Алена Распутина
Конспект занятия по валеологии «Наши помощники-органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: «Какую роль играют органы чувств при восприятии человекам окружающего мира?»
Цель: Развивать познавательные, творческие способности, поисковой активности детей в процессе выполнения исследовательских игр, упражнений и заданий.
Задачи:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
Определению задач исходя из поставленной проблемы
Планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
Выбору материала и способу действия;
Умению аргументировать свой выбор;
Развивать желание экспериментировать «Угадай на вкус» «Узнай по запаху»и т. д.
Публикация «Конспект занятия по валеологии „Наши помощники-органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач
Свободно пользоваться иллюстрированным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.
Расширять знания о роли органов чувств при восприятии человеком окружающего мира.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков
Формировать осознано – правильное отношение к собственному здоровью.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Содержание проекта:
Дети входят в зал, их встречает доктор Медуница
М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей).
Вы правы, я изучаю здоровье человека.
А от чего зависит здоровье человека.
(А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.)
Какие органы нашего организма вы знаете?
- А давайте вместе узнаем как они работают? (Да).
Но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?» (Ответы детей)
- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?
(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)
- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).
- Скажите где расположен головной мозг?
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.
- На что похож наш мозг?
- А знаете, ребята, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
Но это все запомнить, ему помогают помощники.
И мы сегодня попробуем найти этих помощников.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
1 Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Молодцы!
- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Я предлагаю вам выяснить зачем человеку глаза?
Опыт с закрытыми глазами: «Назови игрушку»
Опыт: «Найди друга» (дети стоят в кругу, одному ребенку завязывают глаза и на счет 1-2-3 к Ире подойди, в это время дети идут по кругу)
Воспитатель:
Так зачем же человеку глаза?
Верно, благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает. Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т. д.
- А теперь давайте поиграем.
Игра «Угадай чего не стало»
Раз два три не смотри
Разд два три смотри
Воспитатель: Какой помощник помог нам узнать какой игрушки не стало? (глаза). Правильно. Молодцы!
А вы знаете что нужно делать для того чтобы наши глазки хорошо видели
Назовите правила по охране зрения. (Дети перечисляют правила)
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать гимнастику для глаз.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. Давайте проведем гимнастику для глаз.
(Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Вот мы и познакомились с первым помощником головного мозга - глазами.
Вывод: Глаза помогают головному мозгу запоминать различные изображения, картинки.
А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
2 Загадка
Маша слушает в лесу,
как кричат кукушки,
А для этого нужны
нашей Маше: (ушки)
Шелестит листвой берёзка
Фыр –фыр- фыр! - летит стрекозка
Фьють-фьють-фьють! - поёт пичужка
Ж-ж-ж! - жужжит над ухом мушка,
Чтобы слышать звуки эти
(знают взрослые и дети)
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Уши звуки различают
Они слышать помогают!
Воспитатель: - А для чего человеку уши? (ответы детей) .
Опыт: «Услышь, что я скажу» (дети закрывают уши а воспитатель шепотом произносит слова)
Воспитатель: - Правильно мы слышим ушами. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки.
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Игра «Угадай по звуку»
Воспитатель: Что помогло нам услышать разные звуки? (уши). Правильно. Молодцы!
- Слух для человека - это большая ценность.
Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки.
Воспитатель: Давайте составим правила по охране слуха.
• Защищать уши от сильного шума.
• Защищать уши от ветра.
• Если уши заболели, обратиться к врачу.
• Правильно чистить уши (намыленным пальцем).
• Каждое утро разминать ушную раковину.
Вывод: Уши помогают запоминать головному мозгу различные звуки
3 Загадка
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей)
Нос «картошкой» или длинный,
Даже как у Буратино.
Нос любой нам помогает
С ним и аромат цветка
Слышим мы издалека,
И что пирожки готовы
Нос нам сообщает снова!
- Ребята в этих бочонках кое - что спрятано, как нам угадать, что там находиться?
Кто нам в этом поможет?
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в боночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
Воспитатель:
Для чего нужен нос? Что помогает чувствовать и различать нос?
Нос - это важная часть тело. Носом мы дышим. Он помогает нам чувствовать и различать запахи.
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, давайте выполним дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Давайте придумаем правила чтобы носики хорошо дышали и определяли запахи
Чистить носик Одеваться по погоде.
Не засовывать в нос мелкие предметы
Лечить насморк. Делать дыхательную гимнастику.
Вывод:Нос помогает запомнить мозгу различные запахи.
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
4 загадка: А определить продукты на вкус нам помогает,, ?
Правильно язычок
Скажите, какие вкусы знает наш язычок? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Игра «Угадай на вкус»
А как еще помогает нам язычок?
(язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.)
Кто же скажет, а зачем
Язычок нам нужен всем?
Чтоб друг с другом говорить,
Чтоб слова произносить,
А еще он людям нужен,
Чтобы есть обед и ужин.
Если очень разозлиться,
Можно языком дразниться!
Воспитатель: Для чего нужен язык? (ответы детей)
-Правильно язык помогает нам издавать разные звуки, а главное разговаривать.
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика: «Лошадка»
Воспитатель: Давайте придумаем правила для язычка, чтобы он умел определять вкусы и правильно произносил звуки.
Есть только мытые овощи и фрукты
Чистить зубы и язык
Нельзя пробовать очень горячее, или очень холодное
Нельзя брать в рот посторонние предметы, игрушки.
Нужно делать артикуляционную гимнастику.
Вывод: Язык помогает запомнить мозгу различные вкусы
5 Загадка.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы рук)
Воспитатель: Для чего нам нужны руки
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
- Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?
- Какие помощники нам в этом помогут?
Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.
Игра «Угадай на ощупь»
Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Посмотрите у нашего «командира» мозга сколько помощников. Назовите этих помощников (органы чувств, и как они помогают мозгу.
Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания
Будьте всегда здоровыми.
Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.
Гуляйте на свежем воздухе.
Чаще говорите вежливые слова.