Юлия Рахматуллаева
Проект «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Ознакомление с родным городом - средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Публикация «Проект „Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дети должны знать и узнавать свой край, беречь и уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки многих людей. Помнить, что без прошлого не может быть настоящего и будущего.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
-дети посещали краеведческий музей;
-участвовали в театрализованной деятельности;
-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом;
-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе;
-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали);
- совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.
Цель проекта :
- осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный
Ожидаемые результаты:
-активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры малой Родины;
-сформированная социально — личностная основа взаимодействия педагогов, родителей, детей.
Продукт проекта :
-уголок краеведения в группе;
-стенд «Наш город — это мы»,
-оформление альбомов «Моя семья»,
-создание герба семьи, родословного древа семьи.
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Кто работает на предприятиях», «Улицы города», «Что где находится» (схемы, карты).
Сюжетно - ролевые игры:
- «Семья» - «На стройках города» - «Транспорт» - «Мы Дмитровчане».
Познавательное развитие
Разработка экскурсионно - туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:
- «Красота нашего города»
- «Дмитров спортивный»
- «Наш город для детей»
Целевые прогулки:
- к земляному валу (основание города);
- по близлежащим улицам ;
- в парк
Экскурсии:
- в краеведческий музей города;
- в ЦДК на детское представление;
- в Центральную библиотеку;
Занятия:
- «Возникновение Дмитрова. Его история»;
-«Символы Дмитрова- герб, флаг и гимн»;
-«Народные праздники и обряды на Дмитровской земле»;
-«Символы Дмитрова - герб, флаг и гимн»;
- «Дмитров в годы ВОВ»;
- «Исторические места города»;
-«Памятники родного города»;
-«Природа родного края»;
- «Наш город-это мы»;
-«Где работают мои родители»;
- «Моё имя, его значение»;
- «О чём рассказали старые фотографии»;
- «Семья».
Поисково-собирательная работа:
- знакомство с историей города на основе фотоматериалов ;
- сбор личных вещей, книг, фотографий, предметов старины как рядовых граждан, так и известных людей, участников воин;
-викторина «Знатоки родного города» ;
-праздник «День города».
Изобразительная деятельность
Изготовление макетов
«Наша улица», «Наш детский сад»
Рисование
«Салют в честь дня Города», «Что мы видели в музее?», «Транспорт города», «Парки Дмитрова», «Красивее края не найти», «Русский костюм»
Развитие речи
Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Дмитрова», «История Дмитрова»
Беседы с детьми:
- «Я люблю свою маму» - «Моя бабушка самая хорошая» - «Дружно мы семьей живем» - «Дмитров – частичка России»- «Моя малая Родина».
Работа с пособиями по ознакомлению детей с железнодорожным и воздушным транспортом (профессии, техническое оснащение, история).
Ознакомление с художественной литературой
Знакомство с творчеством Ю. Чернова, А. В. Аркадьевой.
Музыка
Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» ;
«Пришла Масленица широкая» ;
«Мы играем» - оркестр народных инструментов.
Формы и методы работы с родителями
Проведение консультации «Маленькая страна — это моя семья»;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
Изготовление семейных альбомов
Выставка — конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения материалами.
Заключительный.
Представление своего уголка краеведения в форме, выбранной педагогом.
Оформление выставки «Дмитров — это Мы».
Картотека пословиц и поговорок о семье.
Диагностика элементарных представлений по теме у детей.
Анкетирование родителей по теме.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме;
- активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
- проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности;
- нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;
- развитие связной речи, обогащение словаря (ребенок проводит экскурсии в уголке краеведения в группе).
Воспитатели :
- разработка конспектов занятий;
- практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ;
- Участие в конкурсах, выставках ;
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда :
- уголок по краеведению в группе.
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : УЦ «Перспектива», 2008.
2. Аркадьева А. В. Символы Дмитрова – герб, флаг и гимн. Учебно-методическое пособие по краеведению. Дмитров. ИД «Вести». 2007.
3. Аркадьева А. В. Этнографическое краеведение, М. : Издательский Дом «Авангард», 2003.
4. Аркадьева А. В. Историческое краеведение Дмитров. Дмитров, «Север Подмосковья», 2000.
5. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М. : АРКТИ, 2007.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2008-2010.
7. Гризик Т. Н. Познаю мир : Метод. рек. – М. : Просвещение, 2006.
8. Козлова С. А. Я – человек. Парциальная программа по приобщению ребенка к социально му миру. М. 2006.
9. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М. : ЦГЛ, 2005.
10. Новицкая М. Ю., Соловьева Е. В. Парциальная программа патриотического воспитания «Наследие». М. : Линка-Пресс, 2006.
11. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой., М. А. Васильевой. - М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.
12. Ривина Е. К. Государственные символы России. Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2009.
13. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010
14. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - М. : АРКТИ, 2005.
15. Чернов Ю. Мой Дмитров. – М. : РИФ «РОЙ», 1994.