МААМ-картинки

Классный час в 9 классе в рамках проекта «Парта героя»

Таисия Жеребкова
Классный час в 9 классе в рамках проекта «Парта героя»

Проект «Парта героя».

Классный час. «Он наш земляк — он наша слава!»

Дата проведения: 20.02.2022г.

Участники – кадеты казачьего 9в класса имени атамана Егорова.

Цель:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких.

2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.

3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

Публикация «Классный час в 9 классе в рамках проекта „Парта героя“» размещена в разделах

4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Цветы гвоздики, свечи.

3. Лента памяти.

4. Музыкальное оформление.

1. Слайды на военную тематику, фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение:

2. Выступающие в военной форме.

3. Компьютер, проектор, экран, компьютерная поддержка.

Место проведения: казачий кадетский класс

Ход мероприятия

Классный руководитель Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю села, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

Кадет. Человеческая память! Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди снова и снова будут возвращаться к Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью.

Песня 1.

Командир. Школа, внимание! Под флаги Российской Федерации Флаг Терского казачьего войска стоять смирно! Равнение на флаги. Флаг Российской Федерации и Флаг Терского казачьего войска внести!

(после внесение, построение)

Звучат гимн РФ иТКВО.

Классный руководитель.

С первым казачьим кадетским классом я занимались исследовательской работой по сбору материалов связанных с Иваном Михайловичем Гриценко. Первый проект был посвящен восстановлению Музея села, второй проект по истории казачества нашего села. И сегодня на нашем классном часе вы услышите те сведения, которые удалось собрать за это время. Дочь И. М. Гриценко, Демченко Валентина Ивановна проживает в нашем селе, много лет проработала в школе, преподавая историю, сейчас на заслуженном отдыхе, правнучки И. Гриценко, учились в нашей школе, а сейчас учится правнук в 6а классе.

Классный руководитель. По решению Нинского хуторского казачьего общества, первый казачий кадетский класс в 2015г. начал носить имя героя Великой Отечественной войны, командира подводной лодки Щ- 204, нашего земляка, терского казака Ивана Михайловича Гриценко.

Классный руководитель. Безжалостен ход метронома. Все дальше от нас события Великой Отечественной войны, все труднее говорить о них. Только после длительного поиска удается восстановить подлинную картину тех давно минувших дней. Вот, что удалось собрать кадетами первого класса :

Кадет Подводная лодка серии V-бис-2 Щ-204 («Минога») заложена 15 июня 1934 года на заводе №-194 (Судомех) в Ленинграде (по другим данным 15 апреля 1934 года на ленинградском заводе №-189). В 1933 году подводная лодка секциями по железной дороге перевезена в Николаев на завод №-200 (им. 61 Коммунара, где 31 декабря 1934 года была спущена на воду. 30 сентября 1935 года Щ-204 вступила в строй и 9 января 1936 года под командованием Д. Г. Емельянова вошла в состав Черноморского флота.

Кадет.

Тактико-Технические Данные Щ-204:

Водоизмещение (надводное/подводное) : 609,9/706,4 тонн.

Размеры: длина 58,8 метров, ширина 6,2 метра, осадка 4,3 метров.

Скорость хода (надводная/подводная) : 10,7/5,5 узлов.

Дальность плавания: над водой 9300 миль при 8,8 узлах,

под водой 100 миль при 2,5 узлах.

Силовая установка: 2х685 л. с. дизеля, 2х400 л. с. электромотора.

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед).

Глубина погружения: до 90 м.

Экипаж: 46 человек.

22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта И. М. Гриценко, в составе 3-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок Черноморского Флота.

Кадет.

Капитан-лейтенант Иван Михайлович Гриценко вырос на Ставрополье в семье, где было 12 детей. Как ни бедствовали, отец определил своего третьего сына Ивана в церковно-приходскую школу. На Ставрополье назревали перемены. В 15 лет Иван Гриценко пошел служить. Три месяца длилась его служба. В личном деле записано: демобилизован как несовершеннолетний. Вернулся домой и скоро стал свидетелем не такой уж редкой в те годы трагедии: брата Романа белогвардейцы взяли в плен и, пытая, исстегали шомполами так, что потом, ужаснувшись своей же жестокости, отдали отцу, сказав: «Не жилец он на этом свете. Коли желаешь, забирай – в сарае валяется. Пусть дома помрет…» На третий день Роман умер. Копал ему могилу Иван с тремя братьями, и кровь закипала в жилах. Молодое сердце требовало отмщения. Но рассудок подсказывал, что не только пуля и шашка вершат правое дело. Знания – это тоже оружие. Иван Гриценко поступает на рабфак, а потом продолжает службу в Красной армии. 16 лет военной службы он поделил поровну: восемь лет в кавалерии и столько же на подводной лодке. Иван Михайлович вырос в казачьей семье. Он терский казак.

До вступления на должность командира лодки Иван Михайлович два года был командиром боевой части связи на «Щ-201». Потом занимался в учебном отряде подводного плавания в Ленинграде. Через год после окончания курсов Иван Михайлович получил аттестацию: «Пользуется авторитетом. Обладает волевыми качествами. Принятые решения умеет провести в жизнь. Управлением лодкой овладел».

Кадет. Аттестация давалась Гриценко как командиру подводной лодки. «Щ-204» входила в состав 1-й Краснознаменной бригады, которая вписала немало страниц в боевую летопись Черноморского флота. В первый же день войны три подводные лодки бригады вышли из Севастополя и заняли позиции у западного берега Черного моря. С июля 1941 года по ноябрь этого же года «Щ-204» совершила несколько успешных боевых походов. 5 декабря 1941 года капитан-лейтенант Гриценко последний раз вышел на связь со штабом флота и получил приказание оказать помощь «Щ-205», подорвавшейся на мине. Дальнейшая судьба «Щ-204» была неизвестна.

Кадет 1-й боевой поход

(12 суток)

25 июня 1941 года в 22.46 вышла из Севастополя в район Синоп – Самсун. Разведка турецкого побережья была вызвана тем, что командование Черноморского флота допускало возможность вступления Турции в войну и ожидало прохода через черноморские проливы главных сил итальянского флота. Встреч с кораблями противника не имела. Версии о том, что Щ-204 была выделена в оперативное подчинение НКВД и неоднократно высаживала на берега нейтральных стран диверсантов, архивными документами не подтверждаются. 7 июля 1941 года в 02.00 прибыла в Феодосию, где на тот момент базировались подводные лодки третьего дивизиона.

Кадет.

Второй боевой выход на коммуникации противника (конец июля – начало августа) (18 суток)

Утром 22 июля 1941 года вышла из Севастополя на позицию №-4 в район мыса Шаблер. Утром 24 июля 1941 года прибыла на позицию. 1 августа 1941 года по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора. 4-5 августа 1941 года произвела разведку в районе мыса Зейтин-Бурну. Встреч с кораблями противника не имела, так как противник, опасаясь советского превосходства на море, свел свои перевозки к минимуму. 7 августа 1941 года из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу. 9 августа 1941 года в 0.35 прибыла в Севастополь.

С 9 августа 1941 года по 22 октября 1941 года прошла аварийный и текущий ремонт. 6 ноября 1941 года вышла из Севастополя, но в связи с быстрым продвижением противника в Крыму 9 ноября перешла в Поти, где ремонтные работы были завершены. 21 ноября 1941 года с 16.08 до 19.20 совместно со сторожевым катером №-032 в районе мыса Кадош провела подготовку к походу.

Кадет. Третий боевой поход (14суток, в который Щ-204 вышла 22 ноября, оказался последним.

22 ноября 1941 года в 17.35 вышла из Туапсе в обеспечении сторожевого катера №-032 в район мыса Эмине. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Ни немцы, ни румыны на потопление подводной лодки в то время не претендовали. Боевым распоряжением подводной лодке предписывалось 25 ноября 1941 года в 05.00 занять позицию, на которой находиться до 19.00 8 декабря 1941 года, в Туапсе прибыть в 12.00 11 декабря 1941 года.

Возможно, 30 ноября 1941 в 21.15 в районе мыса Эмине произвела торпедную атаку со стрельбой из кормовых аппаратов (по данным послевоенного обследования корпуса подводной лодки торпеды в кормовых аппаратах отсутствуют) по конвою, шедшему в северном направлении в Бургас, в составе болгарского транспорта «Царь Фердинанд» и румынского транспорта «Carpati». По зарубежным данным торпеды прошли вблизи болгарского транспорта «Царь Фердинанд». Место ее гибели было тайной более 40 лет, а причины не выяснены до конца и сегодня.

Кадет. Срок автономного плавания подводного корабля истек через 20 дней. Но ни 11 декабря, ни позже он в базу не вернулся. Лодку ждали до конца года и потом еще два месяца. И когда не осталось никакой надежды на возвращение «Щуки», 42 члена ее экипажа были занесены в списки без вести пропавших. Этот эпизод зафиксирован в боевой летописи Военно-морского флота: в районе Варны предположительно в результате подрыва на мине погибла ПЛ «Щ-204». Командир – капитан-лейтенант Иван Михайлович Гриценко. К сказанному никто ничего не мог добавить, и казалось, что судьба экипажа так и останется неизвестной страницей войны, если бы не случай…

Почетный караул. Построение на возложение.

Кадет. На подводной лодке Щ-204 погибло 42 подводника:

Гриценко Иван Михайлович, 1903 года рождения, капитан-лейтенант, командир подводной лодки.

Мясниковский Зуня Меерович, 1911 года рождения, политрук, военный комиссар.

Светличный Леонид Степанович, 1913 года рождения, старший лейтенант, помощник командира.

Курандин Борис Алексеевич, 1910 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-1.

Артемьев Александр Максимович, 1914 года рождения, лейтенант, командир БЧ-3.

Сизов Терентий Осипович, 1915 года рождения, воентехник 2 ранга, командир БЧ-5.

Антипин Сергей Георгиевич, 1912 года рождения, воентехник 2 ранга, дублер командира БЧ-5.

Климов Николай Борисович, 1920 года рождения, военфельдшер, начальник санитарной службы.

Кормильцев Иван Ефимович, 1913 года рождения, главный старшина, боцман.

Мальцев Иван Фёдорович, 1913 года рождения, главный старшина, старшина группы электриков.

Шульга Андрей Никифорович, 1914 года рождения, главный старшина, старшина группы торпедистов.

Баевский Пётр Афанасьевич, 1914 года рождения, старшина 1 статьи, старшина группы радистов.

Елисеев Павел Петрович, 1913 года рождения, старшина 1 статьи, старшина группы мотористов.

Казанов Иван Фёдорович, 1914 года рождения, старшина 1 статьи, старшина группы трюмных.

Ведерников Иван Григорьевич, 1917 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков.

Гаврилин Василий Константинович, 1917 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.

Дмитриев Ефим Григорьевич, 1915 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения рулевых.

Доценлов Фёдор Созонтович, 1915 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.

Плахотин Василий Григорьевич, 1916 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.

Соловьев Филипп Филиппович, 1914 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.

Шкель Виктор Яковлевич, 1916 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения радистов.

Репин Николай Васильевич, 1919 года рождения, старшина 2 статьи, шифровальщик.

Афоньев Александр Петрович, 1915 года рождения, старший краснофлотец, старший рулевой.

Беспалов Михаил Иванович, 1917 года рождения, старший краснофлотец, старший электрик.

Боргун Фёдор Фёдорович, 1916 года рождения, старший краснофлотец, старший гидроакустик.

Жерлицын Захар Александрович, 1915 года рождения, старший краснофлотец, старший моторист.

Якушев Анатолий Николаевич, 1917 года рождения, старший краснофлотец, старший моторист.

Касьянов Владимир Иванович, 1919 года рождения, краснофлотец, командир отделения комендоров.

Барамыков Николай Дмитриевич, 1920 года рождения, краснофлотец, трюмный.

Кочерга Михаил Григорьевич, 1920 года рождения, краснофлотец, трюмный.

Бугрин Валентин Диомидович, 1917 года рождения, краснофлотец, электрик.

Буданов Владимир Павлович, 1920 года рождения, краснофлотец, электрик.

Сидельцев Михаил Васильевич, 1918 года рождения, краснофлотец, электрик.

Воробьёв Михаил Николаевич, 1919 года рождения, краснофлотец, радист.

Какулин Василий Иванович, 1920 года рождения, краснофлотец, строевой.

Кислый Иван Тимофеевич, 1920 года рождения, краснофлотец, строевой.

Петров Николай Николаевич, 1921 года рождения, краснофлотец, рулевой.

Ласков Михаил Михайлович, 1921 года рождения, краснофлотец, торпедист.

Орешкин Тихон Селивестрович, 1920 года рождения, краснофлотец, торпедист.

Масловский Николай Данилович, 1920 года рождения, краснофлотец, моторист.

Середенко Дмитрий Петрович, 1920 года рождения, краснофлотец, моторист.

Спирин Иван Васильевич, 1921 года рождения, краснофлотец, кок.

Возложение гвоздик, свечей.

Командир. Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь отечества, почтим минутой молчания их память.

Прошу почтить память павших минутой молчания.

Метроном.

Кадет. 4 июня 1983 года корпус подводной лодки был случайно обнаружен болгарским сейнером «Алка» в 15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свенти-Атанс. При установке сетей они постоянно цеплялись за подводное препятствие. Аквалангисты при осмотре препятствия установили, что в точке 42°53,75’ с. ш. / 28°03,64’ в. д. на грунте находится подводная лодка со звездой на рубке. Бортового номера подводной лодки ни на рубке, ни на ограждении рубки, где должна находиться медная табличка, не обнаружили. Вскоре находка была обследована болгарским экспедиционным судном «Созопол», а затем и советским спасательным судном СС-21. Было произведено 158 спусков под воду. Корпус подводной лодки находился на глубине 32 метра на ровном киле по курсу 90? с небольшим дифферентом на нос, погруженный в ил на 3,5 - 4,5 метра. В корпусе имелись обширные пробоины в районе второго отсека - длиной 4 метра, пятого отсека - длиной 2 метра, в районе седьмого отсека - длиной 5 метров. Отсутствовало кормовое орудие и 2 метра ограждения прочной рубки. Корпус и надстройка имели многочисленные осколочные и пулевые пробоины. Командирский перископ выдвинут на 1 метр, развернут на 15? и загнут назад. Носовое орудие с закрытой пробкой развернуто почти на 90? на правый борт, волнорезные щиты торпедных аппаратов закрыты. Крышка шахты забора воздуха дизелями приоткрыта, верхний и нижний кормовой люк седьмого отсека открыт, рубочный люк закрыт. На борт СС-21 были подняты: носовое орудие, у которого продолжало исправно действовать кинематика наводки, правый гребной винт, кран-балка, фрагмент латунного леера ограждения рубки, тифон, часть рубочного оборудования. Поскольку оставались сомнения в бортовом номере подводной лодки, после того как корпус очистили от наносов ила и обрывков сетей, была предпринята попытка проникновения внутрь лодки, для чего в рубочном люке просверлили отверстия, через которые в течение 7 часов выходил воздух, что свидетельствовало, что центральный пост не был затоплен.

Нижний рубочный люк был закрыт. При тщательном осмотре четвертого отсека были обнаружены и подняты на поверхность останки семи подводников, двое из них - командир БЧ-1 старший лейтенант Б. А. Курандин и помощник командира старший лейтенант Л. С. Светличный. Также было обнаружено большое количество документов, по которым было установлено, что это именно Щ-204, а не Щ-211, как это предполагалось первоначально. Часы в отсеке показывали 20.45. Последняя запись в навигационном журнале датирована 6 декабря 1941 года. Аппараты ИСА-М находились на штатных местах с запасом кислорода. В другие отсеки проникнуть не удалось. В пользу того, что найдена именно Щ-204 говорило и поднятое со дна 76-мм орудие Ф-35. Такая пушка была установлена только на Щ-204.

Кадет. Сейчас орудие является экспонатом Музея Черноморского флота в Севастополе вместе с правым гребным винтом лодки. Останки семи членов экипажа были торжественно похоронены в Севастополе. От подъема подводной лодки отказались, опасаясь взрыва боезапаса. После проведения работ на борту подводной лодки водолазы заварили рубочный люк. Открыт только люк в 7-й отсек.

Кадет. По результатам обследования корпуса и анализу найденных документов в качестве наиболее возможной причины гибели подводной лодки можно предположить применение нескольких видов оружия. В этом случае события могли развиваться по следующей версии:

Кадет. Многие детали и обстоятельства последнего боя «Щ-204» прояснились и удалось выяснить, что экипаж до конца выполнил свой долг перед Родиной – принял мученическую смерть от удушья на затонувшей подводной лодке, но не сдался врагу, хотя возможность покинуть лодку с поврежденным основным корпусом всегда имеется. На подводной лодке не были использованы даже баллоны с кислородом, которые могли продлить жизнь на несколько часов. До самого последнего мгновения экипаж «Щ-204» оставался на своих боевых постах.

Песня «Честь имею»

Кадет. Над братской могилой в Севастополе склоняли головы адмиралы, офицеры, ветераны, молодые матросы. На захоронение останков экипажа съехались из многих сел и городов родственники погибших. Краснознаменный Черноморский флот отдавал последние почести экипажу «Щ-204». Развязывали платочки женщины и по старому русскому обычаю высыпали в могилу горсть земли тех мест, где начиналась юность их мужей и отцов.

Кадет. А дело командира подводной лодки «Щ-204» Ивана Гриценко продолжили сын и внук. Сын Анатолий Иванович Гриценко после окончания училища получил назначение на Северный флот. В июне 1962 года он на первой советской атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» участвовал в первом подледном плавании на Северный полюс. После этого похода, ставшего исторической вехой в освоении Арктики и не менее важным этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны, на груди молодого штурмана Анатолия Гриценко появился орден Красного Знамени. Это была первая награда, к которой за 25 лет службы капитана 1-го ранга Анатолия Ивановича Гриценко добавились многие другие.

Внук командира подводной лодки «Щ-204» Александр Демченко тоже морской офицер. Плавал на атомной подводной лодке, после чего служил в штабе одной из частей Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Песня «Служить России»

Командир.

Сколько бы моряк ни уходил в море, он всегда возвращается на берег. Экипаж «Щ-204» тоже вернулся.

Классный руководитель. Наш казачий кадетский класс имени атамана Егорова планирует посетить место захоронение экипажа Щ-204.

Командир. Сегодня был день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня был день напоминаний.

О подвиге и доблести отцов.

9 мая 2022 года в 77-й раз прогремит салют Победы. Пройдут века, рождаются и вырастают новые поколения, а немеркнущая слава доблестных моряков – подводников будет вечно жить в нашей памяти как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.

Это наш долг.

Командир. Внимание! Под гимны РФ и ТКВО стоять смирно!

Звучит гимн РФ.

Классный руководитель. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотообзор «Парта героя»Фотообзор «Парта героя» В честь празднования 75-летия со Дня Победы наша школа присоединилась к участию во Всероссийском образовательном проекте "Парта Героя".

Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час "1 сентября в первом классе" ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Классный час «Что такое красота?» в 3–4 классе Конспект классного часа на тему «ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?» Цель: Дать детям представление о душевной красоте, как составляющей красоты мира, о.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Классный час в 4 классе «Его Величество хлеб» Его Величество хлеб. Цели занятия: 1. Показать детям, что хлеб – основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный,.

Классный час в 4 классе «Поздравляем маму» Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света,.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя»Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя» Цель:расширение знания детей о видах архитектуры Задачи:учить изображать постройки (замки) по представлению, передавая пропорции объекта.

Патриотический проект «Парта героя» в начальной школеПатриотический проект «Парта героя» в начальной школе Добрый день, дорогие коллеги! Патриотический проект партии «Единая Россия» под названием «Парта героя» стартовал в средней школе № 5 посёлка.

Сценарий мероприятия во 2 классе «Прекрасен мир поющий» в рамках общешкольного проекта «Пусть детство звонкое смеется»Сценарий мероприятия во 2 классе «Прекрасен мир поющий» в рамках общешкольного проекта «Пусть детство звонкое смеется» I этап «Прекрасен мир поющий» 2 класс Цели: развитие музыкальных и актерских способностей учащихся через песенное творчество. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час в 9 классе в рамках проекта «Парта героя»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 14:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД