Людмила Луканина
Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : развивать познавательную активность у дошкольников к явлениям неживой природы.
Задачи проекта :
1. Создать условия в ДОУ, для развития познавательного интереса детей к явлениям неживой природы. 2. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого. 3. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Вид проекта : групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский
Длительность проекта : с августа 2016 по май 2017 года
Публикация «Проект „Осенние, зимние, весенние явления неживой природы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Неживая природа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
1. Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательной активности детей. 2. Разработка дидактического комплекса бесед, наблюдений, опытов и экспериментов.
3. Усвоение детьми знаний о явления неживой природы в разные времена года, знаний о свойствах воды и ее превращение в разных состояниях.
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий).
Направления деятельности в интеграции образов
№ п/п Содержание Сроки
I этап. Подготовительный (Организационный)
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Август
2. Составление планирования детской деятельности в рамках проекта Август
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности Сентябрь
II этап. Внедренческий
1. Работы с детьми в реализации проекта Сентябрь-май
2. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности детей Сентябрь-май
III этап. Обобщающий
1. Провести анализ полученных результатов. Мониторинг. май
Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей
Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» был разбит на блоки:
1блок «Облака и дождь» (сентябрь). Цель: Познакомить с природными явлениями облако и дождь. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.
2 блок «Туман и роса» (октябрь). Цель: Познакомить с природными явлениями туман и роса. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес. 3 блок «Иней» (ноябрь). Цель: Познакомить с природным явлением иней.
4 блок «Снег и град» (декабрь - январь). Цель: Познакомить с природными явлениями снег и град. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.
5 блок «Лед» (февраль). Цель: Познакомить с природным явлением лед. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.
6 блок «Проталинки, капель» (март). Цель: Познакомить с природными явлениями проталинки и капель. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.
7 блок «Гром, молния, радуга» (апрель) . Цель: Познакомить с природными явлениями гром, молния, радуга. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.
1блок «Облака и дождь»
1. Наблюдение за облаками перед дождем «Откуда взялся дождь?»
Цель: Познакомить с природным явлением дождь. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, познавательный интерес. Пояснить, что дождь – это испарившаяся влага с поверхности Земли образовавшая облако.
2. Опыт «Дождь в банке» Цель: Продемонстрировать круговорот воды в природе
3. Придумывание сказок – небылиц на тему «Белогривые лошадки». Цель: развивать представление о разнообразии облаков. Побуждать к рисованию для оформления книжки-самоделки «Вот такие облака».
4. Презентации «Круговорот воды в природе» Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе, расширять кругозор о взаимосвязи в природе.
5. Заучивание стихотворения «Дождик» О. Масловой.
Развивать память, отрабатывать четкость в произношении, выразительность, интерес к художественному слову.
6. Творческая мастерская: рисование гуашью «Превратим облако в овечку» Цель: Учимся цветовой гаммой красок передавать настроение осеннего дождя. Развивать художественно-творческие способности, фантазию.
7. Знакомство с творчеством художников-А. Саврасова, Ю. Кончаловского, И. Левитана, Юона, С. Виноградова, А. Венецианова. Рассматривание репродукций картин с осенним пейзажем. Цель: Раскрыть красоту и многообразие осени, прививать любовь к природе.
8. Слушание музыкального произведения Свиридова «Музыка дождя». Цель: Раскрыть для детей разнообразие звуковой картины дождей, дождиков, ливней.
9. Конструирование поделок из природного материала, бумаги для игр с с водой на прогулке (корабликов, лодочек, лягушек).
10. Разучивание песен «Дождик» М. М. Еремеевой,
11. Наблюдение «Белые лебеди в небе живут». Цель: Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
12. Аппликация «Разноцветный зонт». Цель: способствовать сенсорному развитию детей, развитию творческого воображения
1. Беседа «Что такое туман?» Цель: Познакомить с новым явлением природы - туман. Учить детей наблюдать и сравнивать природные явления, в неживой природе опираясь на память.
2. Наблюдение «Туман». Цель: Выявить представление, что такое туман. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, закрепить, как образуется туман.
3. Опыт «Пар». Цель: Познакомить детей как образуется пар. Учимся выдвигать предположения, находить причинно – следственные связи, делать вывод. Оборудование: Ткань, таз с горячей водой, поднос.
4. Заучивание стихотворения «Шел старик Туман» И. Демьянов.
Цель: Расширять представления о свойствах тумана. Учить воспринимать и осознавать образное содержание стиха, понимать закрепить умение в процессе речевого общения чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение.
5. Наблюдение «Капельки росы». Цель: Учить замечать явление -роса, находить взаимосвязи. Учить делать выводы. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности, интерес к природе. .
6. Творческая мастерская: «Пластилинография «Осеннее ненастье» Цель: Научиться передавать настроение. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.
