Проект по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, малыш»

Елизавета Спасова
Проект по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, малыш»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Солнышко»

Проект

по адаптации детей раннего возраста

«Здравствуй, малыш».

Подготовила:

педагог- психолог

Спасова Е. В

П. Светлый

Пояснительная записка.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, песочная терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада

Задачи:

• помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;

• развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;

• оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;

• разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме

• раскрыть роль семьи в адаптации детей 1.5-2 лет;

• познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

• создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.

Участники проекта: педагог – психолог, воспитатели, дети 1,5-2 летнего возраста, родители.

Срок реализации проекта: среднесрочный (3 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Взаимодействие с родителями:

Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр

Взаимодействие с педагогами:

Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Взаимодействие с детьми:

• Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

• Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Актуальность проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения,к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому я решила использовать этот проект.

Этапы реализации проекта

• Подготовительный этап

• Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.

• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.

• Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.

• Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений

• Основной этап

План реализации проекта

Период Содержание

ответственные

Июль - Анкета для родителей

- Карта наблюдения

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»;

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».

- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

Педагог- психолог

Спасова Е. В

Август - Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка летом»;

- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям»,

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;

- 2Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

- Пальчиковые игры «Пальчики»,

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Игра-забава «Поймай пузырь».

- Песенка «Ладушки - ладошки»

- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и часы»

- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»;

- Релаксация «Мышки отдыхают»; Педагог- психолог

Спасова Е. В

Сентябрь Образовательная деятельность «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Рисование пальчиками «Точки у божьей коровки»;

- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»;

- Чтение стихотворения А. Барто «Зайка»

- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»

- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»

- Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку»

- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки»,русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;

- настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок; Педагог- психолог

Спасова Е. В

3-й этап «Заключительный»

1. Оформление проекта

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по теме проекта

Используемая литература

1. Адаптацияребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская.Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

5. В.Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с

Публикации по теме:

Использование игры как средство адаптации детей раннего возраста Использование игры как средство адаптации детей раннего возраста. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста.

Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Коваленко С. В. воспитатель, МБДОУ№41, г. Усть-Лабинск Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Игра «Рисунки на песке».

Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Малыш и его игрушки» Консультация для родителей детей раннего возраста: «Малыш и его игрушки» Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Педагогический проект «Здравствуй, детский сад!» в группе раннего возраста Авторы: педагоги группы раннего возраста Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Актуальность заключается в том, что процесс адаптации, привыкания.

Проект по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению «Идем в детский сад» Описание проблемы, на решение которой направлен проект Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста «Мои первые шаги» Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Мои первые шаги» Автор проекта: воспитатель МДОУ детского сада №4 городского.

Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Здравствуй, собака Жучка» Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста. Тема занятия «Здравствуй, собака Жучка». Цель: Формировать у детей.

Проект «Здравствуй, малыш!» Актуальность: Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Новый год
Автор публикации:
Проект по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, малыш»
Опубликовано: 3 октября 2019 в 22:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...

18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...


Горячие темочки