Лучший педагог года

Познавательный проект «Огород на подоконнике»

Ольга Журавлева
Познавательный проект «Огород на подоконнике»

ПРОЕКТ "ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ"

"Дайте детям радость труда! Это радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим"

А. Сухомлинский

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором основывается его дальнейшее творчество.

Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Публикация «Познавательный проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Проблема:

- Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста.

- Нет навыков ухода и навыков бережного отношения к растениям.

- Интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Актуальность проблемы:

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательски - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Знание добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживают. Участие детей в проекте «Огород на подоконнике» позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Формировать интерес к трудовым действиям.

ЗАДАЧИ:

1. Расширять представления детей о том, что растения могут расти из различных плодов.

2. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение.

3. Обогащать словарный запас новыми словами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Повысится интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности. Сделают вывод, что для роста растений необходимы свет, вода, тепло.

2. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.

3. Дети получат знания о том, что растения могут расти из луковиц, зерен, семян.

4. Словарный запас детей обогатится, в речи детей активизируются глаголы и прилагательные.

5. Проведенная работа позволит воспитать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

6. Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов.

Тип проекта :

Познавательный, исследовательский, творческий, групповой

Форма проведения: фронтальная

Продолжительность: 3 месяца

Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель.

Возраст детей: 4-5 лет.

Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта.

Дети средней группы «Ромашка» МДОУ Аладьинский детский сад, родители и воспитатель группы.

I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Деятельность воспитателя:

1. Подбор загадок и стихов, иллюстраций о луке, чесноке, овсе, петрушке.

2. Разработка анкеты.

Деятельность с родителями:

1. Провести родительское собрание «Участие в проекте «Огород на подоконнике».

2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.

Деятельность с детьми.

Беседа с детьми: "Что вы знаете о луке и чесноке".

ВЫХОД: Картотека загадок и стихов. Анкета для родителей.

СРОК: ЯНВАРЬ

II ЭТАП. ОСНОВНОЙ.

] Деятельность воспитателя:

1. Организация и проведение Познание "Посадка лука и чеснока".

Рисование "Мы сажали огород". Инсценировка песни "Огородная -хороводная".

2. Чтение отрывков из сказки «Репка», «Джанни Родари "Чиполлино"и просмотр мультфильма "Чиполлино".

Деятельность с родителями.

1. Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

2. Сделать книжку-малышку.

Деятельность с детьми.

1. Проведение наблюдений и сравнение темпов роста с зарисовкой в дневнике наблюдений.

2. Проведение опытов :

"Что изменилось",

"Где быстрее вырастет?".

3. Разучивание стихов, загадок и поговорок.

ВЫХОД:

Детские рисунки, книжки-малышки, дневник наблюдений.

СРОК: Февраль.

III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Деятельность воспитателя:

Подготовка викторины.

Деятельность родителей.

Участие в викторине.

Деятельность с детьми.

Викторина "Лук от семи недуг".

Употребление в пищу лука и чеснока - получить положительные эмоции от результат работы.

Выход. Презентация фотоальбом "Огород на подоконнике".

Выставка рисунков.

СРОК: МАРТ.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

3. Составить перспективный план мероприятий

План реализации проекта.

Подготовительный этап (Январь)

1. Сбор художественной литературы:

стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатель группы, первая неделя ноября.

2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». первая неделя Января.

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).Родительский комитет, 2-3 неделя января.

4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатель, 2-3 неделя января.

5. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Дети, воспитатель, 2-3неделя января.

Основной этап (Февраль)

1. Рассматривание семян (укропа, лук, горох, огурцов, посадка семян и рассады. Дети, воспитатель группы, 1 неделя февраля

2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. 1-2 неделя февраля

3. «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта

4. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течении всего проекта

5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатель группы. В течении всего проекта

6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течении всего проекта

7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта

Заключительный этап (Март)

1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя марта.

2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Детские рисунки, книжки-малышки, дневник наблюдений.

Дети, воспитатели группы. 3 неделя марта

2. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. 4 неделя марта

3. Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы. Воспитатель группы. 4 неделя марта

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Узнаем какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Беседа об овощах

Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей.

Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Содержание:

Воспитатель приносит в группу поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе лежит и как все это назвать одним словом (овощи) Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (на огороде) кто выращивает овощи? Воспитатель уточняет: верно, ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все ли овощи растут на поверхности земли? Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи – корнеплоды). Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). Для чего люди выращивают овощи? (Чтобы употреблять в пищу). Все ли овощи одинаковые на вкус? Значит, овощи различаются и по вкусу.

Загадка: «Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Ее можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна». - Воспитатель (с блюдом сырых и вареных овощей) предлагает ребенку, поднявшему руку, зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об этом ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел.

«Живет дед во сто одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят. (Репа)

Дети пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу. Предложить детям самим сочинить загадки про овощи.

Пословицы, поговорки, загадки, считалки

«Лук от семи недуг» ;

«Лук в твоих объятиях проходит всякая болезнь»,

«Помидор – взрослым и детям, больным и здоровым» ;

Сидит баба на грядках, вся в заплатках,

Кто заплатку оторвёт, всяк заплачет и уйдёт. (лук)

Носил мальчик зелёный кафтанчик, стал паном —

Обзавёлся красным кафтаном. (помидор)

Раз Лучок, два лучок,три,четыре,пять.

Шесть лучок, семь лучок, посчитай ещё дружок.

Раз, два — помидоры три, четыре лук крошили

Пять,шесть картошка есть семь, восемь суп мы просим

Девять, десять – съели вместе.

Угадай, что за капуста, – Вся в цветочках, густо-густо,

Несколько голов кудрявых, В белых шубках кучерявых. (Цветная капуста)

Я пошла на огород Посмотреть, как Он растёт.

А Он спрятался в стручок, И конечно же - молчок!

Я люблю его покушать, сказку про Него послушать.

И для супа он неплох, а зовут Его.! (Горох)

В створчатой палатке Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!Что это? (Горошек)

В огороде хоть растёт, всё ж бобовая поёт.

Знает ноты “фа” и “соль”. И зовут её… (Фасоль)

Живут дочки и сыночки в тесном домике - стручочке.

Лопнул дом на половинки, и посыпались дробинки. (Горох)

Вьётся длинная лиана по забору вверх и вдоль.

Как созреет - для гурмана на тарелочке. (Фасоль)

Ещё не все прошли морозы, посеял грядку (мой каприз).

И наливался овощ в грозы, в земле румянился. (Редис).

Краснощекая девица очень любит веселится.

Чуб сняла, сняла свой хвостик

И пришла в салат к нам в гости.

Только в платье с белой кромкой,

Она осталась очень скромной. (Редиска)

Если хочешь винегрет - в огород за ней сходи,

У неё красивый цвет и снаружи, и внутри! (Свекла)

Он, ребята, очень нужен, если кто из вас простужен

Или гриппом заболел, расчихался, ослабел.

К вам на помощь вмиг придёт и микробы все убьёт.

Всем, конечно, он знаком и зовётся…. (чесноком).

Что за овощ тянет с грядки, дед с семьёй взамен зарядки? (Репка).

Стихи про овощи.

Помидор

Помидор на грядке делает зарядку;

- Как здоровье, помидор?

- Хорошо! В порядке!

Весь вспотел, но не устал!

От зарядки красным стал.

Морковка

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,

Съел морковку - ням-ням-ням!

Малинка

Раз малинка, два малинка прямо у окошка;

Раз малинка, два малинка - целое лукошко!

Только надо рано встать, чтоб лукошко то собрать.

Клубничка

Высоко кричит синичка: «Ой, как выросла клубничка!

Нужно быстренько срывать - полетела деток звать!»

Яблочко

Что за грохот - бум-бум-бум?

Яблочко упало!

В травке яблочко найдём,

Чтобы не пропало.

Черника

Мы чернику соберём в папин день рожденья;

Сварим папе поскорей вкусное варенье!

Скажет папа: «Молодцы! Всем подарки – леденцы».

Черешня

Мы висели под дождём;

Капал дождик ночью, днём,

Чтоб краснели мы и спели,

Чтоб скорей нас детки съели!

Всех помыл нас дождь сейчас,

Мы черешни - ешьте нас!

Чеснок-чесночок

Чесночок наш, чесночок,

Ой, как горько-горько!

Чесночок наш, чесночок

Ест телёнок Борька;

Нам скажи-ка - почему?

Чтобы сильным быть! Му-му.

Лучок

Ходит по полю бычок: «Вкусно пахнет как лучок!

В носике щекочется - скушаю, раз хочется».

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получения новых знаний, проявления активности в процессе выполнения трудовых поручений

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. 3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне.

7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике

Итоги проекта :

В ходе проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляют уход за растениями, каковы плоды на вкус, какие витамины содержатся в овощах, как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.

С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость.

Совместная работа с родителями показала результат — активное участие в создании огорода, в проведении выставок,

Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах.

Какой восторг и гордость были у детей когда они собирая урожай понимали, что это они сами вырастили овощи, отличные на вкус и необходимые для здоровья.

А главное дети поняли что всё, что приготовлено из овощей нужно кушать потому, что это полезно и необходимо.

Работа над проектом показала, что дети с желанием и интересом принимали участие в работе длительного проекта.

Публикации по теме:

Мини проект «Огород на подоконнике» Проектная идея: - Создать в группах «Огород на подоконнике». Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие.

Экологический проект «Огород на подоконнике»Экологический проект «Огород на подоконнике» Снова наступает весна и оживает наш огород. Огород необходим в детском саду, чтобы знакомить дошкольников с природой, способами ухода за.

Проект «Огород на подоконнике»Проект «Огород на подоконнике» Мы начинаем проект "Огород на подоконнике" Проект включает в себя 3 этапа Проблема: неполное представление детей о культурных растениях,.

Проект «Огород на подоконнике» Время, проведённое в детском саду, запомнится детям не только интересными и разносторонними делами, но и полезными, и нужными. Огород на.

Проект «Огород на подоконнике»Проект «Огород на подоконнике» Вид проекта: познавательно – игровой. Интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие,.

Проект «Огород на подоконнике» Проект «Комнатные растения – спутники нашей жизни» первоначально ставил перед собой цель,озеленить группы, разбить цветники, чтобы эстетическое.

Проект «Огород на подоконнике» Информационная карта проекта МБДОУ «ЦРР- Детский сад «Мечта» г. Абакан, Республика Хакасия Полное название проекта: «Огород на подоконнике».

Информационный проект «Огород на подоконнике»Информационный проект «Огород на подоконнике» Тип проекта: информационный По содержанию: «Ребенок и природа» По характеру участия ребенка в проектировании: детско – взрослый. По характеру.

Проект «Зимний огород на подоконнике»Проект «Зимний огород на подоконнике» "У ворот шумит народ. Где тут зимний огород? Говорят, что там растет Огуречная рассада. И укропчик и лучок. Смотрят все на огород, И уходят.

Проект «Огород на подоконнике»Проект «Огород на подоконнике» Проект «Огород на подоконнике» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный. Возраст детей: 5-6лет. Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Огород на подоконнике»
Опубликовано: 15 марта 2018 в 20:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД