«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект

ольга дзюба
«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект

Составлен воспитателем Дзюба О. А., музыкальным руководителем Копыловой У. А. Бакланниковского филиала МБДОУ Д/с «Теремок».

Продолжительность проекта: 2,5 месяца

Тип проекта: информационно –практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Актуальность темы: Наша страна поистине уникальна. Наряду с высокоразвитой современной культурой Россия бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, дети получают представление о том, в какие игрушки играли наши прадеды, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили. Необходимо пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Цель проекта: Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа через воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи проекта

Обучающие:

• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;

• Познакомить детей с русской народной игрушкой;

• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, играми, русскими народными мелодиями и песнями.

Развивающие:

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.

Воспитательные:

• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.

• Воспитывать патриотические чувства у детей.

Работа участников проекта

Для педагогов:

• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.

Для родителей:

• Предоставить фото народных праздников в семье (Новый год, рождество, крещение, масленица)

• Изготовить русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, тряпичные обрядовые куклы)

• Принять участие в праздновании масленицы

Форма проведения итогового мероприятия проекта: праздник масленицы

Продукты проекта:

Для детей:

• Роспись матрешки, роспись посуды по мотивам «Хохлома»

• Раскрашивание раскрасок «Русская национальная одежда»

• Аппликация «Хоровод»

• Конструирование из бумаги (коллективное) «Изба».

• Драматизация сказки «Лиса и заяц»

Для педагогов:

• Составление каталога «Русские народные подвижные игры»

• Организация выставки детского творчества «Русская народная игрушка».

• Выпуск для родителей папки-передвижки «Обычаи и традиции русского народа».

• Изготовление чучела Масленицы.

Для родителей:

• Фотоотчёт по проведению семейных народных праздников;

• Изготовление русской народной игрушки;

• Выпечка блинов.

• Участие в празднике.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы, разучивание русских народных песен и танцев, рассказ о народных обычаях и традициях, разыгрывание сценок и эпизодов сказок, заучивание потешек, пословиц, считалок, художественное творчество, русские народные игры, использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Формы образовательной работы с детьми: организованные занятия, совместная деятельность, праздники и развлечения, организация конкурсов рисунков и поделок, слушание музыки, просмотр мультфильмов.

Содержание проекта

I этап. Подготовительный.

Чтение русских народных потешек, русских народных сказок. Рассматривание русских национальных игрушек. Освоение игры на русских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши прадеды, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Вовлечение в проект родителей, сделать выставку детских работ по теме.

II этап. Основной.

Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.

Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.

Драматизация сказки «Лиса и заяц».

Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Ручеек», «Горелки», «Заря-заряница» и др.

Подготовить наглядную информацию для родителей по теме.

Рисование декоративное «Русская посуда». Расширение представлений детей о народных промыслах.

Досуг. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.

Конструирование из бумаги «Русская изба». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты, игрушки: матрёшки, тряпичные куклы, куклы в национальных русских нарядах.

НОД. ФЦКМ «Путешествие в прошлое. Русский быт». Познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси ; раскрыть значение слов «славяне», «предки».

НОД. Конструирование из бросового материала «Изба». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.

НОД. ФЦКМ + Рисование «Путешествие в прошлое. Народная праздничная одежда». Обсуждение с детьми особенностей русского праздничного костюма. Расширение представлений о русской национальной одежде.

НОД. Развитие речи «Эти мудрые русские сказки».

НОД. ФЦКМ +Рисование декоративное «Русская народная игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков. Роспись матрешки.

НОД. Аппликация «Хоровод». Расширять представления о народных играх и фольклорных традициях. Учить вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой.

Досуг. Викторина «В гостях у Василисы Премудрой». Приобщение детей к русскому фольклору.

Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.

Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.

Физкультурный досуг Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

III этап. Заключительный.

Организация выставки детских работ.

Драматизация сказки «Лиса и заяц». Приобщение детей к русскому фольклору

Презентация проекта

Результат проекта

Дети познакомились с традициями русского народа- с русской народной игрушкой, с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями в процессе НОД, досугов, бесед, игр, изобразительной деятельности. Проявилась заинтересованность в изучении истории русского народа, сформировались предпосылки проявления патриотических чувств у детей. Родители расширили свой кругозор по теме, активизировалось сотрудничество родители-воспитатель. Совместно с родителями была оформлена выставка детского творчества.

Методические материалы к проекту «Традиции русского народа»

1. Литература

- Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа», Детство – Пресс.

- Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.

- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

2. Интернет-ресурсы

- WWW.MAAM.RU

- WWW. np portal

№ Мероприятие Дата

1 Подготовительный

Чтение русских народных потешек, русских народных сказок. Рассматривание русских национальных игрушек. Освоение игры на русских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши прадеды, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? 14.01.-22.03.

2 Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек. январь

3 Основной Аппликация объемная «Хоровод»

22.01.

4 Рисование декоративное по мотивам народных росписей «Русская посуда». 04.02.-22.03.

5 Раскрашивание «Русская национальная одежда». 11.03.

6 Досуг. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков. 28.01.

7 НОД «Путешествие в прошлое. Русский быт». 04.02.

8 Слушание русских народных мелодий и песен. 14.01.-22.03.

9 Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Ручеек», «Горелки», «Заря-заряница» и др.

14.01.-22.03.

10 Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты,

игрушки: матрёшки, тряпичные куклы. 14.01.-22.03.

11 НОД. Развитие речи «Эти мудрые русские сказки». 15.02.

12 Выставка рисунков «Сказка в гости к нам пришла» 01.02.-08.03.

13 Фоторепортаж «Обычаи и традиции моей семьи» 14.01.-15.03.

14 Рисование декоративное «Весёлые матрёшки» 04.02.

15 Консультация для родителей «Народная игрушка своими руками» 04.03.-15.03.

16 Физкультурный досуг Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа. 14.01.-22.03.

17 Заключительный Драматизация сказки «Лиса и заяц».

22.03. 18 Организация выставки детских работ.

«Народная игрушка своими руками»

«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект

11.03.-22.03.

19

Картотека русских народных игр 22.03.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Скоро Новый год» Актуальность проекта Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. А. Эйнштейн Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Информационно-практико-ориентированный, творческий проект «Чистый Екатеринбург» Цель проекта: - уточнить и расширить представление о том, что портит окружающую среду; - воспитывать желание посильно восстанавливать.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 13:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

26 мая. Юбилей сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

185-летний юбилей отмечает в этом году русская стихотворная сказка, переведенная на 27 языков мира и напечатанная общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такая популярность этого произведения объясняется...

Прогулка «От клумбы до огорода». (средняя группа)
Прогулка. «От клумбы до огорода». Воспитатель: Решетникова Мария Юрьевна Возраст: дети 4-5 лет ( средняя группа) Педагогическая цель: укрепление...
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM — письма друзей»
Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Спешим поделиться радостным событием, что наша группа «Росинка» получила бандерольку от наших друзей группы...
Фотоотчет об аппликации «Божья коровка» во второй младшей группе
Здравствуйте, Уважаемые коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчет по аппликации: «Божья коровка». Занятие проведено в рамках...