Проект «Общая коллекция» как условие формирования коммуникативных навыков у детей подготовительной к школе группы»

Екатерина Панфилова
Проект «Общая коллекция» как условие формирования коммуникативных навыков у детей подготовительной к школе группы»

Постановка проблемы: В ходе непосредственно-образовательной деятельности и наблюдений было выявлено, что у детей недостаточно развиты коммуникативные навыки: они не умеют грамотно излагать свои мысли, вести монологическую и диалогическую речь.

Цель проекта:Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через практико-исследовательскую деятельность путем собрания общей коллекции.

Задачи проекта:

•Расширить представление детей о коллекционировании.

- для чего люди собирают коллекцию.

- что можно коллекционировать.

- откуда берется коллекция.

•Совершенствовать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

умение более точно характеризовать объект (коллекцию).

высказывать предположения и делать простейшие выводы.

излагать свои мысли понятно для окружающих.

Умение отстаивать свою точку зрения.

•Поощрять стремление к самостоятельной познавательной деятельности.

•Вызвать у детей желание собрать общую коллекцию.

•Воспитать бережное отношение к предметам, имеющим ценность.

Участники проекта:

Панфилова Екатерина Сергеевна — воспитатель.

Дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет).

Родители.

Вид проекта: творческий.

Срок реализации проекта: средней продолжительности.

В проекте охвачены все образовательные области.

Итоговое мероприятие: Выставка «Общая коллекция открыток».

Ожидаемые результаты:

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.

Умение получать информацию из различных источников и применять полученные знания на практике.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей

Умение грамотно излагать свои мысли.

Умение работать в команде.

Создание выставки коллекции поздравительных открыток.

Работа с детьми:

Физич. культура - п\и «Что принес почтальон?», п/и «Путаница».

Социализация - Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Музей».

Коммуникация - Словесная игра «Кому что нужно?». Загадки. Беседа-рассуждение «Мое представление о коллекционировании» (вводная). Разучивание стихотворений Т. Михайленко «Однажды папа мне сказал.» и «Ваш ребенок-непоседа». Составление рассказов по сюжетным картинкам. Рассказы детей «История возникновения открыток», «Виды открыток», «Интересные факты об открытках». Составление рассказов из личного опыта «Моя коллекция».

Познание - игра «Веришь-не веришь», игровое упражнение «Разгадай кроссворд». Игры-путеш-я в прошлое предметов О. В. Дыбина: «Путешествие в музей предметов». Беседа «Что такое коллекционирование, Д/и «Коллекцио-нер», «Что в мешочке?»

Труд - Изготовление открыток к праздникам «Новый год», «23 февраля», «8 марта».

Худ. творчество - Оформление праздничных открыток. Рисование предмета из коллекции, аппликация.

Чтение худ. лит-ры - Чтение стих-я С. Марша-ка «Почта», Чтение стих-я «Коллекционеры», Чтение рассказа С. Георгиева «Музыкальная открытка»

Работа с родителями:

1. Анкетирование.

Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.

2. Консультация для родителей.

Цель: формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.

Совместная работа детей и родителей:

1. Выполнение домашнего задания:

а) подобрать и принести следующую информацию:

- История возникновения открытки.

- Какие виды открыток бывают.

- Интересные факты об открытках.

б) «Моя коллекция». Принести свою коллекцию и рассказать о ней.

в) всем принести по 2-3 открытки с поздравительной тематикой для общей коллекции.

2. Посещение тематического музея (Музей открытки, Почтовый музей).

Цель: приобщение родителей к совместной работе с детьми.

Работа над проектом:

1 этап. Организационный.

На организационном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того, были подобраны художественная литература, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, подготовлены консультации для родителей.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых, но, в тоже время серьезный и кропотливый. Надо вначале поддержать и направить познавательную деятельность ребенка, потому как стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию (а в дальнейшем умение доводить начатое дело до конца) зависит от того, культивируют ли взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно.

Следовательно, помощь родителей здесь просто необходима.

Для выяснения позиции родителей была разработанная анкета.

Результаты анкетирования показали, что в 74% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, этикетки, вкладыши, машинки, кукол, открытки, фантики). 11 % от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки, фигурки животных). В 46% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 64%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…”, или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считают коллекционирование бесполезным занятием.

Поэтому, подведя итоги анкетирования, родителям была дана консультация на тему: «Детское коллекционирование», где мы рассказали о том, какую роль играет коллекционирование в жизни ребенка, что создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, помогает совершенствовать коммуникативные навыки, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. А самое главное — это проведенное вместе «качественное» время детей со своими родителями.

Для того, чтобы понять, что дети знают о коллекционировании, собирают ли они что-то дома, с ними была проведена беседа-рассуждение на тему: «Мое представление о коллекционировании». В ходе данной беседы мы выяснили, что некоторые дети нашей группы вместе с родителями собирают дома коллекции (лего, монеты, ракушки, магниты на холодильник., узнали, какое они имеют представление об этом, познакомили их с предметами коллекционирования и некоторыми коллекциями, которые собирают люди, а также показали им и рассказали про свою коллекцию. Дети очень заинтересовались данной темой, бурно отвечали на вопросы и стремились сразу рассказать про свои коллекции. Видя такую заинтересованность детей, я решила провести с ними еще одну беседу, чтобы расширить представление детей о коллекционировании, познакомить их с правилами настоящих коллекционеров, а также вызвать интерес к собиранию общей коллекции. После некоторого обсуждения мы решили собирать поздравительные открытки, так как у многих дома есть такие открытки. Мотивацией к собиранию коллекции для детей стала помощь мультипликационному герою-смешарику, а для родителей — участие в выставке. Для данного проекта дети вместе с родителями искали интересную информацию про открытки, пополняли новыми открытками нашу коллекцию, делились своими впечатлениями о разных фактах из истории открыток. Также были подготовлены рассказы детей о своих коллекциях. Семья Ксюши подготовила презентацию про свою коллекцию монет, семья Саши рассказала о ракушках, которые они привозят из разных стран и собирают всей семьей. Красивая коллекция магнитов была представлена семьей Лёни. Многие мальчики нашей группы увлекаются собиранием коллекции игрушек лего (Слава Ш., Рома Ш., Рома Г.).

В ходе образовательной деятельности мы с детьми отправлялись в путешествие, узнавали, что у каждого предмета есть прошлое, что все предметы являются результатом труда человека, учили стихи, отгадывали загадки и кроссворды, изготавливали открытки к праздникам «23 февраля», «8 марта», играли в разные игры.

Подведя итог можно отметить, что коллекционирование — это очень полезное и интересное занятие, а сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Ведь ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее, соответственно развиваются коммуникативные навыки, а также еще массу других полезных качеств — аккуратность, терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии, искусствоведению или родной природе. Еще одним достоинством коллекционирования можно считать его интегрированность. Так собранные детьми коллекции используются в НОД, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, на занятиях по развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно по ознакомлению с окружающим миром.

Хочется отметить еще один положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка.

Наш пока еще не большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Также коллекционирование способствует объединению всей семьи – каждый старается внести свою лепту в коллекцию малыша. А потому, если ребенку нравится собирать гербарий, спичечные коробки, фигурки из шоколадных яиц или что-нибудь еще, родителям стоит этот интерес всячески поощрять и поддерживать – вреда от такого хобби точно не будет! Вне зависимости от того, что является предметом коллекционирования, это хобби развивает у ребенка массу полезных качеств – аккуратность, терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии, искусствоведению или родной природе.

Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых - помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст…

3 этап. Результаты проекта.

Итоговое мероприятие: организация выставки «Общая коллекция открыток». Подведение итогов, награждение активных участников (вручение дипломов и подарков).

В результате реализации проекта у детей повысился опыт общения в процессе совместной деятельности, дети обменивались информацией, делились своими приобретенными знаниями, впечатлениями, рассказывали о своих коллекциях, которые они собирают дома. Задачи, поставленные в начале проекта, были выполнены, цель достигнута.

Публикации по теме:

Образец анализа непосредственно образовательной деятельности Цель и задачи НОД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. НОД осуществлялась.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя Я работаю воспитателям в детском саду. Для повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми, информированности родителей,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Общая коллекция» как условие формирования коммуникативных навыков у детей подготовительной к школе группы»
Опубликовано: 11 октября 2014 в 22:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....