Проект «От зернышка до урожая»

Светлана Филькина
Проект «От зернышка до урожая»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители (законные представители).

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике, вырастив из семян рассаду; высадить рассаду на участке; получить урожай овощей.

Задачи проекта:

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Продолжительность проекта: среднесрочный, май - август 2019 г.

Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Процесс ознакомления с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, начиная выращивать в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, а потом высаживать растения на участке детского сада, где дети будут продолжать наблюдать за их ростом и ухаживать за ними, а также собирать свой урожай.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:

• Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

• Формирование разносторонних знаний о растениях, видах овощей.

• Осознание цикличности в природе: смена сезонов; семя плод семя.

• Развитие познавательных и творческих способностей.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта: семена, почва, контейнеры, орудия труда.

• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей:

• Сбор необходимого материала для создания огорода (семена, земля, контейнеры).

• Изготовление мини-теплицы, грядок на участке.

Практическая работа

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация развивающей предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

• Посадка семян редиса, перца, моркови, гороха, подсолнуха в землю.

• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание редиса, моркови.

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Участие в практической деятельности.

• Лепка овощей из пластилина.

• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

• Просмотр презентаций и мультфильмов о растениях.

• Сбор коллекций семян.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

Подведение итогов

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

Ход проекта:

Проблема: дети нашей группы решили вырастить овощи на собственном огороде. Но у них возник вопрос: как это сделать?

1 этап «Классификация»

В конце апреля, когда солнышко совсем обогрело землю, пришла пора сажать семена.

Многие дети дома видели, как мама или бабушка сажали семена помидор, огурцов, перца и др. овощей.

На первом этапе мы с ребятами собирали информацию о том, как выглядит огород, что может расти на огороде, и где мы можем создать свой огород.

Решили организовать в группе огород на окне. Встал вопрос: «Что же нам сеять?» Дети предлагали разные варианты овощей и фруктов. Решили выбрать разные по форме и размеру семена. Но как выглядят семена растений, дети не знали. Для этого собрали коллекцию семян. Рассмотрели семена различных овощей и фруктов.

Приготовили землю, стаканчики и контейнеры. Родители помогли в изготовлении мини теплицы. Совместно с детьми проговорили и зарисовали алгоритм посадки семян.

Посеяли: огурцы, горох, подсолнух, цветы (петунии, бархатцы).

Стали наблюдать за первыми ростками и учиться за ними ухаживать. Все изменения зарисовывали в дневнике наблюдений.

Проект «От зернышка до урожая»

Так как при посадке в грунт, видно только как появляется и развивается росток. Но не видно развитие корневой системы. Решили провести совместный эксперимент. Прозрачную банку наполнили ватными шариками. Положили несколько семян фасоли и кукурузы. Смочили вату водой и стали наблюдать. Уже на следующий день семена набухли. Через 3-4 дня появился зеленый росток и корешок. Несколько дней наблюдали за их ростом и развитием корневой системы. Кукурузу пересадили в землю.

Вывод: семенам для всходов нужна вода и тепло.

2 этап "Высадка в грунт"

Окрепшие саженцы в середине мая высадили в подготовленные с помощью родителей грядки на участке. Дети принесли из дома рассаду помидор и перца, выращенную дома вместе с родителями. Также высадили их на наши грядки. В свободную грядку решили посеять морковь и редис.

3 этап "Уход за растениями"

Стали ухаживать и наблюдать за рассадой: поливали, пололи и рыхлили. Дети с удовольствием участвовали в данном виде деятельности.

Научились поливать растения под корень, определять, нужен ли полив, различать культурные растения от сорняков.

4 этап "Наблюдения и сбор урожая"

а) Уже через месяц мы с детьми собрали первый урожай – редис. Не всем редиска пришлась по вкусу - горчит.

Зарисовали и отметили скороспелость редиса в дневнике наблюдений.

б) Горох

В конце июля – начале августа поспел горох.

Необычность данного овоща отметили нахождением плода (горошин) в стручке. А также наблюдали за ростом стебля: он длинный и тонкий, вьётся, на нем есть «усики». Такой стебель не выдерживает тяжести стручков. Дети предложили помочь растению и подвязать. Натянули веревочку, за которую растение «цеплялось» своими усиками. Плоды гороха на вкус понравились большему количеству детей. Но заметили, если вовремя не сорвать стручки, то горошины становились не такими сладкими - переспел.

в) Подсолнух

Семечки видели все, но откуда они, и как выглядит растение, дети не знали.

Поэтому и решили посадить семена подсолнуха. Когда появились первые ростки, стали наблюдать и зарисовывать изменения. Заметили, что подсолнух растет очень быстро. Уже к середине лета подсолнух вырос выше роста детей. Особенно удивились дети, которые пришли после отпуска и увидели на участке огромный цветок.

По ежедневным наблюдениям, заметили, что цветок подсолнуха направлен в сторону солнца (восход – закат). Сделали вывод: по подсолнуху можно определить части света.

В конце августа срезали подсолнух, попробовали уже зрелые семечки – понравились. Просушили и решили оставить для корма птицам зимой!

Сделали вывод: из одного семечка созревает большое количество семян – урожай!

г) Помидор

По мере роста рассады помидор, увидели, что стебель стал наклоняться. Дети предложили помочь молодым растениям поддержать стебель и подвязать его к палочке (видели, как это делают родители или бабушка на даче). Но на участке и рядом с ним подходящих палочек не нашлось. Ломать ветки деревьев и кустов дети знают – НЕЛЬЗЯ! Поэтому решили обратиться за помощью к взрослым. Владик принес заготовленные с папой палочки, и мы подвязали наши помидоры.

В конце августа, некоторые помидоры стали краснеть. С наступлением холодных ночей, заметили, что рост прекратился. Решили с детьми снимать урожай. Покраснели помидоры уже в группе. К обеду у детей был дополнительный салат из помидор!

Выводы: Помидорам для созревания нужно вода, свет и тепло. Наши помидоры росли на улице, поэтому не успели покраснеть.

д) Морковь

Морковь не требовала особой заботы. Поливали по мере необходимости, удаляли сорняки. Плод моркови находится в земле и не видно как развивается, поэтому наблюдали за ростом зелени. Заметили, если хвостики моркови наклоняются, значит, не хватает влаги и нужен полив.

Выкопали морковь в самом конце лета. Урожай удался!

Попросили на кухне помочь помыть и почистить для нас морковь.

Витамины с грядки оказались полезны и сладки!

Вывод: Морковь растет долго, богата витаминами. Можно употреблять в сыром и вареном виде в различных блюдах.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

- Дети познакомились со многими культурными растениями.

- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и условиях открытого грунта.

- В результате практической и опытнической деятельности дети добыли знания о необходимых условиях для роста растений.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне, ребята смогли поработать на открытом грунте: высаживали, поливали, пропалывали от сорняков, собирали урожай.

- Дети стали более уважительно относиться к земледельческому труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Дети совместно с воспитателем смогли определить опытным путем, что плод получается из семечка, а семечка – из плода.

- Родители приняли активное участие в проекте «От семечка до урожая»: проводили беседы с детьми об овощах и фруктах, растущих на их приусадебных участках; привлекали детей к огородным работам и познакомили их со способами ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, подкормка и пр.).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Уборка урожая»Фотоотчет «Уборка урожая» Урожай овощей с собственных грядок собрали дошкольники МБДОУ "Соболенок" подготовительной группы. — Огород в детском саду — это возможность.

Фотоотчет «Детско-родительский проект «От зернышка до каравая»Фотоотчет «Детско-родительский проект «От зернышка до каравая» В апреле на открытом районном МО в старшей группе №1 прошла защита детско – родительского проекта «От зернышка до каравая», с целью формирования.

Фотоотчет «Сбор урожая»Фотоотчет «Сбор урожая» Огород в детском саду очень нужен, так как совместная работа детей способствует формированию трудовых навыков, учит ответственности за порученное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От зернышка до булочки. Хлеб» Цель: формировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба. Образовательные задачи: формировать умение обрабатывать землю,.

Конспект НОД в старшей группе «От зернышка до булочки»Конспект НОД в старшей группе «От зернышка до булочки» Конспект НОД в старшей группе «От зернышка до булочки» Задачи: - Формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы.

Познавательно-исследовательский проект «От зернышка к хлебушку» для детей старшей группы Составлено воспитателями Тарасенко О. П. и Ярошенко О. П. МБДОУ№6 «Улыбка» ,г. Пролетарск, Ростовская область. Проект направлен на познавательно.

Проект «Хлеб начинается с зернышка»Проект «Хлеб начинается с зернышка» ГРУППОВОЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 13 «ХЛЕБ НАЧИНАЕТСЯ С ЗЁРНЫШКА!» Воспитатели: Яковлева Н. П. г. Волжский.

Проект «От зернышка до булочки» для средней группы .

Экологический проект «От зернышка до каравая» Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! Актуальность.

Защита проекта «От зернышка до каравая» в старшей группе ДОУЗащита проекта «От зернышка до каравая» в старшей группе ДОУ Пояснительная записка В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, речь пойдет о хлебе. Человек нуждается.

Библиотека изображений:
  • Сад и огород
  • Фрукты и ягоды
  • Сад и огород
Автор публикации:
Проект «От зернышка до урожая»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 22:46
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фоторепортаж «Поможет ли снежная зима восстановить воды реки Кубань»
Интенсивное развитие сельского хозяйства и транспорта, рост населения, глобальные изменения климата – вместе эти факторы привели к существенным...
Фотоотчет «Первый снег в детском саду»
Первый снег в этом году выпал у нас 15 января ! Сегодня ребята особенно торопились на прогулку, ведь выпал чудесный, волшебный снег, который они так долго...
Фотоотчёт «В гостях у зимней сказки»
Снег ложится на дома: К нам опять пришла Зима! Принесла в котомке Вьюги да позёмки, Холода, сугробы, лёд И, конечно, Новый Год! Зимушка-зима -...