Ольга Погребная
Проект «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к природе – это эстетическое чувство,
формирующее взгляды, вкусы,
- утрата этих вкусов равносильна утрате
счастья и может вредно отразится
на умственных способностях, а
еще вероятнее на нравственных качествах».
Ч. Дарвин
1. Введение
Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и педагогических мероприятий с детьми.
Публикация «Проект „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Мы должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Эти уроки могут стать уроками нравственности для малышей.
2. Теоретическая часть
Первые представления о родном крае, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себе все сведения о природе той местности, того края, где он живёт. Наши дети живут и воспитываются в Иркутской области, в городе Братск. Окружающая нас природа богата и разнообразна, она, по - своему притягательна своей красотой, неповторимостью, яркостью красок в разные времена года. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного.
Наблюдая за детьми нашего детского сада, пришли к выводу, что дети старшей группы имеют знания о нашем крае, но не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, которые весной возвращаются в родные края. Ласточка, скворец, кукушка ….
Актуальность:
1. В ходе проекта «Перелётные птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы весной и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
2. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
Таким образом, при реализации проекта были использованы
следующие принципы: в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь; - совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи,
благоприятного эмоционального климата; реализуя игровой проект, участники образовательного процесса "родители – дети-воспитатели" создают триаду содружества; - дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать;
Проблемные вопросы:
- недостаточное представление о перелётных и птицах родного края;
- по экологическому воспитанию дошкольников, практической их реализации в образовательном процессе с воспитанниками и привлечение к сотрудничеству
родителей.
Цель:
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Познакомить детей с перелётными птицами, дать детям представление об особенностях жизни птиц весной.
Задачи:
• расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах : аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц;
• воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе
• развивать игровую деятельность детей, создавать условия для воспитания чувства любви к родной природе, закреплять навыки коллективной работы и приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.
• познакомить с приемами изготовления «Птицы счастья» из материала, развивать фантазию.
• способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с подвижным характером музыки, - обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик на классическую музыку.
Участники проекта : 10 детей старшего возраста, педагог, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта : январь-апрель (средней продолжительности)
Ресурсное обеспечение проекта :
• экспонаты музея ДОУ
• художественная и познавательная литература; познавательные журналы, художественные произведения искусства
• интернет-ресурсы.
Предполагаемые результаты:
• у детей сформированы знания о перелётных птицах, особенностях их жизни
• создание детско – взрослого продукта «Помоги птице жить….»
3. Практическая часть
Была проведена интегрированная совместная деятельность по теме «Перелётные птицы».
Использовано следующее оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц (презентация, аудиозапись голосов и пения птиц. Прямоугольники бумаги 3*20, (по количеству детей, клей, ниточки, тонкие веточки, пёрышки, вату, мелкие лоскутки, сухую траву, кусочки меха, а в другое: камешки, палочки, шишки, песок.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Использованы методы и приё мы:
1. чтение художественной литературы
2. загадки
3. заклички
4. художественно продуктивная деятельность
5. опыт-эксперемент
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Музыка.
Дети посмотрели видеофильмы «Перелётные птицы», «Кукушка», со звучанием голосов птиц.
Классифицировали предметы по виду и сравнению (ниточки, тонкие веточки, пёрышки, вату, мелкие лоскутки, сухую траву, кусочки меха, а в другое: камешки, палочки, шишки, песок).
Выполняли художественно - продуктивную деятельность по изготовлению птиц из цветной бумаги, пластиковых глазок.
В заключении изготовили коллаж «Птицы нашего края».
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
• изучение уровня представлений детей по теме.
• экологическая страничка на родительском собрании.
• подготовка консультаций для родителей по теме.
• информационно-методическое обеспечение:
• подбор методической литературы.
• подбор художественной литературы.
• изготовление дидактических пособий.
• изготовление дидактических игр.
• разработка педагогических мероприятий
2 этап - основной
Цель: внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о перелётных птицах.
• НОД «Птицы нашего края» «Перелётные птицы».
• Рассказ по серии сюжетных картинок
• Описательные рассказы о птицах
• Презентации «Перелётные птицы», «Весна идёт», «Кукушка»
• Создание альбома с перелётными птицам
3 этап - итоговый
• Презентация детьми «Перелётные птицы»
• Подведение итогов выставки детских и совместных работ.
• Награждение победителей конкурса «Лучшая кормушка».
Пути реализации проекта :
• Создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
• Повышение экологической грамотности педагогов;
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента;
• Внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
• Экологическое просвещение родителей.
Результат:
- НОД «Перелётные птицы», «Жизнь птиц весной», «Кукушка»
- выставка рисунков, поделок детей, воспитателей, родителей.
- участие в городской конференции по теме «Юные творцы» МАОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества;
- изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
- участие в региональном конкурсе: Биоразнообразие-основа жизни на земле», рисунок «Птичка ласточка»
Заключение:
Заинтересованность детей совместно с родителями жизнью перелётных птиц возросла, появилось желание им помогать.
Дети активно проявили себя в творческих работах.
Возросли коммуникативные навыки.
Родители активно приняли участие в изготовлении кормушек.
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего
мир природы, с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского
разума.
(В. А. Сухомлинский)
Список литературы:
1. Л. А. Мишарина. Байкал-Жемчужина Сибири: учеб. метод. Пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО ВСГАО, 2011-46с.
2. Л. А. Мишарина. Комплексно – тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет. – Иркутск: ГОУ ВПО ВСГАО,2011.-67с.
3. М. П. Костюченко. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Раздел 1. Дизайн и окружающая среда. - Братск: Издательский дом Ярмарка Плюс. 2003.-31с.
4. М. П. Костюченко. Из опыта работы. Природа дарит чудеса. - Братск,2006.-91с.
5. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников,2-е изд., испр. - М. : Издательский центр Академия,2001.-79с.