Оборудование: Гуашь, баночки с водой, салфетки.
7. Викторина «Волшебные свойства воды». Цель: Закреплять представления детей о свойствах воды. Оборудование: Картинки с изображением, где используется вода.
8. НОД «Приключение капельки». Цель: Расширять представления о воде. Воспитывать бережное отношение к экологии, так как в природе все взаимосвязано.
9. Оформление выставки «Берегите природу». Цель: Закреплять представления о взаимосвязи между живой и неживой природой, формировать умение вдеть красоту окружающего.
10. Экологическое развлечение «В гостях у ЭкоСовы». Цель: Создать условия для отдыха и получения новых впечатлений. Расширять и закреплять представления о явлениях неживой природы. Совершенствовать певческие навыки и танцевальные движения. Формировать доброе отношение к природе.
3 блок «Иней»
.
1. Наблюдение «Заморозки» Цель: Обратить внимание детей на то, что первые заморозки на почве – это предвестники зимы.
2. Опыт «Откуда берется иней» Цель: Дать дошкольникам доступное представление об образовании инея. Оборудование: термос с горячей водой, черная бархатная бумага.
3. Чтение о пересказ произведения И. Урядовой «Сказка об инее, самом чудесном чуде на земле». Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.
4. Наблюдение «Выпал иней на луга». Цель: Расширять представления детей о свойствах снега. Развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.
5. Творческая мастерская. Рисование. «Морозные узоры». Цель: передать морозные узоры в рисовании с использованием манной крупы. По мотивам М. Гумилевской в рассказе «Снежные узоры на окнах. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, манная крупа
6. Наблюдение «Расписные снежинки». Цель: Рассмотреть снежинки через лупу, обратить внимание на разнообразие узоров. Закреплять представления о свойствах снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.
7. Аппликация из крупы риса «Иней на деревьях». Цель: Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность.
8. Экскурсия в лес «Что за чудо красота!». Цель: Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (мороз, холод, иней серебрится, прививать любовь к красоте природы.
9. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» 10. Разучивание подвижных игр «Холодно - горячо» Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве. «Снежинки и ветер». Цель: Учить слушать сигнал и бегать врассыпную.
4 блок: «Снег и град»
1. Наблюдение «Белый снег пушистый». Цель: Познакомить со свойствами снега. Расширять представления о явлениях природы зимой. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Развивать коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
2. Чтение и обсуждение произведений Т. Новицкой «Белый снег пушистый», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки».
3. Наблюдение «Лёд и снег – твёрдая вода». Цель: Показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах. Оборудование: Ведёрко со снегом; лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, лупа; иллюстрации айсбергов.
4. Опыты «Почему снег греет?» Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?». Цель: Помочь детям выявить особенности одежды, защита от тепла и холода.
5. Творческо- трудовая деятельность. Строим зимние постройки и фигурки «Черепаха», «Звездочка», «Змея», «Снеговики», «Берлога для медведя», «Лисья норка».
6. Творческая мастерская. «Вдоль по улице метелица метёт» Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы, учить различать характерные приметы зимы, познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «набрызг» развивать воображение, художественно-творческие способности.
7. Прослушивание музыкальных произведений «Зимняя вьюга» А. Мартынов, Г. Свиридова Вальс «Метель», «Танец снежинок» .
8. Разучивание танца «Кружатся снежинки» с султанчиками) Цель: Учимся плавными движениями передавать, как летят, кружатся и падают снежинки.
9. Проведение игр -забав на прогулке. «Берегись, заморожу». Цель: развивать быстроту и ловкость. «Хоккей». Цель: учить отбивать клюшкой шайбу и забрасывать ее в ворота соперника. «Снег кружится» Цель: научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. «Мороз – красный нос» Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп. Цель: учить ходить цепочкой не расцепляя рук. «Донеси снежок в ложке». Цель: Учить донести снег в ложке, не выронив его. И передать ложку следующему игроку Подвижная игра «Снег кружится (по стихотворению А. Барто)
10. Акция «Они остались зимовать, станем птицам помогать!».
Цель: вызвать интерес к птицам, желание им помочь, воспитывать чувство ответственности за пернатых друзей, доброту.
5 блок «Лед»
1. «Ледостав» Цель: Подвести к пониманию, что лёд на лужах и реках – это природное явление. Расширять кругозор детей,знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед хрупкий, скользкий, можно упасть. Развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность.
2. Игра-исследование «Цветные льдинки». Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие. Оборудование: Ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки
3. Опыты «Цветные тоннели в ледяной глыбе». Цель: Как соль влияет на таяние льда.
«Ледяной каток» Цель: Познакомить, что лед скользкий
«Шипящий лед» Цель: Как сода превращает лед в шипящую воду.
«Рисование на льду» Цель: На льду, как и на бумаге можно рисовать. «Замерзание жидкостей». Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе их замерзания. «Ледяной секрет» Цель: Показать свойства льда. Выяснить в чем он опасен для здоровья.
«Плавает ли лед?» Цель. Показать детям свойства льда- плывучесть, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. «Ледяная рыбалка:» Цель: Показать экспериментальным способом, что предметы ко льду могут примерзать.
4. Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха». Цель: Дать представления о том, что под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.
5. Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют». Скольжение по ледяным дорожкам, ходьба по снежному валу, игра в снежки. Катание с горки на санках — «ледянках».
6. Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» ( монотипия: в холодных и тёплых тонах). Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме. Познакомить с техникой монотипии: перегнуть лист пополам, на одну сторону нанести несколько сочных цветовых пятен, сложить лист пополам и прогладить, развернуть, вырезать и красиво расположить на общей композиции. Оборудование: Цветовая модель тёплой и холодной гаммы; основа для общей композиции; для детей, листы бумаги, краски, кисти, вода, ножницы, клей. 7. Чтение произведения А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». Цель: Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях; формирование экологической культуры дошкольников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
8. НОД «Тепло или холодно?» Цель: Дать представление о том, что кожа помогает нам чувствовать температуру, чтобы не обжечься и не замёрзнуть; формировать навыки бережного отношения к своему организму.
6 блок «Проталинки, капель»
1. Наблюдение за проталинами. Цель: Уточнить знания детей о проталинах. Как они появляются, где раньше – в тени или на открытом солнце.. 2. Опыт «Дождевое облако в банке». Цель: показать экспериментальным опытом, как образуется капель. 3. Наблюдение за капелью. Цель: Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры. Развивать наблюдательность, умение выстраивать цепочку превращений.
4. Чтение: «Сказка про лучик». Цель: Дать представления о значении солнечного света для всего живого. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.
5. Рассматривание репродукций картин весенней тематики. Цель: развитие связной самостоятельной речи через формирование умения выделять признаки весны А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март», Н. Шишов «Весенний гром» .
6. Чтение и обсуждение рассказов: А. П. Чехов «Весной»; В. Бианки «Наводнение в лесу», И. Сладков «Гнездо».
7. Творческая мастерская: Рисование «Весна идёт». Цель: уточнить признаки весны. Развивать воображение, художественно-творческие способности, пробуждение эмоционального интереса к красоте весенних красок.
8. Презентация «Ледоход» Цель - закрепить признаки весны на водоеме, реке.
9. Аппликация «Весна. Признаки весны». Цель: Закрепить навыки вырезания и составления коллективной аппликации. 10. Чтение и обсуждение произведений К. Юон «Весенний день», Б. Кустодиев «Весна», «Весенние проталины», «Первые подснежники», В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел»,
А. Саврасов «Грачи прилетели».
11. Творческая мастерская: Лепка коллективной композиции «Грачи прилетели» с использованием пластического способа лепки и дополнительных материалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев).
12 .Музыкальная гостиная «Уж, тает снег, бегут ручьи» Цель: Воспитание творческой личности средствами музыкального искусства. Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
7 блок: «Гром, молния, радуга».
1. Наблюдения «Гром и молния» Цель: закрепить сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе весной. Разобрать понятия «молния», «гроза», побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как себя вести во время грозы.
2. НОД «У природы нет плохой погоды»
Цель: Закреплять и пополнять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
3. Чтение и обсуждение произведения «Сказка о радуге». Цель: Познакомить с радужным спектром. Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, учить понимать нравственный смысл.
4. Чтение сказки для В. Чиркова «Молния и Гром»
Цель: Расширять представления о свойствах молнии и грома. Учить понимать с помощью сказки сложные явления в природе.
5. Опыт «Радуга в стакане» Цель: показать экспериментальным образом как образуется спектр радуга. Используемый материал: сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов, закрепить последовательность её цветов. Развивать любознательность, речь, мышление, познавательный интерес.
6. Подвижные игры «Тучка, солнышко, дождик» ,«Солнышко встречаем», «Солнышко и дождик» ,«Ветер» ,«В небе тучки набежали, мы с собою зонтик взяли». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. 7. Мультфильм «Улитка и радуга». Цель: В игровой и не принужденной форме запоминаем все семь основных цветов радуги. 8. Творческая мастерская «Радуга - дуга, не давай дождя»
Цель: продолжать учить детей творчески отражать свои представления о радуге, развивать воображение, художественно-творческие способности.
9. Оформление выставки «Такая разная погода». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии природных явлений; формировать эстетические чувства.
10. Сочиним сказку «Солнце, туча и радуга» Учить детей выражать свои мысли, эмоции, чувства. Развиваем фантазию, творческое мышление.