Проект «Пластиковая бутылка: проблемы и решения»

Марина Витальевна Кислицына
Проект «Пластиковая бутылка: проблемы и решения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сайгинская средняя общеобразовательная школа»

Верхнекетского района Томской области

Научно – практическая конференция обучающихся начальной школы

«Мой первый проект»

Учащиеся 4 класса

Исследовательская работа

По направлению Мой посёлок

На тему Пластиковая бутылка- проблемы и решения

Научный руководитель: Преподаватель высшей квалификационной категории Кислицына Марина Витальевна учитель начальных классов

Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой___

Рекомендуется___

Председатель

экспертной комиссии___ ___

(подпись) (дата)

Эксперты ___ ___

(подпись) (дата)

___ ___

(подпись) (дата)

Председатель

экспертного совета ___ ___

(подпись) (дата)

2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п Структурные элементы Номер страницы

1 Введение 2

2 Цели и задачи 3

3 Теоретическая часть

1. История происхождения пластиковой бутылки

2. Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками

4-5

5-6

4 Практическая часть

1. Социологическое исследование

2. Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах посёлка»

3. Результаты экспериментальной работы

4. Масштабы использования

5. Практическое применение использованных бутылок

6. Технология изготовления табуретки из пластиковых бутылок 7

8

9

10-11

12

13

14

5 Выводы 15

6 Список использованных источников 16

7 Приложения 17-29

ВВЕДЕНИЕ

«Состояние больного тяжелое. Симптомов множество. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что ещё можно предпринять, они бы делали все возможное, чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит его смерть. Но в данном случае болен не человек. Больна Земля – наш общий дом».

- А кто мы в этом доме? Соучастники, сторонние наблюдатели?

- Все-таки, в чем же причины болезни нашей планеты?

Одна из причин возникновения болезни Земли - мусор.

С древних времен перед человечеством стояла проблема мусора, но никогда она не стояла так остро как сейчас. Среднестатистический житель выбрасывает за год более 360 кг твердых бытовых отходов. Куда бы ты не пошёл: в лес за грибами или ягодами, просто гулять по улице, кататься на велосипеде по просёлочной дороге, всюду видишь валяющиеся пустые пластиковые бутылки. Они лежат на обочинах дорог и на самих дорогах, около домов, магазинов. Особенно их много становится после праздников и в жаркие летние дни.

Целые пакеты с пустыми бутылками выбрасывают и в окрестностях нашего поселения, что постепенно это превращается в одну большую свалку. А ведь на изготовление этих бутылок были затрачены материалы и средства, а потом эти средства оказались на помойке.

Большое количество мусора на улицах села заставило нас задуматься об утилизации пластиковых бутылок и применении использованных бутылок людей в своём хозяйстве.

Цель: формирование сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решение.

Задачи:

Узнать историю возникновения пластиковой бутылки.

Выяснить экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками.

Найти полезное применение данному предмету.

Участники:

учащиеся 1 – 4 классов;

родители учащихся;

классный руководитель

Проблема: многие улицы посёлка, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки.

Предмет исследования: бытовые отходы (пластиковые бутылки) и возможность их вторичного использования и переработки.

Гипотеза: предположим, что пластиковая упаковка засоряет землю и наносит вред природе.

Методы исследования:

подбор и изучение материала по теме;

социологическое исследование;

рейд по улицам посёлка Сайга;

экспериментальная работа;

мастер – класс;

анализ проделанной работы;

выставка работ из пластиковых бутылок

Ожидаемый результат:

узнаем, кто и когда придумал пластиковые бутылки;

выясним, пользу или вред они приносят;

придумаем им вторую жизнь.

Место проведения исследования: МБОУ «Сайгинская СОШ», Сайгинское поселение

Время проведения исследования: октябрь 2015 г. – январь 2016 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. История появления пластиковой бутылки

Когда в 1869 году американец А. Хэйят смешал обработанные химическими реактивами волокна хлопка с камфорой и получил странную пластическую массу, он и не подозревал, что с этим началась эра полимерных пластиков, или пластмасс. В России же первый завод по производству пластмасс был открыт в городе Орехово-Зуево лишь в 1915 году. Этот завод действует и поныне. Первые образцы весили 135 г (в два раза больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов.

На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и ПепсиКо. Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске.

У пластиковых бутылок оказался большой «недостаток»: они довольно прочны и долговечны. Установлено, что после 10—12 лет службы прочность полиэтилена уменьшается всего на 25%. Но в том-то и беда, что, сослужив свою короткую службу и оказавшись в придорожной канаве, реке или на свалке, термопластиковая упаковка остается там на многие десятилетия. На сколько — точнее сказать нельзя, потому что прошло слишком мало времени с тех пор, как термопласты появились в массовом обиходе. В конце 20 века пластик стал самым массовым материалом.

Среди ёмкостей для разлития газированных напитков наибольшую популярность имеют пластиковые бутылки, вследствие низкой себестоимости производства. Такие бутылки, как правило, имеют больший объём по сравнению со стеклянными, и более безопасны за счёт упругости. Большую популярность пластиковые бутылки приобрели в быту и могут использоваться для различных нужд. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики.

И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20%. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок.

Преимущества бутылок:

лёгкие;

не бьются;

прозрачные, можно окрасить в любой цвет;

удобно перевозить.

Недостатки:

продукты в пластиковой бутылке имеют небольшой срок хранения;

в состав некоторых бутылок входят вредные вещества.

3.2. Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками

Наши мамы помнят то время, когда стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги, и эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых бутылок. А теперь? Теперь и стеклянные и пластиковые бутылки засоряют наши улицы! И не только!

Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.

По данным учёных: бумага разлагается в земле в течение 1 месяца, банановая кожура – 6 месяцев, шерсть – 1 год, деревянные столбы – 4 года, бумажные чашки – 5 лет, крашеное дерево – 13 лет, консервная банка – 100 лет, а пластиковая бутылка – от 500 лет до 1000 лет.

Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши деды, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

№ п/п

Мероприятие

Срок

1 Сбор информации по теме проекта октябрь

2 Классный час о возникновении пластиковых бутылок, их пользе и вреде, применении использованных бутылок в домашнем хозяйстве.

ноябрь

3 Социологическое исследование среди ребят 1 – 4 классов декабрь

4 Рейд по улицам посёлка Сайга январь

5 Экскурсия в магазин «Русь» ИП «Погорелова» и магазин «Сибирь» ИП «Хлебенков» январь

6 Экспериментальная работа «Разложение веществ под действием химических реактивов». январь

7 Мастер – класс по изготовлению табуреток из пластиковых бутылок январь

8 Выставка – конкурс среди учащихся класса и их родителей «Вторая жизнь пластиковой бутылки». январь

4.1. Социологическое исследование

Вопрос 1. Покупает ли ваша семья продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Варианты ответов Количество

1 класс

(6 человек) 2 класс

(10 человек) 3 класс

(5 человек) 4 класс

(11 человек) Количество

Минеральная вода 6 6 3 7 22

Подсолнечное масло 6 10 5 11 32

Кетчуп - 6 4 3 13

Газированная вода, соки, напитки 6 4 4 9 23

Йогурт 6 7 4 7 24

Вывод. Все семьи учащихся покупают продукты в пластиковых бутылках.

Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Варианты ответов Количество

1 класс

(6 человек) 2 класс

(10 человек) 3 класс

(5 человек) 4 класс

(11 человек) Количество

Выбрасываем 6 10 5 11 32

Используем в хозяйстве (Где именно и как) 2

(для поделок, папа наливает воду на работу) 6

(для поделок) 2 8

(для поделок, сажаем рассаду, совок для мусора, для изготовления чучела на огороде) 18

Вывод. После использования бутылки в основном семьёй выкидываются, небольшая часть используется в хозяйстве.

Вопрос 3. Знаете ли вы о вреде пластиковой бутылки?

Из 32 человек знают о вреде пластиковых бутылок – 18учеников, не знают – 14 учеников.

4.2. Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах посёлка»

13 января 2016 г. мы провели рейд по улицам посёлка и подсчитали количество брошенных пластиковых бутылок. Получили следующие результаты:

ул. Молодогвардейская –13 бутылок;

ул. Фадеева – 9 бутылок;

ул. Третьякевича – 13 бутылок;

ул. Туркенича – 7 бутылок;

ул. Матросова – 5 бутылок;

ул. Карбышева – 1 бутылка;

ул. Шашева – 0 бутылок;

ул. Громовой – 5 бутылок.

В основном брошенные бутылки были от минеральной или газированной воды, от пива.

Вывод. Жители нашего посёлка покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают, не беспокоясь о чистоте улиц, хотя на каждой улице есть мусорные баки. Много бутылок на центральной улице Молодогвардейской, где расположено 3 торговые точки и на улице Третьякевича, по которой едут машины в сторону города.

4.3. Результаты экспериментальной работы

Мы сходили в кабинет химии и провели несколько опытов с пластиком.

Опыт 1. Разложение веществ под действием химических реактивов.

Фрагменты пластиковой бутылки мы поместили в гидроксид натрия (едкая щелочь) и наблюдали результат в течение недели. Через неделю пластик не изменился.

Вывод. Проведённый эксперимент доказывает, что пластиковая бутылка не разрушается под воздействием даже химических реактивов. Следовательно, при попадании в землю она не будет разлагаться и перегнивать, а будет лишь захламлять почву. Если пластик в земле не разлагается, то, может быть, пластиковые бутылки безопаснее сжигать? Проверим это на опыте.

Опыт 2. Горение.

Мы взяли фрагмент пластиковой бутылки и, сжигая его, наблюдали за результатом. Работа проводилась в вытяжном шкафу. При сжигании фрагмента, мы почувствовали резкий неприятный запах и чёрный дым при горении пластика.

Вывод. При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.

Из интернета мы узнали, что впервые на проблему утилизации во всемирном масштабе обратили внимание в 20 - ом веке, хотя первые мусорные свалки появились более 400 лет назад!

Есть три основных варианта обращения с ТБО (твёрдые бытовые отходы).

1. Захоронение.

Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают загрязненные воды, в атмосферу попадают вредные газы. В Российской Федерации 90% ТБО хоронят в земле, остальные 10% сжигают. Территория свалок является местом обитания мышей, крыс, насекомых, что представляет серьёзную эпидемическую опасность населению.

Чтобы организовать свалку, нужно учесть:

направление ветра в районе свалки;

расстояние от населённого пункта;

водопроницаемость грунтов;

площадь территории;

расположение, удобное для подъезда транспорта.

2. Сжигание.

При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. При сгорании такого мусора в воздух попадает огромное количество отравляющих и концентрированных веществ, провоцирующих возникновение онкологических заболеваний у людей и животных.

Проблемы:

нужны большие территории;

мусор плохо горит;

в атмосферу выбрасывается огромное количество сажи и вредных органических соединений

3. Сортировка и переработка.

Это самый экологический вариант обращения с ТБО, но требует больших финансовых затрат.

Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо рассортировать.

Вывод. Мы убедились, что ни сжигать, ни выбрасывать пластиковые бутылки нельзя!

4.4. Масштабы использования

Результаты исследования ассортимента в пластиковых упаковках в торговых точках п. Сайга.

При посещении магазинов: «Сибирь» ИП «Хлебенков» и магазина – пекарни «Русь» ИП «Погорелова» расположенных по адресу: ул. Молодогвардейская, выяснили, что в ассортименте в пластиковой упаковке имеются большое количество шампуней разных производителей, жидкое мыло, дезодоранты, ополаскиватели, моющие средства, различные масла для машин.

В продуктовом отделе в пластиковой упаковке мы обнаружили несколько сортов растительного масла, майонеза, питьевых йогуртов, минеральной и сладкой газированной воды, несколько сортов кваса и пива. Это ещё раз подтверждает информацию о том, что пластиковая упаковка очень удобна в использовании.

Вывод: В магазинах нашего посёлка много продуктов и товаров в пластиковой упаковке.

4.5. Практическое применение использованных бутылок

Практическое применение использованных бутылок полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Проведя социологический опрос среди учеников начальных классов, выяснили, что родители применяют использованные бутылки:

как горшки под рассаду;

как ёмкость для питьевой воды;

совок для уборки мусора;

для изготовления чучела на огороде;

для поделок на уроках технологии.

Население нашего посёлка внесло свои предложения:

мини парник из обрезанных пятилитровых бутылок для рассады капусты и огурцов;

бордюры для клумбы;

водосток;

контейнер для хранения пакетов;

двери в теплицу из разрезанных бутылок и скреплённых мебельным пистолетом;

донышки от бутылок и пробки используют для цветов, чтобы украсить дом;

различные фигуры для украшения приусадебного хозяйства.

Используя ресурсы интернета, узнали новые способы применения использованных бутылок. Учёные придумали разные технологии переработки этого материала. Бутылки измельчаются, соединяются с определёнными ингредиентами и плавятся в печи при температуре 240 градусов. Из полученной массы формируется шифер, брусчатка, утепляющее волокно.

Вторую жизнь пластиковым бутылкам дают и другие страны:

Казахстан - делают рукомойники;

Индонезия - стабилизаторы для устойчивости рыбацких лодок;

Страны Африки – сандалии.

4.6. Технология изготовления табуретки из пластиковых бутылок

Совместно с классным руководителем придумали, как использовать пустые пластиковые бутылки. Решили сделать из них табуретки. Для изготовления одной табуретки понадобилось:

9 пластиковых бутылок одинакового объёма;

односторонний скотч;

плотная ткань для чехла табуретки;

швейные принадлежности;

плотный картон.

Технология изготовления

1. Сначала подбираем нужные пластиковые бутылки, одинаковые по высоте и по объёму. Все бутылки должны быть целые и с пробками.

2. Наматываем скотчем по две бутылки вместе.

3. Крепко наматываем все 9 бутылок сверху и снизу. Получилась основа табуретки.

4. Шьём чехол.

5. Из плотного картона выкраиваем подкладку к чехлу.

6. Надеваем чехол на основу.

7. Проверяем табуретку на прочность.

Такую табуретку можно использовать в домашнем хозяйстве, для комнаты детей, на даче. Она удобна, так как имеет лёгкую структуру, практически невесома. Из подсчитанного пластика, который мы собрали во время рейда на улицах нашего поселения, можно сделать почти 6 табуреток.

Чехлы для табуреток нам помогли сшить наши родители.

ВЫВОДЫ

1. В результате проделанной работы, мы выяснили историю возникновения пластиковой бутылки. Она удобна в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после использования.

2. Поработав в кабинете химии, мы узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе.

3. Наши наблюдения и проведённая выставка показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке. Также можно сделать свой вклад в решение этого вопроса каждому из нас, даже ученику начальной школы. Ведь недаром говорят в народе: «Чисто не там, где убирают, а где не мусорят».

Что может сделать каждый из нас? Прежде чем выкинуть пустую пластмассовую бутылку, подумай… «Может дать ей вторую жизнь?» Эта бутылка может стать в твоих руках снова полезной. Наша фантазия безгранична.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]

2. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс]

3. Журнал «Наука и жизнь». Как избавиться от пластмасс. № 5, 2010

4. Руденко Б. Цена цивилизации. Журнал «Наука и жизнь». № 7, 2011

5. Сайт «Экология» [электронный ресурс]

6. Тугов А., Эскин Н. Не превратить планету в свалку. Журнал «Наука и жизнь». № 5, 2008

7. «Happy English», «Счастливый английский», для 7-9 классов общеобразовательной школы. Издательство «Титул». Обнинск, 1995

8. Шайкин В. Экологический бумеранг. Журнал «Наука и жизнь». №8, 2014

Публикации по теме:

Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности.

ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в школе. Одной из самых главных и острых проблем современной.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Педсовет в форме педагогического путешествия на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» В работе с педагогическим коллективом в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации,.

Презентация «Пластиковая бутылка-польза или вред?» в подготовительной группе Научно-исследовательский проект «Пластиковая бутылка – польза или вред?» Выполнен воспитанниками группы № 8 МАДОУ «Детский сад № 114» Воспитатели:.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Посуда
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Пластиковая бутылка: проблемы и решения»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 10:18
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Мастер-класс по изготовлению поделки «Кит» из поролоновой губки
К Всемирному дню китов и дельфинов Кит – самая большая рыба и животное на планете Земля. Сделав такую поделку вместе с ребенком - вы проведете...
Фотозарисовка «День Огурца» в Суздале
Яркий и шутливый праздник «День Огурца» состоялся в городе Суздале. Проводится это огуречное событие каждый год в июле, когда огурец поспевает, и...
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые»
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме "Насекомые". Возрастная группа: старшая. Тема: Формирование обобщающего понятия...