Конспект занятия по валеологии «Наши помощники-органы чувств»

Алена Распутина
Конспект занятия по валеологии «Наши помощники-органы чувств»

Проблема: «Какую роль играют органы чувств при восприятии человекам окружающего мира?»

Цель: Развивать познавательные, творческие способности, поисковой активности детей в процессе выполнения исследовательских игр, упражнений и заданий.

Задачи:

1. Развивать способности к поисковой деятельности:

Определению задач исходя из поставленной проблемы

Планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;

Выбору материала и способу действия;

Умению аргументировать свой выбор;

Развивать желание экспериментировать «Угадай на вкус» «Узнай по запаху»и т. д.

2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач

Свободно пользоваться иллюстрированным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.

Расширять знания о роли органов чувств при восприятии человеком окружающего мира.

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков

Формировать осознано – правильное отношение к собственному здоровью.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Содержание проекта:

Дети входят в зал, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей).

Вы правы, я изучаю здоровье человека.

А от чего зависит здоровье человека.

(А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.)

Какие органы нашего организма вы знаете?

- А давайте вместе узнаем как они работают? (Да).

Но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).

- Скажите где расположен головной мозг?

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

- На что похож наш мозг?

- А знаете, ребята, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

Но это все запомнить, ему помогают помощники.

И мы сегодня попробуем найти этих помощников.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

1 Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Молодцы!

- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Я предлагаю вам выяснить зачем человеку глаза?

Опыт с закрытыми глазами: «Назови игрушку»

Опыт: «Найди друга» (дети стоят в кругу, одному ребенку завязывают глаза и на счет 1-2-3 к Ире подойди, в это время дети идут по кругу)

Воспитатель:

Так зачем же человеку глаза?

Верно, благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает. Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т. д.

- А теперь давайте поиграем.

Игра «Угадай чего не стало»

Раз два три не смотри

Разд два три смотри

Воспитатель: Какой помощник помог нам узнать какой игрушки не стало? (глаза). Правильно. Молодцы!

А вы знаете что нужно делать для того чтобы наши глазки хорошо видели

Назовите правила по охране зрения. (Дети перечисляют правила)

• Нельзя тереть глаза грязными руками.

• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

• Нельзя долго играть в компьютерные игры

• Нужно тренировать глаза, делать гимнастику для глаз.

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. Давайте проведем гимнастику для глаз.

(Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Вот мы и познакомились с первым помощником головного мозга - глазами.

Вывод: Глаза помогают головному мозгу запоминать различные изображения, картинки.

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

2 Загадка

Маша слушает в лесу,

как кричат кукушки,

А для этого нужны

нашей Маше: (ушки)

Шелестит листвой берёзка

Фыр –фыр- фыр! - летит стрекозка

Фьють-фьють-фьють! - поёт пичужка

Ж-ж-ж! - жужжит над ухом мушка,

Чтобы слышать звуки эти

(знают взрослые и дети)

У людей и у зверушек

Есть по паре чутких ушек!

Уши звуки различают

Они слышать помогают!

Воспитатель: - А для чего человеку уши? (ответы детей) .

Опыт: «Услышь, что я скажу» (дети закрывают уши а воспитатель шепотом произносит слова)

Воспитатель: - Правильно мы слышим ушами. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки.

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Игра «Угадай по звуку»

Воспитатель: Что помогло нам услышать разные звуки? (уши). Правильно. Молодцы!

- Слух для человека - это большая ценность.

Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки.

Воспитатель: Давайте составим правила по охране слуха.

• Защищать уши от сильного шума.

• Защищать уши от ветра.

• Если уши заболели, обратиться к врачу.

• Правильно чистить уши (намыленным пальцем).

• Каждое утро разминать ушную раковину.

Вывод: Уши помогают запоминать головному мозгу различные звуки

3 Загадка

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

- А для чего человеку нос? (Ответы детей)

Нос «картошкой» или длинный,

Даже как у Буратино.

Нос любой нам помогает

С ним и аромат цветка

Слышим мы издалека,

И что пирожки готовы

Нос нам сообщает снова!

- Ребята в этих бочонках кое - что спрятано, как нам угадать, что там находиться?

Кто нам в этом поможет?

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в боночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

Воспитатель:

Для чего нужен нос? Что помогает чувствовать и различать нос?

Нос - это важная часть тело. Носом мы дышим. Он помогает нам чувствовать и различать запахи.

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, давайте выполним дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Давайте придумаем правила чтобы носики хорошо дышали и определяли запахи

Чистить носик Одеваться по погоде.

Не засовывать в нос мелкие предметы

Лечить насморк. Делать дыхательную гимнастику.

Вывод:Нос помогает запомнить мозгу различные запахи.

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

4 загадка: А определить продукты на вкус нам помогает,, ?

Правильно язычок

Скажите, какие вкусы знает наш язычок? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

Игра «Угадай на вкус»

А как еще помогает нам язычок?

(язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.)

Кто же скажет, а зачем

Язычок нам нужен всем?

Чтоб друг с другом говорить,

Чтоб слова произносить,

А еще он людям нужен,

Чтобы есть обед и ужин.

Если очень разозлиться,

Можно языком дразниться!

Воспитатель: Для чего нужен язык? (ответы детей)

-Правильно язык помогает нам издавать разные звуки, а главное разговаривать.

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика: «Лошадка»

Воспитатель: Давайте придумаем правила для язычка, чтобы он умел определять вкусы и правильно произносил звуки.

Есть только мытые овощи и фрукты

Чистить зубы и язык

Нельзя пробовать очень горячее, или очень холодное

Нельзя брать в рот посторонние предметы, игрушки.

Нужно делать артикуляционную гимнастику.

Вывод: Язык помогает запомнить мозгу различные вкусы

5 Загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы рук)

Воспитатель: Для чего нам нужны руки

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

- Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?

- Какие помощники нам в этом помогут?

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

Игра «Угадай на ощупь»

Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Посмотрите у нашего «командира» мозга сколько помощников. Назовите этих помощников (органы чувств, и как они помогают мозгу.

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать

И не к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе.

Чаще говорите вежливые слова.

Публикации по теме:

Презентация для дошкольников «Веселые задачки» Презентация для дошкольников направлена на развитие у детей познавательной математической активности,умение классифицировать геометрические.

Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по валеологии «Наши помощники-органы чувств»
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 14:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...
Фотоотчет «Гжельская роспись»
Что же такое гжель? Как объяснить детям чтоб стало понятно такое новое слово "Гжель". Набрав материала, наглядного пособия я выбрала самый простой способ...
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте»
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте....
«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога» Выступление на городском...
На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка педагогов к...