет на укрепление здоровья? (Да/Нет)
2. Занимаетесь ли вы сами физической культурой? (Да/Нет)
3. Существует ли в вашей семье спортивные традиции? (Да/Нет)
4. Ведёте ли вы ЗОЖ? (Да/Нет)
5. Прививаете ли вы ЗОЖ своим детям? (Да/Нет)
6. Проявляет ли интерес ваш ребёнок к физической культуре? (Да/Нет)
7. Имеется ли в вашей семье спортивный инвентарь? (Да/Нет)
8. Часто ли использует спортивный инвентарь ребёнок? (Да/Нет)
9. Готовы ли вы оказать помощь воспитателю в изготовлении нестандартного оборудования для спортивного уголка в группе? (Да/Нет)
10. Готовы ли вы сотрудничать с ДОУ по направлению «Здоровая семья – здоровое будущее»? (Да/Нет)
11. Какие бы вы вопросы хотели рассмотреть и обсудить на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальной беседе?
Приложение 4
Консультация для родителей
«ЗОЖ формируется в семье»
Цель консультации: способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)»
Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, педагогам. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье, проводят различные мероприятия посвящённые здоровью, но этого, к сожалению всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» — говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!