Получи документы

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»

наталья соколова
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»

Актуальность проекта

Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Публикация «Проект по адаптации детей к условиям детского сада „Ваш малыш пришел в детский сад“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т. е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Целью проекта является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.

Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:

1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;

2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;

3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Участники проекта :

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители детей.

Сроки реализации:

октябрь – декабрь.

Этапы работы

Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по проекту осуществляется поэтапно.

Этапы проекта :

I этап: подготовительный

Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.

Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр;

• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

• разработка анкет для родителей;

• составление перспективного плана мероприятий проекта.

II этап: основной

Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей, корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

• анализ проведенной работы;

• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;

• публикация проекта на интернет-сайте.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Родительское собрание – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

период Мероприятия

Контингент

Октябрь

(по мере поступления детей) - анкета для родителей (с целью определения прогноза течения адаптации);

- систематические наблюдения за поведением детей в ходе адаптационного процесса;

- заполнение листов адаптации;

- создание информационной папки «Адаптация к ДОУ : рекомендации психолога»

- создание памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду»;

- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;

Серия игровых приёмов направленных на знакомство детей с группой, с новыми взрослыми, со сверстниками;

- консультация для воспитателей на тему: «Степени адаптации»;

1. Игры, направленные на знакомство:

«Дай ручку», «Ласковое имя», Давайте поздороваемся».

2. Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения:

Игра «Поймай жучка», «Карусель», «Поезд», «Догоню» и т. д.

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»;

массажи: «Грибной дождь»,«Ежик» и т. д. Родители

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог - психолог

педагог – психолог, воспитатель.

ноябрь - индивидуальные консультации для родителей детей с признаками дезадаптации к ДОУ;

наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

- заполнение листов адаптации;

- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;

- выступление на родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Игры и игровые упражнения:

- Пальчиковый спектакль «Репка»;

- Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;

- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

. Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «по ровненькой дорожке»

Релаксация

Игра «Мячики»

Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Прятки с мячом»

Потешка «Друг веселый, мячик мой»

Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» педагог-психолог

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

Дкабрь наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

- заполнение листов адаптации (вновь прибывшие);

- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;

Игры и игровые упражнения:

Игра «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

- Занятие «Непослушные мышата»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Мышки и часы»

Упражнение «Это- папа – мышь…»

Релаксация «Мышки отдыхают»;

- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж «Мишка»

Педагог-психолог

Воспитатели

Игра «Зайка»

Чтение стихотворения «Мы слепили снежный ком»

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и заяц»

Игра «Найди морковку»

Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Рифмовка «В нашей группе»

Чтение стихотворения «Ель»

Игра «Заморозь»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;

- Новогодний праздник «Вгости к Дед Морозу!»

Педагог-психолог

Воспитатели

Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптация детей к условиям детского сада. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку.

Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» «ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА» Адаптация детей младшего дошкольного возраста.

Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлена.

Особенности адаптации ребёнка к условиям детского сада Особым событием в жизни малыша 1.5- 3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребёнка положительно.

Отчет «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное.

Отчет о периоде адаптации детей к условиям детского садаОтчет о периоде адаптации детей к условиям детского сада Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление.

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада «Детский сад без слёз» (1 слайд) Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада Разработали:.

Проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Проект по адаптации детей 2 – 3 лет к условиям детского сада Автор проекта: воспитатель Котомина Мария Николаевна Детский сад – новый.

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад» Составитель: Нарсеева Наталья Ивановна воспитатель МАДОУ №17. Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный Тип проекта: Информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»
Опубликовано: 19 декабря 2015 в 20:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД