Ирина Чеглакова
Проект по адаптации младшего возраста в ДОУ «Первый раз шагаем весело мы в сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
по адаптации детей раннего младшего дошкольного возраста
к условиям ДОУ «Первый раз шагаем весело мы в сад».
Разработала воспитатель:
Чеглакова Ирина Евгеньевна
г. Рязань
2021 год
Публикация «Проект по адаптации младшего возраста в ДОУ „Первый раз шагаем весело мы в сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность выбранной темы заключена в том, что процесс адаптации ребенка в ДОУ имеет свои сложности, это обуславливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста, которая обеспечит наиболее адекватное, и безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Цель проекта :
• Создать благоприятные условий, направленных на успешную адаптацию ребёнка в ДОУ.
• Сохранить и укрепить здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
• Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям в ДОУ.
• Обеспечить развития навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
• Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.
• Повышения компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
• Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
• Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
• Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период.
Участники проекта :
• Воспитатели, дети младшей группы и их родители.
Адаптация детей раннего возраста в ДОУ.
Обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад – это прежде всего отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка младшего дошкольного еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений- это и режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения влияют на его стрессовую ситуацию.
Адаптация зависит от следующих факторов:
1. Состояние здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
2. Сформированности предметной деятельности. Этого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой или занятием.
3. Условий жизни семьи. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств.
Показателями окончания период адаптации у детей являются :
• глубокий сон;
• хороший аппетит
• бодрое эмоциональное состояние;
• соответствующая прибавка в весе.
Для младших дошкольников выбираются в основном сказочные герои, обычно их не больше трех, так как большее количество героев сложно воспринимается детьми. Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения и определенного уровня артистичности. Разъяснение — метод, используемый воспитателем постоянно. Связанно это с тем, что младшие дошкольники имеют не большой опыт и могут испытывать затруднения в выборе своего поведения. Воспитанники только осваивают правила поведения в обществе, правила общения с 3 взрослыми и 20 сверстниками и поэтому, естественно, нуждаются в разъяснении определенных требований. Важно отметить, что при использовании данного метода, воспитателю не следует превращать его в нотацию. Следующий метод социального воспитания, применяемый в работе с младшими дошкольниками — убеждение. С помощью этого метода воспитатель воздействует на сознание, чувства и волю, с целью формирования положительных поступков, моральных качеств в поведении и характере. Сила убеждения заключается в том, что воспитатель использует слово. Оно раскрывает перед детьми смысл их поступков и значение требований к моральному поведению. Беседа — это диалог между воспитателем и воспитанниками, направленный на обсуждение какого-либо вопроса, с целью обмена мнениями. Беседа - это привлечение детей к формированию у них суждений и оценок. Организация этических бесед имеет особое значение в социальном воспитании детей. Содержанием такого рода бесед могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Материал для организации этических бесед всегда должен быть близок эмоциональному опыту детей.
Эффективность системы процесса адаптации детей раннего возраста.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:
- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор,
который можно использовать для конструирования;
- в уголке природы – различные комнатные растения и принадлежности для работы с природным материалом;
- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на
полках, которые доступны детям.
- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или
отдохнуть;
- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие
игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие.
Работа с родителями. Организуя прием вновь поступающих детей,
придерживалась следующей системы:
- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком
является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть
ритмичным, согласованным с родителями.
К концу адаптационного периода, в группах создана комфортная атмосфера для детей. Но хочется отметить, что основная причина успешной адаптации – это психологическая готовность матери к поступлению ребёнка в ДОУ, её доброжелательное отношение и чувство доверия к окружающему миру. Чем позитивнее мама, тем меньше у ребёнка проблем.
Вывод: Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4
этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в
эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются
от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на
расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают,
плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и
воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе
дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они
начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и
предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если
возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь
не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске
по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно
пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые
предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у
малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.
Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при
встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь
удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со
сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но
их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности
адаптации.