Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям ДОУ

Светлана Сергеевна Хатько
Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям ДОУ

Пояснительная записка.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,8-2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада

Задачи:

в сфере работы с детьми:

помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;

развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;

обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

воспитывать культурно-гигиенические навыки;

снизить уровень заболеваемости;

оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;

в сфере работы с педагогами:

разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме

в сфере работы с родителями:

раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;

познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.

повышать коммуникабельность между родителями.

привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

Средства достижения поставленных задач:

- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Участники проекта:, воспитатели, дети 2-3 летнего возраста, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (август-октябрь). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

§ Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

§ Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

§ Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

§ «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

§ Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр

Работа с педагогами:

§ Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

§ Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

§ Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

§ Информирование педагоговпо средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Работа с детьми:

Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

Развитие культурно-гигиенических навыков.

Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Актуальность проблемы

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения,к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Этапы реализации проекта

Определение цели и задач проекта.

Составление плана реализации проекта.

Подготовительный этап

• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.

Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.

• Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений

Основной этап

Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Анкета для родителей

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».

- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

- Практическое упражнение «Вымой руки»;

- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,

- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

- Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Пальчиковые игры «Пальчики»,

Родительское собрание «Адаптационный период».

Заключительный (результативность):

Модель комфортной адаптации детей младшегодошкольного возраста:

— знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

— установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

— установление контакта непосредственно с ребенком.

Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям ДОУ
Публикации по теме:

Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ (из опыта работы) Адаптация - это привыкание ребенка к новым условиям детского сада. Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо.

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к ДОУ Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного.

Отчет о периоде адаптации детей первой младшей группы к условиям дошкольного учреждения С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими.

Проект педагогической деятельности во второй младшей группе по творчеству К. И. Чуковского В наш век информационных технологий все чаще наблюдается ситуация, когда родители занимают детей компьютерными играми или телевизионными.

Самоанализ занятия «Зайчик» педагога-психолога по адаптации детей к условиям детского сада .

Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,.

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Мукминова Наталья Юрьевна. Воспитатель МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район. Опубликована в Сборнике II Международной.

Влияние современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ Аннотация: в статье рассмотрены вопросы влияния современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ. В настоящее.

Конспект занятия в период адаптации к условиям детского сада детей 2–3 лет «Веселый малыш» .

Конспект занятия по адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи к условиям логопедической группы «По дорожкам Звукоречья» Занятие по адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи к условиям логопедической группы «По дорожкам Звукоречья» Цели: - наладить доверительные.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям ДОУ
Опубликовано: 12 октября 2019 в 12:56
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки