Лучший педагог года

Проект «Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Марина Крайтор
Проект «Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Золотой ключик» а. Агуй – Шапсуг

муниципального образования Туапсинский район

Проект:

«Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Творческое название проекта:

«Малыш, семья и педагог – мы неразлучны целый год».

Разработчик: Крайтор Марина Сергеевна, воспитатель

а. Агуй – Шапсуг

2017 г.

Публикация «Проект „Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей“» размещена в разделах

Для детей семья – это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь наши малыши учатся ответственности, уважению, состраданию, искренности. А та порция любви, которую маленький ребенок получает в семье, служит фундаментом его счастья. И взрослея именно на этом фундаменте, он будет с такой же любовью выстраивать свои взаимоотношения с людьми и с окружающим миром.

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Значение семьи в воспитании ребенка ставит перед нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.

Многочисленные исследования, показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения, конкретных воспитательно-образовательных задач.

«Сотрудничество» - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

«Взаимодействие» - способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ.

Работа по взаимодействию направлена на решение следующих задач:

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;

- педагогическое просвещение родителей;

- установление единства в воспитании детей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.

Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого, главным в моей работе, является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Для своей работы, по установлению и укреплению взаимодействия с семьей, использую традиционные и нетрадиционные формы работы.

Одной из основных и, на мой взгляд, главных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Для себя, я поставила цель уйти от лекционного метода проведения собраний, по-моему, этот метод уже не актуален. Использую такие приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Использую моменты из жизни группы, включаю инсценировки фрагментов из практики воспитания детей, предлагаю практические задания, игры. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми. К каждому родительскому собранию, подготавливаю видеоролик о нашей жизни в группе, где стараюсь показать, в какие игры мы играем, как учимся убирать игрушки, как занимаемся. На каждом совместном мероприятии обязательно выражаю благодарность родителям, которые уделяют внимание своим детям и помогают в совместной работе.

С родителями на собраниях я говорю не только о воспитании детей, но и взаимоотношениях в семье. Привожу родителям цитаты и высказывания психологов и великих педагогов, предлагаю практические советы. Стараюсь подготовить темы для обсуждения, которые актуальны на данный момент по развитию подрастающего малыша. Подготавливаю памятки, тесты, провожу мастер классы по проведению совместного досуга и игр. К мероприятию готовлю обязательно детские работы с пожеланиями или высказываниями деток.

Так же использую в своей работе такие формы, как групповые встречи в форме круглых столов, дискуссии, анкетирование, индивидуальное консультирование, провожу обязательные беседы утром и вечером (узнаю, как ребенок спал, как настроение – с утра, при передача малыша – рассказываю о достижениях ребенка, о его настроении в течение дня).

Родители моих воспитанников – в основном, молодые, не опытные родители, имеющие за своей спиной целый отряд всезнающих бабушек и дедушек. Поэтому, зачастую, в таких семьях идет протест воспитания. Моей главной задачей помочь таким семьям, прийти к компромиссу, при этом не утратить авторитет заботливых бабушек, и помочь молодым родителям в воспитании их чад.

Семья является основным источником поддержки малыша, и оказать ее необходимо своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе групповых и индивидуальных консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Уже вошло в традицию проведение акции: «Капелька домашнего тепла». У многих дома есть игрушки, которые ребенку поднадоели или есть одинаковые, либо просто уже нет места для их хранения. Принеся их в сад, дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила родителей быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь. Пусть не новая игрушка, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами игры в семье. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Для творческого общения использую такую форму работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; принеся в группу, свою выставочную работу, ребенок всем старается ее показать, объяснить, кто и как это сделал, в его глазках горит восторг, что именно его мама и папа сотворили это чудо, ну а в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Как известно театр начинается с вешалки, а детский сад - с раздевалки. Очень важно, чтобы раздевалка была уютная и красивая, поэтому я стараюсь оформить наш родительский уголок к каждому новому сезону: это и стихотворения поэтов, народные приметы, советы для родителей - «Понаблюдайте с детьми». Часто украшаем раздевалку коллективной работой детей.

Оформляем стенды: «Посмотрите мамы, вот что мы узнали», «Благодарим», «День рождения», «Поздравляем с праздником», и т. д. Форма работы через родительские уголки является традиционной, но она необходима для работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами ДОУ.

Новый потенциал для взаимодействия родителей и нас педагогов несет в себе ведение сайта детского сада. Здесь родители могут познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости, задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

В ватсапе была создана группа для переписки педагогов с родителями. Сюда выкладываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, развития детей, можно поделиться радостью или сомнением, обратиться за помощью к конкретному специалисту ДОУ.

На конец учебного года, а именно к 1 июня – «День защиты детей» я планирую совместное мероприятие. Это направление мне кажется самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздник хочу провести не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Важный принцип такой работы с родителями : «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад». Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада. Сценарии праздников и развлечений планирую разрабатывать совместно - музыкальный руководитель, воспитатели группы и родители. Будем просить родителей изготовить костюмы, атрибуты и пособия к театрализованным представлениям. Пусть попробуют себя в роли актеров.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию. Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, проводим праздники «День защитника Отечества», изготавливаем подарочные открытки, приглашаем на родительские собрания, на совместные субботники. Большинство сооружений, стоящих на нашем участке, сделано руками наших пап. Ко дню доброты – 17 февраля, наши папы участвовали в выставке «Папа может все, что угодно» и изготовили для нашего сада замечательные скворечники и кормушки для птиц.

Так же, наши папы обещали помочь нам в организации участка, зачистка газона, завоз земли, для приобщения малышей к труду в огороде.

Воспитатели и специалисты ДОУ находятся в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями, использование которых даёт хорошие результаты, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Проект: «Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семь

ей. [/b]

Творческое название проекта:

«Малыш, семья и педагог – мы неразлучны целый го

д».[/b]

Аннотация проекта

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня родитель – это социальный заказчик содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.

В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения, конкретных воспитательно-образовательных задач.

Проект «Малыш, семья и педагог – мы неразлучны целый год» - это один из перспективных планов работы с родителями. Он предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада, следовательно - он должен стать открытой системой.

Главной задачей проекта - сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями. Миссия педагогов ДОУ: сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (1 учебный год, открытый, коллективный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Условия реализации проекта: заинтересовать и вовлечь родителей в регулярность и систематичность работы ДОУ.

Цель проекта:

Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.

Направления деятельности

1. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала.

2. Актуализация в общественном сознании поколения молодых родителей и старшего поколения потребности в осознании ценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей.

Ожидаемый результат

1. – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

2. – учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

3. – возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

4. – укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

5. – возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;

6. - повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Для решений поставленных задач проекта необходимо разделить работу на 3 этапа:

1 этап - Подготовительный. Путем анкетирования родителей (сентябрь, октябрь 2016г)

1. Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.

2. Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.

2 Этап - Основной этап реализации (с сентября 2016 по июнь 2017 г)

3. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника

4. Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.

5. Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.

6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

7. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

.

Работа с детьми (проводится весь учебный год):

1. Диагностические исследования уровней познавательно-речевого, социально-личностного, физического, художественно-эстетического развития детей.

2. Реализация потребностей каждого ребенка в самовыражении с учетом индивидуальных особенностей и уровня личностного развития.

3. Определение образовательного маршрута каждого воспитанника.

4. Стимуляция личностного развития детей через активизацию общения с родителями и педагогами учреждения.

5. Комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии.

3 этап – заключительный этап реализации проекта.

Подводятся итоги работы над проектом (начало июня)

План организации мероприятий на 2016-2017 г.

Виды деятельности сроки содержание участники

1. Родительское собрание.

Проведение родительского собрания для определения целей и задач проекта Август 2016г Знакомство с родителями, ознакомление с уставом, распорядком дня, режимными моментами ДОУ. Анкетирование родителей. Адаптация в ДОУ Заведующий МБДОУ ДС № 15. Шхалахова Ф. Н.

Диетсестра Бабаян Н. В.

Воспитатели группы.

Родители.

2. Родительское собрание.

На тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Сентябрь Выбор родительского комитета, ознакомление с образовательной программой на учебный год. Показ видеоролика «Один день из нашей жизни»

Консультация об окончании адаптационного периода.

Выступление воспитателя «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Выступление воспитателя «Кризис трех лет».

памятки «Веселые выходные»

Воспитатели группы, родители

3. Выставка «Дары осени» октябрь Совместная творческая работа детей, родителей и педагогов Воспитатели, дети и родители.

4. Закрытое мероприятие «День матери» ноябрь Практикум по изготовлению поделок из бумаги, Разучивание песенок и стишков. Оформление стенгазеты «Мама, моя родная» Воспитатели, дети и родители.

5. .Родительское собрание декабрь Консультация для родителей. Дискуссия о новогодних подарках. Воспитатели, родители

6. Выставка «Новогодняя сказка» декабрь Совместная творческая работа детей, родителей и педагогов.

Оформление группы к Новому году. Воспитатели, дети и родители.

7. Родительское собрание. февраль Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Мастер класс по развитию мелкой моторики. Воспитатели, родители

8. Выставка «Папа может все, что угодно». февраль Совместная творческая работа детей, родителей и педагогов. Практикум по изготовлению поделок из бумаги, Разучивание песенок и стишков.

Воспитатели, дети и родители.

9. Выставка «Мамины нежные руки» март Совместная творческая работа детей, родителей и педагогов. Практикум по изготовлению поделок из бумаги, Разучивание песенок и стишков.

Воспитатели, дети и родители.

10. Субботник март Расчистка участка для будущего огородного участка. Воспитатели, дети и родители.

11. Родительское собрание апрель консультация Воспитатели, родители

12. Родительское собрание. май Дискуссия о проведении открытого мероприятия ко дню защиты детей. Подготовка сценария, ролей, костюмов. Воспитатели, родители

13. Открытое мероприятие

«1 июня – День защиты детей» июнь Проведение совместно с родителями открытого мероприятия

«1 июня – День защиты детей» Воспитатели, дети и родители.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Группа кратковременного пребывания детей (для детей раннего возраста)» под ред. Т. М. Бабуновой – М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Л. Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.» - М. : Линка-Пресс, 2007.

6. О. Н. Митрофанова «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи», журнал «Справочник старшего воспитателя»

№ 2 – 2011г., с. 62 – 69.

7. Т. А. Гапонова «Группа выходного дня на базе детского сада», журнал «Справочник старшего воспитателя» № 3 – 2011г., с. 61 – 69.

8. О. Давыдова, А. Майер «Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011г., с. 17 – 22.

9. Н. Сухобокова «Формирование педагогических установок родителей», журнал «Дошкольное воспитание» № 3 – 2009г., с. 101 – 106.

10. Ю. Гладкова «Педагог и семья – проблемы взаимодействия», журнал «Дошкольное воспитание» № 4 – 2008г., с. 103 – 110.

11. С. Соловей, Т. Львова, Г. Дубко «Дискуссия как форма работы с родителями», журнал «Дошкольное воспитание» № 2 – 2008г. ,

с. 113 – 117.

12. Т. Данилина «Семейный детский сад», журнал «Обруч» № 5 – 2009г., с. 7 – 9.

13. Е. Кравцова, Д. Дурнаво «День открытых дверей в детском саду», газета «Дошкольное образование» № 5,6 – 2011г.

14. В. Панфилова «Клубы для родителей», газета «Дошкольное образование» №12 -2011 г

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников Детский сад и семья должны объединять усилия в воспитании дошкольников. На сегодняшний день Федеральный образовательный стандарт ставит.

Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения Проблемы в практике музыкального воспитания Появление этих документов совпало с усилением негативных тенденций в педагогической практике.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство – это уникальный период в.

Современные подходы к работе дошкольного учреждения с семьей «Современные подходы к работе дошкольного учреждения с семьей» Бегма Л. П. Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС №88 г.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образованияВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования о свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества.

Консультация «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей» Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. В настоящее время дошкольная педагогика переживает интереснейший период своего развития.

Программа педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В семье происходит формирование характера ребенка,.

Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС до Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС ДО На современном этапе развития общества актуальной.

Современные модели и формы патнерского взаимодействия ДОУ с семьей «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом.

Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей МКОУ «Торгунская СШ» Старополтавского муниципального района Волгоградской области Воспитатель Имашева Надия Фаисовна Статья: «Современные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 18:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД