Папки-передвижки

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание при формировании экологических представлений»

Елена Донскова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание при формировании экологических представлений»

Цель: – создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи экологического воспитания :

Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

• Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

• Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание при формировании экологических представлений“» размещена в разделах

Этапы работы:

I этап – Подготовительный.

Цель: изучить методическую литературу, методы и приемы по формированию у детей экологических представлений с учетом возраста.

На первом этапе подбирается и изучается методическая литература, подготавливается дидактический материал.

Для работы по экологическому воспитанию детей была выбрана программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с концепцией автора программы предполагает :

- формирование осознанного – правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Содержание экологического образования отличается научностью. Несмотря на возраст, дети получают в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе.

II этап. – Социометрический.

Цель: определить уровень экологических знаний, характер взаимодействия с природой, наличие умений и навыков правильного поведения в природной среде.

Получить нужную информацию нам удалось при длительном наблюдении за дошкольниками в условиях учебно-воспитательного процесса, а также при кратком обследовании с применением ряда игровых заданий, бесед, тестов.

III этап. - Планирование педагогической деятельности.

Цель: Спланировать работу по формированию у детей экологических представлений.

Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.

Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды. Для этого групповую комнату можно разделить на функциональные зоны: выделить зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для природоведческой библиотеки, зону для игр. Групповая комната – это помещение для детей, где им всегда интересно. По этой причине в ней можно сформировать коллекции : ракушек, камней, перьев, листьев, семян, орехов.

IV этап: Индивидуальные и групповые формы работы с детьми.

Цель: Расширить интерес, углубить знания, закрепить представления детей о природе.

С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы:

- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов,

- практические (игры, труд, опыты,

- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы).

Наглядные методы.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего вида. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организовывая с детьми наблюдения природы, одновременно решала целый ряд задач: формировала у детей знания о природе, учила наблюдать, развивала наблюдательность, воспитывала эстетически.

При ознакомлении детей с природой в зависимости от познавательных задач использовала различные виды наблюдений: кратковременные и длительные.

Рассматривание картин. Картины дали возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто было сделать невозможно в силу изменчивости природы.

В работе по ознакомлению с природой использовала книжную графику (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова и др.)

Диафильмы, кинофильмы и диапозитивы. Просмотр диафильмов, слайдов, кинофильмов всегда вызывал у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствовало успешному усвоению материала, формировал представление о динамике явлений природы: росте и развитии растений и животных, в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.

Практические методы.

Игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы использовала разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливали чувственный опыт, творчески осваивали приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Труд в природе. Труд детей в природе способствовал воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждались в его необходимости.

Опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используется в работе элементарные опыты.

Опыт - как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда или на занятиях. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывали свои предположения о причинах явления, выбирали способ решения – условия и организацию опыта.

Словесные методы.

Использование словесных методов в работе с детьми при ознакомлении с природой решило ряд задач: конкретизировала, пополнила, уточнила знания о явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путем словесных методов дети получили знания о новых явлениях природы.

Рассказ воспитателя.

Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать связи и зависимости, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому свои рассказы строила с учетом опыта, интереса и возраста детей.

Беседа.

Чтение художественной литературы.

Художественную литературу используют в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействовала не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

С помощью книги дети узнали о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточнили и конкретизировали имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая литература раскрыла детям явления неживой природы, помогла установить связи и отношения, существующие в природе. С помощью книги у ребят развивался познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Она ставила перед детьми новые вопросы, заставляла присматриваться к окружающей среде.

Y этап: Работа с родителями.

Цель: внедрить родителей в непрерывный процесс экологического образования, направленный на формирование экологической культуры детей и взрослых.

Экологическое образование дошкольников - это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя.

Экологическую информацию родители получали в уголке для родителей, на родительских собраниях, консультациях, во время индивидуальных бесед.

Родители принимают активное участие:

- фотовыставки;

- изготовление рукописных книг «Овощи, фрукты – полезные продукты», «Лекарственные растения нашего края», альбомов;

- оснащение уголков природы, центра науки;

- сбор коллекций природного материала;

- изготовление поделок;

- участие в акциях «Елочка – зеленая иголочка», «Посади дерево!», «Поможем птицам!».

- совместные походы в зеленую зону;

- помощь в создании библиотеки;

- посещение занятий познавательного характера;

Таким образом, экологическое просвещение родителей дает возможность определить воспитание каждого ребенка.

VI этап: Контрольно - аналитический

Цель: увидеть результат своей практической деятельности, выявить наличие у детей знаний, умений, навыков.

Для педагога всегда необходимо видеть результат своей работы. Последний этап работы – это этап контрольно – социометрический.

Контрольная социометрия позволяет нам определить динамику развития каждого ребенка и проанализировать систему проведенной работы в целом.

Литература:

1. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. : Детство – Пресс, 2003.

3. Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования Последние десятилетия - время становление системы непрерывного экологического образования в России, формирование его концепции. Современные.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ г. Курганинск 2015г. Патриотическое воспитание в ДОУ. Патриотизм — это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников В рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне одной из самых актуальных задач образовательных учреждений.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Презентация на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель: Тарасенко Екатерина Викторовна Слайд 1 «Любовь.

Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Актуальность выбранной темы. 3. Тема проекта 4. Вид проекта 5. Цель проекта 6. Гипотеза 7. Объект 8. Предполагаемый.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание» .

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание» (первая младшая группа) Тип проекта: педагогический. Продолжительность : апрель-май. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители.

Проект Нравственно — патриотическое воспитание во второй младшей группе Участники проекта: дети, педагог, родители. Вид проекта: краткосрочный. Сроки реализации: 12 февраля – 20 февраля. Актуальность проекта.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Формирование представлений о русских народных музыкальных инструментах»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Формирование представлений о русских народных музыкальных инструментах» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание при формировании экологических представлений»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 22:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД