Екатерина Панфилова
Проект «Общая коллекция» как условие формирования коммуникативных навыков у детей подготовительной к школе группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы: В ходе непосредственно-образовательной деятельности и наблюдений было выявлено, что у детей недостаточно развиты коммуникативные навыки : они не умеют грамотно излагать свои мысли, вести монологическую и диалогическую речь.
Цель проекта :Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через практико-исследовательскую деятельность путем собрания общей коллекции.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Общая коллекция“ как условие формирования коммуникативных навыков у детей подготовительной к школе группы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
•Расширить представление детей о коллекционировании.
- для чего люди собирают коллекцию.
- что можно коллекционировать.
- откуда берется коллекция.
•Совершенствовать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
умение более точно характеризовать объект (коллекцию).
высказывать предположения и делать простейшие выводы.
излагать свои мысли понятно для окружающих.
Умение отстаивать свою точку зрения.
•Поощрять стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
•Вызвать у детей желание собрать общую коллекцию.
•Воспитать бережное отношение к предметам, имеющим ценность.
Участники проекта :
Панфилова Екатерина Сергеевна — воспитатель.
Дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет).
Родители.
Вид проекта : творческий.
Срок реализации проекта : средней продолжительности.
В проекте охвачены все образовательные области.
Итоговое мероприятие: Выставка «Общая коллекция открыток».
Ожидаемые результаты:
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.
Умение получать информацию из различных источников и применять полученные знания на практике.
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей
Умение грамотно излагать свои мысли.
Умение работать в команде.
Создание выставки коллекции поздравительных открыток.
Работа с детьми:
Физич. культура - п\и «Что принес почтальон?», п/и «Путаница».
Социализация - Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Музей».
Коммуникация - Словесная игра «Кому что нужно?». Загадки. Беседа-рассуждение «Мое представление о коллекционировании» (вводная). Разучивание стихотворений Т. Михайленко «Однажды папа мне сказал.» и «Ваш ребенок-непоседа». Составление рассказов по сюжетным картинкам. Рассказы детей «История возникновения открыток», «Виды открыток», «Интересные факты об открытках». Составление рассказов из личного опыта «Моя коллекция».
Познание - игра «Веришь-не веришь», игровое упражнение «Разгадай кроссворд». Игры-путеш-я в прошлое предметов О. В. Дыбина: «Путешествие в музей предметов». Беседа «Что такое коллекционирование?», Д/и «Коллекцио-нер», «Что в мешочке?»
Труд - Изготовление открыток к праздникам «Новый год», «23 февраля», «8 марта».
Худ. творчество - Оформление праздничных открыток. Рисование предмета из коллекции, аппликация.
Чтение худ. лит-ры - Чтение стих-я С. Марша-ка «Почта», Чтение стих-я «Коллекционеры», Чтение рассказа С. Георгиева «Музыкальная открытка»
Работа с родителями:
1. Анкетирование.
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.
2. Консультация для родителей.
Цель: формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.
Совместная работа детей и родителей :
1. Выполнение домашнего задания:
а) подобрать и принести следующую информацию :
- История возникновения открытки.
- Какие виды открыток бывают.
- Интересные факты об открытках.
б) «Моя коллекция». Принести свою коллекцию и рассказать о ней.
в) всем принести по 2-3 открытки с поздравительной тематикой для общей коллекции.
2. Посещение тематического музея (Музей открытки, Почтовый музей).
Цель: приобщение родителей к совместной работе с детьми.
Работа над проектом :
1 этап. Организационный.
На организационном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того, были подобраны художественная литература, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, подготовлены консультации для родителей.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых, но, в тоже время серьезный и кропотливый. Надо вначале поддержать и направить познавательную деятельность ребенка, потому как стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию (а в дальнейшем умение доводить начатое дело до конца) зависит от того, культивируют ли взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно.
Следовательно, помощь родителей здесь просто необходима.
Для выяснения позиции родителей была разработанная анкета.
Результаты анкетирования показали, что в 74% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, этикетки, вкладыши, машинки, кукол, открытки, фантики). 11 % от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки, фигурки животных). В 46% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 64%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…”, или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считают коллекционирование бесполезным занятием.
Поэтому, подведя итоги анкетирования, родителям была дана консультация на тему: «Детское коллекционирование», где мы рассказали о том, какую роль играет коллекционирование в жизни ребенка, что создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, помогает совершенствовать коммуникативные навыки, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. А самое главное — это проведенное вместе «качественное» время детей со своими родителями.
Для того, чтобы понять, что дети знают о коллекционировании, собирают ли они что-то дома, с ними была проведена беседа-рассуждение на тему: «Мое представление о коллекционировании». В ходе данной беседы мы выяснили, что некоторые дети нашей группы вместе с родителями собирают дома коллекции (лего, монеты, ракушки, магниты на холодильник., узнали, какое они имеют представление об этом, познакомили их с предметами коллекционирования и некоторыми коллекциями, которые собирают люди, а также показали им и рассказали про свою коллекцию. Дети очень заинтересовались данной темой, бурно отвечали на вопросы и стремились сразу рассказать про свои коллекции. Видя такую заинтересованность детей, я решила провести с ними еще одну беседу, чтобы расширить представление детей о коллекционировании, познакомить их с правилами настоящих коллекционеров, а также вызвать интерес к собиранию общей коллекции. После некоторого обсуждения мы решили собирать поздравительные открытки, так как у многих дома есть такие открытки. Мотивацией к собиранию коллекции для детей стала помощь мультипликационному герою-смешарику, а для родителей — участие в выставке. Для данного проекта дети вместе с родителями искали интересную информацию про открытки, пополняли новыми открытками нашу коллекцию, делились своими впечатлениями о разных фактах из истории открыток. Также были подготовлены рассказы детей о своих коллекциях. Семья Ксюши подготовила презентацию про свою коллекцию монет, семья Саши рассказала о ракушках, которые они привозят из разных стран и собирают всей семьей. Красивая коллекция магнитов была представлена семьей Лёни. Многие мальчики нашей группы увлекаются собиранием коллекции игрушек лего (Слава Ш., Рома Ш., Рома Г.).
В ходе образовательной деятельности мы с детьми отправлялись в путешествие, узнавали, что у каждого предмета есть прошлое, что все предметы являются результатом труда человека, учили стихи, отгадывали загадки и кроссворды, изготавливали открытки к праздникам «23 февраля», «8 марта», играли в разные игры.
Подведя итог можно отметить, что коллекционирование — это очень полезное и интересное занятие, а сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Ведь ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее, соответственно развиваются коммуникативные навыки, а также еще массу других полезных качеств — аккуратность, терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии, искусствоведению или родной природе. Еще одним достоинством коллекционирования можно считать его интегрированность. Так собранные детьми коллекции используются в НОД, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, на занятиях по развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно по ознакомлению с окружающим миром.
Хочется отметить еще один положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка.
Наш пока еще не большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
Также коллекционирование способствует объединению всей семьи – каждый старается внести свою лепту в коллекцию малыша. А потому, если ребенку нравится собирать гербарий, спичечные коробки, фигурки из шоколадных яиц или что-нибудь еще, родителям стоит этот интерес всячески поощрять и поддерживать – вреда от такого хобби точно не будет! Вне зависимости от того, что является предметом коллекционирования, это хобби развивает у ребенка массу полезных качеств – аккуратность, терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии, искусствоведению или родной природе.
Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых - помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст…
3 этап. Результаты проекта.
Итоговое мероприятие: организация выставки «Общая коллекция открыток». Подведение итогов, награждение активных участников (вручение дипломов и подарков).
В результате реализации проекта у детей повысился опыт общения в процессе совместной деятельности, дети обменивались информацией, делились своими приобретенными знаниями, впечатлениями, рассказывали о своих коллекциях, которые они собирают дома. Задачи, поставленные в начале проекта, были выполнены, цель достигнута.