Айнагуль Сатмухамедова
Проект «Патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Капелька» п. Заполярный Надымского района»
Педагогический проект
«Организация работы по формированию патриотизма дошкольников через использование предметно-развивающей среды ДОУ»
Воспитатель :
Сатмухамедова Айнагуль Куанышевна
Содержание
Паспорт проекта….…3
1. Введение
Актуальность, инновационная значимость проекта…. …8
Цели и задачи проекта…. …. 10
2. Реферативная часть
Теоретические основы проекта….….12
Публикация «Проект „Патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Концептуальные основы проекта….….16
Новизна проекта….….16
Нормативно-правовая база проекта…. 17
Стратегия и механизм достижения поставленной цели….17
Содержание и этапы реализации проекта…. 17
Формы и методы проекта….…. 18
Мониторинг….24
Возможные риски…. 26
Перспектива….…27
4. Заключение…. … 28
Практическая значимость проекта…. ….…. 30
5. Список литературы…. ….…. 31
6. Приложения…. 33
Паспорт проекта
Тема проекта Организация работы по формированию патриотизма дошкольников через использование предметно-развивающей среды ДОУ
Автор Сатмухамедова Айнагуль Куанышевна- воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Капелька» п. Заполярный Надымский район, ЯНАО
Условия реализации проекта Реализация проекта проводилась на базе МКДОУ ДС «Капелька» п. Заполярный, Надымский район, ЯНАО.
В методическом плане: диагностический и тематический материал, педагогическая литература имелась в наличии.
Проблема Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотизма дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Анализ литературы и практики позволил установить противоречие между стремлением взрослых приобщать дошкольников к нравственно-патриотической культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе. Компетентность педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому что этот возраст признан сензитивным для духовно-нравственного воспитания : для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения. Также очевидно противоречие между стремлением педагогических работников к результативности процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не использованием педагогического потенциала театрализованной деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и потребностям дошкольников.
Таким образом, проблема:
Отсутствие системы педагогического взаимодействия, направленного на патриотическое воспитание детей.
Низкий уровень педагогического мастерства и педагогической компетенции воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
Актуальность В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А. Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца невозможно. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, старшему поколению.
Решение федеральной задачи по приобщению детей к истокам национальной культуры, формированию патриотического сознания и обогащению опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, приобщению дошкольников к работе по возрождению духовно-нравственных ценностей, что соответствует потребностям ребёнка, родителей, детского сада и общества в целом.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному: поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку. Хочется, чтобы детям стал любимым город, в котором они живут! В данном проекте речь идёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Цель Осуществление комплексного подхода к формированию у дошкольников, родителей и педагогов духа патриотизма, приобщение их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи 1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
2. Воспитывать азы гражданственности и патриотизма.
3. Формировать представление о родном крае (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе).
4. Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада.
5. Познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
6. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре.
7. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
8. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
9. Развивать умение использовать информацию об исторических событиях на практике.
10. Развивать бережное и созидательное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
11. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.
12. Расширять знания педагогов об истории города через посещение музеев, выставок и участие в творческих конкурсах.
13. Оказать помощь семье в вопросах обучения и воспитания детей в духе патриотизма.
Ожидаемые результаты
Введение в практику ДОУ системы педагогического взаимодействия, направленного на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу.
Наличие достаточных условий в ДОУ обеспечивающих нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине.
Организация работы по формированию патриотизма дошкольников через посещение мини-музеев ДОУ
Новизна Новизной данного проекта является комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса для создания предметно-развивающей среды ДОУ и ресурсного материала.
1. Введение
Актуальность, инновационная значимость проекта
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни во многом зависит его будущее.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своего города, страны, сумеет отобрать те знания, которые вызовут у детей чувство восторга и гордости за родной край. Возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины и будет результатом плодотворной работы педагогов и родителей в данном направлении.
В проекте речь идёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включала целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, мы считаем, накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатству национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка при знакомстве с родным городом возможно только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметно-развивающую среду, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : осуществление комплексного подхода к формированию у дошкольников, родителей и педагогов духа патриотизма, приобщение их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
2. Воспитывать азы гражданственности и патриотизма.
3. Формировать представление о родном крае (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе).
4. Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада.
5. Познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
6. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре.
7. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
8. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
9. Развивать умение использовать информацию об исторических событиях на практике.
10. Развивать бережное и созидательное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
11. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.
12. Расширять знания педагогов об истории города через посещение музеев, выставок и участие в творческих конкурсах.
13. Оказать помощь семье в вопросах обучения и воспитания детей в духе патриотизма.