Лучший педагог года

Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы»

Людмила Луканина
Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы»

Цель проекта : развивать познавательную активность у дошкольников к явлениям неживой природы.

Задачи проекта :

1. Создать условия в ДОУ, для развития познавательного интереса детей к явлениям неживой природы. 2. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого. 3. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Вид проекта : групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский

Длительность проекта : с августа 2016 по май 2017 года

Публикация «Проект „Осенние, зимние, весенние явления неживой природы“» размещена в разделах

Участники проекта : воспитатели, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

1. Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательной активности детей. 2. Разработка дидактического комплекса бесед, наблюдений, опытов и экспериментов.

3. Усвоение детьми знаний о явления неживой природы в разные времена года, знаний о свойствах воды и ее превращение в разных состояниях.

I этап – подготовительный (организационный).

II этап – внедренческий.

III этап – итоговый (обобщающий).

Направления деятельности в интеграции образов

№ п/п Содержание Сроки

I этап. Подготовительный (Организационный)

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Август

2. Составление планирования детской деятельности в рамках проекта Август

3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности Сентябрь

II этап. Внедренческий

1. Работы с детьми в реализации проекта Сентябрь-май

2. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности детей Сентябрь-май

III этап. Обобщающий

1. Провести анализ полученных результатов. Мониторинг. май

Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей

Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» был разбит на блоки:

1блок «Облака и дождь» (сентябрь). Цель: Познакомить с природными явлениями облако и дождь. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.

2 блок «Туман и роса» (октябрь). Цель: Познакомить с природными явлениями туман и роса. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес. 3 блок «Иней» (ноябрь). Цель: Познакомить с природным явлением иней.

4 блок «Снег и град» (декабрь - январь). Цель: Познакомить с природными явлениями снег и град. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.

5 блок «Лед» (февраль). Цель: Познакомить с природным явлением лед. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.

6 блок «Проталинки, капель» (март). Цель: Познакомить с природными явлениями проталинки и капель. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.

7 блок «Гром, молния, радуга» (апрель) . Цель: Познакомить с природными явлениями гром, молния, радуга. Расширить и углубить знания детей. Развивать любознательность познавательный интерес.

1блок «Облака и дождь»

1. Наблюдение за облаками перед дождем «Откуда взялся дождь?»

Цель: Познакомить с природным явлением дождь. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, познавательный интерес. Пояснить, что дождь – это испарившаяся влага с поверхности Земли образовавшая облако.

2. Опыт «Дождь в банке» Цель: Продемонстрировать круговорот воды в природе

3. Придумывание сказок – небылиц на тему «Белогривые лошадки». Цель: развивать представление о разнообразии облаков. Побуждать к рисованию для оформления книжки-самоделки «Вот такие облака».

4. Презентации «Круговорот воды в природе» Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе, расширять кругозор о взаимосвязи в природе.

5. Заучивание стихотворения «Дождик» О. Масловой.

Развивать память, отрабатывать четкость в произношении, выразительность, интерес к художественному слову.

6. Творческая мастерская: рисование гуашью «Превратим облако в овечку» Цель: Учимся цветовой гаммой красок передавать настроение осеннего дождя. Развивать художественно-творческие способности, фантазию.

7. Знакомство с творчеством художников-А. Саврасова, Ю. Кончаловского, И. Левитана, Юона, С. Виноградова, А. Венецианова. Рассматривание репродукций картин с осенним пейзажем. Цель: Раскрыть красоту и многообразие осени, прививать любовь к природе.

8. Слушание музыкального произведения Свиридова «Музыка дождя». Цель: Раскрыть для детей разнообразие звуковой картины дождей, дождиков, ливней.

9. Конструирование поделок из природного материала, бумаги для игр с с водой на прогулке (корабликов, лодочек, лягушек).

10. Разучивание песен «Дождик» М. М. Еремеевой,

11. Наблюдение «Белые лебеди в небе живут». Цель: Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

12. Аппликация «Разноцветный зонт». Цель: способствовать сенсорному развитию детей, развитию творческого воображения

1. Беседа «Что такое туман?» Цель: Познакомить с новым явлением природы - туман. Учить детей наблюдать и сравнивать природные явления, в неживой природе опираясь на память.

2. Наблюдение «Туман». Цель: Выявить представление, что такое туман. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, закрепить, как образуется туман.

3. Опыт «Пар». Цель: Познакомить детей как образуется пар. Учимся выдвигать предположения, находить причинно – следственные связи, делать вывод. Оборудование: Ткань, таз с горячей водой, поднос.

4. Заучивание стихотворения «Шел старик Туман» И. Демьянов.

Цель: Расширять представления о свойствах тумана. Учить воспринимать и осознавать образное содержание стиха, понимать закрепить умение в процессе речевого общения чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение.

5. Наблюдение «Капельки росы». Цель: Учить замечать явление -роса, находить взаимосвязи. Учить делать выводы. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности, интерес к природе. .

6. Творческая мастерская: «Пластилинография «Осеннее ненастье» Цель: Научиться передавать настроение. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.

Оборудование: Гуашь, баночки с водой, салфетки.

7. Викторина «Волшебные свойства воды». Цель: Закреплять представления детей о свойствах воды. Оборудование: Картинки с изображением, где используется вода.

8. НОД «Приключение капельки». Цель: Расширять представления о воде. Воспитывать бережное отношение к экологии, так как в природе все взаимосвязано.

9. Оформление выставки «Берегите природу». Цель: Закреплять представления о взаимосвязи между живой и неживой природой, формировать умение вдеть красоту окружающего.

10. Экологическое развлечение «В гостях у ЭкоСовы». Цель: Создать условия для отдыха и получения новых впечатлений. Расширять и закреплять представления о явлениях неживой природы. Совершенствовать певческие навыки и танцевальные движения. Формировать доброе отношение к природе.

3 блок «Иней»

.

1. Наблюдение «Заморозки» Цель: Обратить внимание детей на то, что первые заморозки на почве – это предвестники зимы.

2. Опыт «Откуда берется иней» Цель: Дать дошкольникам доступное представление об образовании инея. Оборудование: термос с горячей водой, черная бархатная бумага.

3. Чтение о пересказ произведения И. Урядовой «Сказка об инее, самом чудесном чуде на земле». Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

4. Наблюдение «Выпал иней на луга». Цель: Расширять представления детей о свойствах снега. Развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.

5. Творческая мастерская. Рисование. «Морозные узоры». Цель: передать морозные узоры в рисовании с использованием манной крупы. По мотивам М. Гумилевской в рассказе «Снежные узоры на окнах. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, манная крупа

6. Наблюдение «Расписные снежинки». Цель: Рассмотреть снежинки через лупу, обратить внимание на разнообразие узоров. Закреплять представления о свойствах снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.

7. Аппликация из крупы риса «Иней на деревьях». Цель: Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность.

8. Экскурсия в лес «Что за чудо красота!». Цель: Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (мороз, холод, иней серебрится, прививать любовь к красоте природы.

9. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» 10. Разучивание подвижных игр «Холодно - горячо» Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве. «Снежинки и ветер». Цель: Учить слушать сигнал и бегать врассыпную.

4 блок: «Снег и град»

1. Наблюдение «Белый снег пушистый». Цель: Познакомить со свойствами снега. Расширять представления о явлениях природы зимой. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Развивать коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

2. Чтение и обсуждение произведений Т. Новицкой «Белый снег пушистый», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки».

3. Наблюдение «Лёд и снег – твёрдая вода». Цель: Показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах. Оборудование: Ведёрко со снегом; лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, лупа; иллюстрации айсбергов.

4. Опыты «Почему снег греет?» Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?». Цель: Помочь детям выявить особенности одежды, защита от тепла и холода.

5. Творческо- трудовая деятельность. Строим зимние постройки и фигурки «Черепаха», «Звездочка», «Змея», «Снеговики», «Берлога для медведя», «Лисья норка».

6. Творческая мастерская. «Вдоль по улице метелица метёт» Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы, учить различать характерные приметы зимы, познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «набрызг» развивать воображение, художественно-творческие способности.

7. Прослушивание музыкальных произведений «Зимняя вьюга» А. Мартынов, Г. Свиридова Вальс «Метель», «Танец снежинок» .

8. Разучивание танца «Кружатся снежинки» с султанчиками) Цель: Учимся плавными движениями передавать, как летят, кружатся и падают снежинки.

9. Проведение игр -забав на прогулке. «Берегись, заморожу». Цель: развивать быстроту и ловкость. «Хоккей». Цель: учить отбивать клюшкой шайбу и забрасывать ее в ворота соперника. «Снег кружится» Цель: научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. «Мороз – красный нос» Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп. Цель: учить ходить цепочкой не расцепляя рук. «Донеси снежок в ложке». Цель: Учить донести снег в ложке, не выронив его. И передать ложку следующему игроку Подвижная игра «Снег кружится (по стихотворению А. Барто)

10. Акция «Они остались зимовать, станем птицам помогать!».

Цель: вызвать интерес к птицам, желание им помочь, воспитывать чувство ответственности за пернатых друзей, доброту.

5 блок «Лед»

1. «Ледостав» Цель: Подвести к пониманию, что лёд на лужах и реках – это природное явление. Расширять кругозор детей,знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед хрупкий, скользкий, можно упасть. Развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность.

2. Игра-исследование «Цветные льдинки». Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие. Оборудование: Ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки

3. Опыты «Цветные тоннели в ледяной глыбе». Цель: Как соль влияет на таяние льда.

«Ледяной каток» Цель: Познакомить, что лед скользкий

«Шипящий лед» Цель: Как сода превращает лед в шипящую воду.

«Рисование на льду» Цель: На льду, как и на бумаге можно рисовать. «Замерзание жидкостей». Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе их замерзания. «Ледяной секрет» Цель: Показать свойства льда. Выяснить в чем он опасен для здоровья.

«Плавает ли лед?» Цель. Показать детям свойства льда- плывучесть, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. «Ледяная рыбалка Цель: Показать экспериментальным способом, что предметы ко льду могут примерзать.

4. Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха». Цель: Дать представления о том, что под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.

5. Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют». Скольжение по ледяным дорожкам, ходьба по снежному валу, игра в снежки. Катание с горки на санках — «ледянках».

6. Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» ( монотипия: в холодных и тёплых тонах). Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме. Познакомить с техникой монотипии: перегнуть лист пополам, на одну сторону нанести несколько сочных цветовых пятен, сложить лист пополам и прогладить, развернуть, вырезать и красиво расположить на общей композиции. Оборудование: Цветовая модель тёплой и холодной гаммы; основа для общей композиции; для детей, листы бумаги, краски, кисти, вода, ножницы, клей. 7. Чтение произведения А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». Цель: Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях; формирование экологической культуры дошкольников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.

8. НОД «Тепло или холодно?» Цель: Дать представление о том, что кожа помогает нам чувствовать температуру, чтобы не обжечься и не замёрзнуть; формировать навыки бережного отношения к своему организму.

6 блок «Проталинки, капель»

1. Наблюдение за проталинами. Цель: Уточнить знания детей о проталинах. Как они появляются, где раньше – в тени или на открытом солнце.. 2. Опыт «Дождевое облако в банке». Цель: показать экспериментальным опытом, как образуется капель. 3. Наблюдение за капелью. Цель: Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры. Развивать наблюдательность, умение выстраивать цепочку превращений.

4. Чтение: «Сказка про лучик». Цель: Дать представления о значении солнечного света для всего живого. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

5. Рассматривание репродукций картин весенней тематики. Цель: развитие связной самостоятельной речи через формирование умения выделять признаки весны А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март», Н. Шишов «Весенний гром» .

6. Чтение и обсуждение рассказов: А. П. Чехов «Весной»; В. Бианки «Наводнение в лесу», И. Сладков «Гнездо».

7. Творческая мастерская: Рисование «Весна идёт». Цель: уточнить признаки весны. Развивать воображение, художественно-творческие способности, пробуждение эмоционального интереса к красоте весенних красок.

8. Презентация «Ледоход» Цель - закрепить признаки весны на водоеме, реке.

9. Аппликация «Весна. Признаки весны». Цель: Закрепить навыки вырезания и составления коллективной аппликации. 10. Чтение и обсуждение произведений К. Юон «Весенний день», Б. Кустодиев «Весна», «Весенние проталины», «Первые подснежники», В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел»,

А. Саврасов «Грачи прилетели».

11. Творческая мастерская: Лепка коллективной композиции «Грачи прилетели» с использованием пластического способа лепки и дополнительных материалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев).

12 .Музыкальная гостиная «Уж, тает снег, бегут ручьи» Цель: Воспитание творческой личности средствами музыкального искусства. Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

7 блок: «Гром, молния, радуга».

1. Наблюдения «Гром и молния» Цель: закрепить сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе весной. Разобрать понятия «молния», «гроза», побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как себя вести во время грозы.

2. НОД «У природы нет плохой погоды»

Цель: Закреплять и пополнять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3. Чтение и обсуждение произведения «Сказка о радуге». Цель: Познакомить с радужным спектром. Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, учить понимать нравственный смысл.

4. Чтение сказки для В. Чиркова «Молния и Гром»

Цель: Расширять представления о свойствах молнии и грома. Учить понимать с помощью сказки сложные явления в природе.

5. Опыт «Радуга в стакане» Цель: показать экспериментальным образом как образуется спектр радуга. Используемый материал: сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов, закрепить последовательность её цветов. Развивать любознательность, речь, мышление, познавательный интерес.

6. Подвижные игры «Тучка, солнышко, дождик» ,«Солнышко встречаем», «Солнышко и дождик» ,«Ветер» ,«В небе тучки набежали, мы с собою зонтик взяли». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. 7. Мультфильм «Улитка и радуга». Цель: В игровой и не принужденной форме запоминаем все семь основных цветов радуги. 8. Творческая мастерская «Радуга - дуга, не давай дождя»

Цель: продолжать учить детей творчески отражать свои представления о радуге, развивать воображение, художественно-творческие способности.

9. Оформление выставки «Такая разная погода». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии природных явлений; формировать эстетические чувства.

10. Сочиним сказку «Солнце, туча и радуга» Учить детей выражать свои мысли, эмоции, чувства. Развиваем фантазию, творческое мышление.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе». Тема: Зимние явления в неживой природе. Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства.

Конспект занятия по обучению грамоте «Зимние явления» Тема: «Зимние явления» Задачи: • Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; • Закреплять умение находить местоположение звука.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в детском саду с элементами кинезиалогии на тему «Зимние явления природы» Программное содержание. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать.

Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Явления природы»Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Явления природы» Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Явления природы» Продолжительность проекта: 2 недели Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Проект «Лаборатория неживой природы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимние явления в природе» Воспитатель МБДОУ № 17 «Алёнушка» Побитова Наталья Андреевна. Тема: «Зимние явления в природе». Интеграция: познание, коммуникация, музыка,.

НОД по познавательному развитию. «Весенние явления в неживой природе» Цель: • Дать представление о весенних явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений. Задачи: • Расширить знания детей об изменениях.

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста «Лаборатория неживой природы» (2–3 лет) Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Тема проект: «Лаборатория неживой.

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы»Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы» Проблема: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать.

Познавательно-исследовательский проект «Зимние явления»Познавательно-исследовательский проект «Зимние явления» Проект на тему «Зимние явления». Актуальность:Зима - любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег - наиболее яркий признак.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы»
Опубликовано: 5 сентября 2017 в 21:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД