Папки-передвижки

Проект по формированию у детей знаний об истории создания книги «От глиняной таблички к печатной страничке»

Елена Гудкова
Проект по формированию у детей знаний об истории создания книги «От глиняной таблички к печатной страничке»

Старший дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребёнке, требующий внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. В настоящее время в обществе возникла серьё зная проблема: у детей падает интерес к книге. Чаще всего дошкольники имеют только общие представления о книге, могут различать различные виды книг, но при этом они не знают историю её создания, имеются недостаточные представления о том, как появляются книги, как и кто их создаёт. Чтобы сформировать интерес к истории книги, побудить в детях потребность в чтении и воспитать маленького книголюба, возникла идея о создании проекта, который обогатит и расширит представления ребёнка о книге и истории её создания. Не случайно формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному воспитанию

Публикация «Проект по формированию у детей знаний об истории создания книги „От глиняной таблички к печатной страничке“» размещена в разделах

2. Теоретические основы познавательно – исследовательской деятельности детей

• Развитие познавательных интересов детей

• Развитие любознательности и познавательной мотивации

• Развитие воображения и творческой активности

Формирование представлений об объектах окружающего мира

• Развитие внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов

• Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие обобщения.

Чтобы реализовать эти задачи, познавательно исследовательской деятельностью должно заниматься не отдельное направление учебно-воспитательной работы, этим должен жить весь детский сад.

3. Содержание проблем познавательно- исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной странички» дошкольников в ДОУ.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

1. Недостаточная компетентность педагогов ДОУ по данной исследовательской деятельности.

2. Дети не знают, когда и где появились первые книги, какими они были; люди каких профессий трудятся над созданием книги

4. Слабое наглядно- методическое оснащение проекта.

5. По результатам опроса родителей, выявлен низкий/ средний уровень знаний по данной теме

Актуальность проблемы подтвердились проведенными педагогическими диагностиками

среди педагогов и детей.

Среди педагогов Результаты знаний по теме познавательно- исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной страничке» - Проявляется

Среди детей

Проведение опроса детей было проведено с использованием «Модели трёх вопросов»

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем это?

Книгу делают из бумаги Как появилась книга? Сходить в библиотеку.

Книги бывают разными : о природе, сказки, стихи. На чём раньше писали люди? Найти информацию в интернете.

Книгу можно купить в магазине. Когда книга стала бумажной? Прочитать в энциклопедии

Книги пишут писатели, а художники рисуют картинки Как делают книгу? Найти информацию в интернете

Результат знаний по теме познавательно- исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной страничке» - Низкий

4. Практическая часть

4.1. Цель и задачи, по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной страничке»

Основной целью является: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов в процессе исследования вопроса об истории возникновения книги.

Основные задачи проекта :

*Расширить представления детей об истории появления книг, проследить путь развития книги в прошлом, настоящем и будущем; показать её значимость в современном мире

* Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе практического определения свойств и качеств материалов, используемых для изготовления книг (камень, глина, шёлк, береста)

*Обогатить речь детей словами, связанными с историей создания книги : свиток, береста, папирус, пергамент, печатный станок, переплёт, типография.

*Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают

*Формировать интерес детей к книге как к источнику познания.

Направления реализации проекта :

Блок «Воспитанники» :

1. Формирование у детей познавательно – исследовательской деятельности.

2. Интеграция познавательно – исследовательской деятельности в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

3. Обеспечение эмоционального благополучия.

4. Поддержку индивидуальности и инициативы детей.

5. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

6. Оказание помощи семье в формировании познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

Блок «Педагоги ДОУ»

1. разработка и реализация методических пособий, по развитию познавательно- исследовательской деятельности у детей.

2. информационное обеспечение познавательно- исследовательской деятельности у детей в системе дошкольного образования.

3. расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;

Блок «Родители» :

Оказание консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Программно – методическое обеспечение социально- личностного развития в ДОУ, необходимое для реализации проекта :

Методическая литература для педагогов и родителей:

• О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду», М. : Изд-во «Скрипторий 2003». 2011

• О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», М. : Творческий центр, 2007

• О. В. Дыбина «Рукотворный мир», М. : творческий центр, 2011

Познавательная литература для детей :

Энциклопедия: «Большая книга знаний для самых маленьких». М. : ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2006

«Моя самая первая энциклопедия»,». М. : ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2010

• Детские журналы

Материалы для проведения познавательно- исследовательской деятельности.

Иллюстрации с изображением предметов и материалов для письма, старинных книг. Печатных станков разной временной эпохи

Игровой математический материал: математический планшет «Учимся грамоте»

• Слайд презентация «От глиняной таблички к печатной страничке»

• Мультфильм «Гутенберг и книгопечатание»

• Электронная книга

• Подбор материалов и оборудования для организации исследовательской деятельности детей : глина, береста, камень, шёлк, бумага, стеки, деревянные палочки- писало, тушь, кисточки для письма по шелку, кусочки древесного угля для рисования на камне и т. д.

Работа с воспитанниками ДОУ:

Образовательная область «Познавательное развитие»

• Просмотр фото- сюжетов, иллюстраций, мультимедийных презентаций и мультфильмов об истории книг.

Оформление альбома истории для детей, где каждая страничка посвящена этапам развития книгопечатания : в Китае, в Египте, В Риме и Греции, в Русском государстве, в Европе, в России и сопровождается рассказом.

* Организация цикла тематических экскурсий:

- в библиотеку для знакомства с редкими книгами

- в книжный магазин для знакомства с современными книгами

* Знакомство с современным электронным вариантом книги

* Организация исследовательской лаборатории: проведение опытов по книгопечатанию на различных материалах (на бумаге, глине, бересте, шёлке, камне)

После проведения опытов дети делают выводы с точки зрения удобства для письма и изготовления книги.

• Изготовление книг из бересты, камня, глины, бумаги.

Организация и проведение развивающих игр: «Грамота на математическом планшете», «Шифровальщик», «Печатники».

Создание в группе мини- музея книги разных времён из домашних коллекций

Оформление фото- стенда об истории книги «От глиняной таблички к печатной страничке»

Оформление альбома «Печатные машинки разных времён»

Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы с детьми на темы: «Какие бывают книги», «Что может рассказать книга о себе», «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий»,

• Рассказ – сообщение об истории возникновения книгопечатания

• Организация и проведение речевых игр «Что будет, если….». «Да- нет», «Подбери слово», «Доскажи словечко».

• Организация и проведение с детьми игр-фантазий «Какой может быть книга

• Заучивание пословиц и поговорок о книге, отгадывание загадок о книге

• Составление творческих рассказов к рукописной книге «Если мы подумаем, то рассказ придумаем».

• Организация и проведение игр- интервью «Откуда пришла к нам книжка?»

• Совместное составление с родителями мини- эссе на тему «Книги- это…»

• Интервьирование детей по серии вопросов

• Организация и проведение литературного досуга «По сказкам К. И. Чуковского»

• Восприятие детьми рассказа А. Баркова «Откуда пришла книга», стихотворения С. Я. Маршака «Как печатали книгу».

Оформление выставки «Мои любимые книги», «Старые книги желают познакомиться», коллективное прочтение выставочных книг, обсуждение рассматривание иллюстраций.

• Проведение цикла встреч с родителями на тему «Моя любимая книга детства».

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

• Изготовление книги «Чудо- азбука» с использованием различных техник рисования, аппликации, лепки.

• Изготовление книг из ткани, рисование иероглифов.

Оформление зарисовок на свитках «Расскажи сказку»

Оформление рукописной книги «Все профессии нужны, все профессии важны»

Оформление вместе с родителями книг из разных материалов

Оформление книг из камня

Оформление книг из ткани и шёлка

Оформление страниц альбома истории «От глиняной таблички к печатной страничке»

• Изготовление самодельных индивидуальных мини- книжек с использованием разных предметов письма

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Организация сюжетно- ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Экскурсия в музей книги», где каждый ребёнок может попробовать себя в роли экскурсовода

• Серия бесед с детьми о правилах поведения в общественных местах

• Беседа с детьми о правилах обращения с книгой

• Беседа с детьми о профессиях печатника, переплётчика, продавца книжного магазина

• Работа в мастерской «Книжкина больница» по ремонту книг

• Изготовление основ для каменных книг; глиняных табличек, заготовок для книг свитков, книг из шёлка, берестяных страниц для создания книг из бересты

• Изготовление штампов для книгопечатанья из овощей и других материалов

• Изготовление трафаретов для книгопечатанья

• Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин».

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с глиняной игрушкой» Конспект занятия «Знакомство с глиняной игрушкой» (старшая группа) Цель мероприятия: приобщение учащихся к декоративному искусству, к его.

Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы «Знакомство с Торжокской народной глиняной игрушкой». Воспитатель второй категории Кареева Вера Дорофеевна, МБДОУ детский сад №17 п. Де-Кастри,.

Проект «Я пою» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25» по развитию вокально-певческих.

Проект по ПДД «Детям знать положено!» Проект в средней группе «Гномики» «Детям знать положено!» Тематика проекта: информационный. Продолжительность проекта: однодневный.

Проект по ПДД. ФотоотчётПроект по ПДД. Фотоотчёт Проект по ознакомлению с правилами дорожного движения "Мой друг - Светофор!" во второй младшей группе "Маленькие лягушата". Вид проекта:.

Социальный краткосрочный проект проект: «Во имя жизни» Краткосрочный проект : "Во имя жизни" в подготовительной группе I Этап Актуальность. Приближение празднования "Дня Победы" Цель. Расширить.

Таблички с «хохочущими» фотографиями на детские шкафчикиТаблички с «хохочущими» фотографиями на детские шкафчики Автором метода «хохочущих» фотографий является психолог Алексей Чалый. Давно известно, что счастливые события способствуют укреплению здоровья.

Мастер-класс «Технология создания глиняной игрушки в жгутовой технике»Мастер-класс «Технология создания глиняной игрушки в жгутовой технике» Тема Занятия: Лепка пластовой рыбки жгутовым способом. Оборудование: глина, салфетки для лепки, фотографии и рисунки рыб различных форм.

Конспект занятия «Учимся лепить птиц по мотивам народной глиняной игрушки» (в рамках тематической недели масленица) Подготовительная группа Тема: Учимся лепить птиц по мотивам народной глиняной игрушки. (в рамках тематической недели масленица) Цель:.

В рамках проекта «Творение рук человеческих». Знакомство с глиной. Роспись глиняной игрушки.В рамках проекта «Творение рук человеческих». Знакомство с глиной. Роспись глиняной игрушки. В этом году я работаю над долгосрочным проектом " Творение рук человеческих". В рамках этого проекта было запланировано знакомство детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию у детей знаний об истории создания книги «От глиняной таблички к печатной страничке»
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 20:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД