Ирина Гончарова
Знакомство дошкольников с народными традициями и обычаями. Проект «Пасхальная неделя» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Вид проекта:
творческий, групповой, кратковременный,
Сроки реализации: краткосрочный, продолжительностью 2 недели, с (10по 18апреля) 2014г.
Участники проекта:
дети, воспитатели подготовительной логопедической группы, логопед, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых.
Публикация «Знакомство дошкольников с народными традициями и обычаями, Проект „Пасхальная неделя“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана.
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Цель:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи работы с детьми:
• ознакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи;
• заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи;
• развивать интерес к русской национальной культуре;
• воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа;
• ознакомить с произведениями искусства, посвященными празднику Пасхи;
• познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи;
• ознакомить детей с этапами проведения исследования;
• развивать навыки, необходимые для проведения исследовательской деятельности;
• развивать познавательные процессы, в т. ч. творческое мышление;
• развивать творческие умения, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
• формирование интереса к русской национально культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Задачи работы с родителями:
ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми;
мотивирование к ресурсному обеспечению проекта;
побуждение к совместной деятельности по изготовлению поделки с детьми по теме проекта.
Ожидаемые результаты
• У детей и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования Пасхи.
• Дети и родители получат знания об обычаях и традициях праздника.
• Дети познакомятся со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
• Дети научаться играть в народные игры, традиционно проводимые в пасхальные дни;
• Дети ознакомятся с этапами исследовательской деятельности;
• Дети получат практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
• Совместная с родителями творческая деятельность детей.
Формы реализации проекта
Беседа;
Игровая;
Чтение художественной литературы;
Изобразительная;
Труд;
Покраска яиц для пасхального стола
Продукт проектной деятельности.
Выставка поделок, изготовленных совместно с ребенком «Пасхальный сувенир своими руками».
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное изготовление поделок с детьми к «Пасхе».
2 этап. Практический.
Создание рисунков по теме «Пасхальное яйцо».
Разучивание с детьми стихов.
Оформление папки передвижки.
Оформление информации в родительский уголок.
Привлечение мам к участию в выставке поделок «Мастер класс своими руками».
Приглашение Священника из Свято-Покровского храма с целью участия в проектной деятельности.
Сценарий детского праздника к Пасхе. Пасхальный колобок.
Во второй половине дня:
Индивидуальное заучивание стихов.
Аппликация яиц для пасхального стола.
Чтение художественной литературы,
Репетиции инсценировки,
Игры
3 этап заключительный:
Рефлексия проведенных мероприятий по проекту «Пасхальная неделя» (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта);
Обработка результатов по реализации проекта.
Выставка родительских поделок «Мастер класс своими руками».
Аппликация «Пасхальный сувенир»
«Выставка расписных яиц.
Инсценировка «Пасхальный колобок».
Приложение №1.
Стихи о Пасхе для детей
***
Пасхальный благовест
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Автор: С. А. Есенин
Приложение № 2
Рассказ о Пасхе
Рассказ Иван Сергеевича Шмелева. Пасха.
(Из книги «Лето Господне»)
Приложение №3
Сценарий детского праздника к Пасхе. Пасхальный колобок
Приложение № 4
Беседа. Православный праздник Пасха
Приложение № 5
История пасхального яйца
Яйцо – символ жизни
Приложение № 6
Покраска яиц для пасхального стола
В настоящее время существует несколько видов крашеных яиц. Крашенки - это варёные яйца, которые покрашены в один цвет. Яйца раскрашенные от руки узорами называют писанки. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Яица с выцарапанным на скорлупе рисунком назывались - драпанки.
Для окраски яиц крашенок лучше всего использовать луковую шелуху. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Чтобы яйца получились мраморными (с разводами) яйца обворачивают в луковую шелуху и завязывают сверху ниткой.
Яйца можно красить и в настое трав и березовых листьев. Тогда они получаются желтого или золотистого цвета. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой берёзы и настаивается около получаса.
Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) или шелковыми лоскутками и поварить с содой, дать остыть, а потом развернуть - на них будут необычные разводы. Яйца красят и соками различных плодов и овощей. Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным, соком шпината). Получаются пасхальные яйца очень нежного цвета.
Можно сваренные яйца опустить в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Этот способ самый быстрый.
Сухие яйца нужно смазать растительным маслом, они будут блестеть.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
Название "крапанки" произошло от украинского слова "крапать", значит покрывать каплями. Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна.
В нашей семье хранится другой обычай окрашивания яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца мы обваливают в сухом рисе, заворачиваем в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варим в луковой шелухе обычным способом.
На Пасху на Руси крашеные яйца принято было укладывать на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, которые специально заранее проращивали для праздника. Согласно народному преданию побеги молодой пшеницы использовали для украшения пасхального стола и для воплощения мечты о хорошем урожае.
Яйцо, раскрашенное от руки, узорами называют писанки.
Вот и мы расписали.