Ирина Баташан
Проект паспорта «Образовательная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, коллеги, в продолжении темы по ОВЗ предлагаю вашему вниманию разработанный мною проект паспорта образовательной среды и пояснительной записки
Основания для разработки проекта:
1. Поступившие заявления от родителей (законный представителей) о предоставлении места в МДОАУ
2. Заключение ПМПК на ребенка, поступающего в МДОАУ детский сад с. Возжаевки
3. Изучение нормативно-правовой базы:
Публикация «Проект паспорта „Образовательная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ“ (1 часть)» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
3.1. Федеральный закон от 24 июля 1998г. No124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
3.2. «Конвенция о правах ребенка».
3.3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».
3.4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3.5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.
3.6. Декларации прав ребенка
3.7. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. No181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
3.8. Закон РФ от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ"Об образовании в РФ".
3. 9. Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
3.10. Приказ Министрества образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "
3.11. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
3.12. Устав МДОАУ
Автор – разработчик:Заведующий МДОАУ детский сад с. Возжаевки –БАТАШАН Ирина Федоровна
Исполнители:Педагоги МДОАУ детского сада с. Возжаевки, дети с ОВЗ, дети- инвалиды, родители, социальные партнеры
Сроки реализации: 3 года
Цель проекта:Создание модели развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ЗПР, детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Задачи:1. Создание нормативно-правовой базы по данному проекту
2. Вовлечение родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в образовательный и воспитательный процесс для освоения педагогами МДОАУ новых образовательных технологий и методов работы с детьми для дальнейшего использования компонентов развивающей предметно-пространственной среды и ее модернизации по мере необходимости;
3. Изменение отношения дошкольного сообщества к детям с ОВЗ и детей - инвалидов через вовлечение их в мероприятия, проводимые в ДОУ а также мероприятий с участием социальных партнёров.
4. Создание индивидуально- эмоционально комфортной среды для развития инициативности, активности, творческих способностей, фантазии, изобретательности детей, успешной социализации и интеграции воспитанников с ОВЗ и детьми - инвалидами;
5. Активное участие всех участников в создании и поддержке развивающей предметно - пространственной среды в МДОАУ.
6. Подбор квалифицированных кадров. Прохождение курсов повышения квалификации педагогами МДОАУ
Основные мероприятия проекта 1. Предметно-развивающая среда в МДОАУ выполнят образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную и стимулирующую функции. А так же работает для развития самостоятельности и саморазвития дошкольника. В зависимости от тех коррекций недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников сделан уклон на организацию ПРС в ДОУ. Содержание обеспечивает выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ и детей –инвалидов Программы и их интеграции в ОУ.
1. Разработать алгоритм создания предметно-развивающей среды в МДОАУ:
1.1. Сформировать цель и задачи на разных этапах работы на основе общеобразовательной программы МДОАУ
1.2. Анализ внешних и внутренних возможностей образовательного учреждения
1.3. Изучение спроса, интересов, предпочтений родителей (законных представителей) –мониторинг
1.4. Составление перечня необходимых материалов и оборудования исходя из необходимости и материальных возможностей образовательного учреждения на первом этапе.
1.5. Размещение необходимой мебели и крупного оборудования, наполнение игровым и дидактическим материалов, учитывая принцип зонирования для выделения зон, игровых центров.
1.6. Последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
2. Планирование коррекционно-развивающей работы:
2.1. Изучение совместно с медицинским работником, педагогом-психологом, музыкальным работником, логопедом, инструктором по ФК, заместителем заведующего по ВМР медицинских карточек детей, рекомендаций ПМПк.
2.2. Анкетирование родителей (законных представителей) по имеющим проблемам, сбор информации о детях
2.3. Составление коррекционно-развивающей программы педагогом-психологом, логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре в аспекте основной образовательной программы МДОАУ
2.4. Корректировка образовательной программы и календарных планов работы по мере необходимости
2.5. Изготовление необходимого дидактического материала, игровых зон- с учетом содержательности, насыщенности, доступности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности и безопасности.
2.6. Определение роли всех участников образовательного процесса и принципов работы:
-Педагоги – создатель, ключевая фигура, партнер, диагност
-Родители (законные представители) – создатели, ключевая фигура, партнеры
-Дети – ключевая фигура, партнер
-Социальные партнеры – создатели, ключевые фигуры, партнеры
Принципы: добровольности, сотрудничества, активности
3. Адаптация содержания образовательной программы с задержкой психического развития
3.1. Разработка адаптированной образовательной про-граммы для дошкольников с задержкой психического развития:
3.2. Изучение нормативно-правовой документации разного уровня
3.3. Программа разработана на основе: -ФЗ РФ от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ"Об образовании в РФ".
3.4. Приказ Министрества образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "
3.5. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
3.6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
3.7. Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Л. В. Лопатиной)
3.8. Создание локальных документов в МДОАУ
3.9. Выделение типов ЗПР, которые имеются у детей, посещающих МДОАУ (или пишем на все):
- по типу конституационального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
- соматического происхождения (с явлениями соматической астении и инфантилизма);
- психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфатилизация);
- церебрально –органического генеза
4. Социальная адаптация
Для позитивной социализации выстраиваем предметно-развивающую среду придерживаясь принципов концепции В. А. Петровского:
-Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,
-Принцип «активности», проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
-Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
-Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
-Принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка
-Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;
-Принцип «открытости – закрытости», т. е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;
-Принцип учета «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности и интересы.
Для этого:
1. Изучаем обзор печатной литературы вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды
2. Знакомимся с опытом работы других образовательных учреждений района, города, области, России посредством посещения, переписки, просмотра видеоматериалов, Интернетресурсы
3. Организация в методическом кабинете подборки необходимой литературы для педагогов, родителей, создание электронной базы методического обеспечения (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, родителей, детей)
4. Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др.
5. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической литературой.
6. Организация выставок, конкурсов, совместных выездов с другие учреждения для обменов опыта
7. Организация тренингов, семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов, консультаций, индивидуальных бесед
8. Организация ролевых, театральных игр (игры- импровизации, игры- драматизации, игр с природным материалом, песком, предметами,
9. Организация экскурсия на объекты социального значения – почта, кинотеатр, театр, магазин, работу родителей, аптеку и др.
Объемы и источники финансирования проектаОбъемы и источники финансирования проекта будут зависеть от количества детей, имеющейся материально-технической базы МДОАУ:
1. Бюджетные средства
2. Привлечение внебюджетных средств
3. Иные виды деятельности, приносящие доход
На данный момент в МДОАУ детский сад с. Возжаевки имеется:
- комната психологической разгрузки, где есть световой стол, сделанный руками родителей, ковер «Облака», стол со стеклом, на котором дети с помощью цветных песчинок, маленьких цветных камней, разных макаронных изделий, гречки, риса могут создавать композиции, стол с водой, различные мелкие и большие простые игрушки, звуковые коврики, мячи су-джоки и др.
В сенсорной комнате (темной за счет темных штор) есть сухой бассейн с шарами, напольное покрытие, кривое зеркало, туфики, надувные игрушки, звуковой коврик «Классики», детское кресло «Груша», ортопедические экоковрики с разными поверхностями, эфирные масла, свечи, фибродуш, проектор «Звездное небо», Дискошар, светильник Черепашка, подборка релакс дисков и музыки, проектор, настенный экран, ноутбук, музыкальный центр, колонки ароматизатор воздуха, музыкальные игрушки и др
Комната Монтессори на столах различные игрушки для развития мелкой моторики для детей от 2 до 7 лет, куклы- неваляшки, мозаика, конструкторы, вкладыши, игры- бродилки и др
Комната ПДД – напольный баннер «Перекресток», напольные дорожные знаки, большие машины, стол с перекрестком и необходимыми игрушками на котором дети моделируют ситуации, на столах пособия, дидактический и демонстрационный материал по ПДД, различные спецмашины и др
Есть отдельный физкультурный и музыкальный зал – где имеется все необходимое новое оборудование.
В методическом кабинете – на стеллажах вся необходимая методическая литература и пособия разбиты по блокам в соответствии с требованиями ФГОС
На группах в игровых зонах – в соответствии с возрастом игрушки, пособия, есть мультимедиа, навесные экраны, телевизоры, DV проигрыватели
Система контроля1. Тематический контроль:
Предусматривает изучение состояния конкретного вопроса в практике работы коллектива, отдельной инклюзивной группы, отдельного педагога (в зависимости от целей).Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
В ходе тематического контроля:
-устанавливается исполнение нормативно-правовых актов, годового плана, предложений и замечаний предыдущей проверки, рекомендаций и т. д.
-анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами, родителями, режимные моменты, документация.
2. Содержательный и сопутствующий контроль
Проводится параллельно и, пересекаясь, в результате дают объемную картину.
3. Итоговый контроль предполагает изучение результатов работы педагогических и других работников МДОАУ за полугодие, учебный год.
Уважаемые коллеги, отдельно попробую выставить презентацию паспорта и пояснительную записку к проекту. Надеюсь, что информация поможет вам в вашей работе.