Елена Гусева
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№3 «Ласточка
Проект по духовно -нравственному воспитанию дошкольников
Разработала и реализовала воспитатель : Гусева Е. П.
Содержание.
Паспорт проекта
Глава 1. Обоснование необходимости проекта
1.1. Актуальность
1.2. Проблема
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
1.3. Гипотиза
1.4. Новизна
1.5. Практическая значимость
1.6. Теоретическая значимость
1.7. Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта
1.8. Этапы проекта
Глава 2. Особенности построения проекта
2.1. Технологии, используемые в проекте
2.2. Формы работы
2.3. Методы и приёмы
2.4. Результативность проекта
3. Содержание проекта
4. Литература
Паспорт проекта :
Наименование проекта : «Семейные традиции»
Вид проекта Информационно – практико – ориентированный
Разработчик проекта : Воспитатель МАДОУ ДС №3 «Ласточка» Гусева Е. П.
Нормативно-правовое обеспечение проекта.
1. Федеральный Закон от 24.06.1988 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
2. Закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании».
3. Стратегия социально-эконмического развития Ханты - Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года» утверждённая Правительством Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-П.
Цель проекта :
Формирование духовности, патриотизма и нравственности через приобщение детей к семейным традициям.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы, появлению партнерских отношений между детьми,родителями, педагогами и созданию атмосферы общности интересов.
Сроки реализации проекта : Средней продолжительности
Участники проекта : Воспитатели, воспитанники и родители группы для детей в возрасте от 6 до 7 лет
Этапы реализации проекта : 1 этап – организационный – диагностический (январь).
2 этап - формирующий (январь-апрель)
3 этап- обобщающий (май)
Ожидаемые результата проекта.
1. Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2. Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3. Создана методическая копилка по данной проблеме.
4. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Продукт проекта :
Альбом «Семейные традиции».
Выставка «Родословная семьи».
Фотовыставка «Праздники в нашей семье».
Создание альбома «Традиции нашей семьи».
Конкурс «Семейный герб».
Глава 1. Обоснование необходимости проекта.
1.1. Актуальность
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического
воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания : «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др., можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляетсопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует
формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья - ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
1.2. Проблема
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в дошкольном учреждении педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.
1.3. Гипотеза
Мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
-формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ.
-воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
-разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
-деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
1.4. Новизна
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
1.5. Практическая значимость
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
1.6. Теоретическая значимость
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
1.7. Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта
Цель: Формирование духовности, патриотизма и нравственности через приобщение детей к семейным традициям.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Ожидаемые результаты:
1 .Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2. Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3. Создана методическая копилка по данной проблеме.
4. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
1.8. Этапы проекта
1 этап – организационный – диагностический (октябрь).
Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
2 этап - формирующий (ноябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам : «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Мы помощники».
3 этап - обобщающий (май)
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
Глава 2. Особенности построения проекта
2.1. Технологии, используемые в проекте
Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
2.2. Формы работы
с детьми:
беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»;
экскурсия в музей «Русская изба»;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения;
конкурсы;
театрализованная деятельность;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
видеопросмотры с родителями
наглядная пропаганда;
беседы и консультации;
коррекционный журнал;
анкетирование;
дни открытых дверей;
круглый стол;
звездный час;
педагогическая лаборатория;
конкурсы;
семейная гостиная;
семейные мини – проекты.
2.3. Методы и приёмы.
1 Методы, повышающие познавательную активность дошкольников :
метод сравнения.
элементарный анализ.
метод моделирования и конструирования.
метод проектной деятельности.
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
2.4. Результативность проекта.
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
3. Содержание проекта
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семейные традиции»
Октябрь организационно-диагностический
Ноябрь
«Моя семья»
1. СООД «Моя семья»
2. СООД Рисование
«У нас дружная семья!»
3. СООД Составление рассказа
«Расскажу вам о своей семье»
Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
Чтение сказок
«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Рассматривание картин:
Т. Сорокина «Семья»,
Ю. Кугач «В субботу».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей»
Ручной труд: «Открытка для мамы на День матери».
Рассказы и рисунки детей «Познакомьтесь с моей семьёй» Папка-передвижка «Как создать семейный герб»
Декабрь
«Члены моей семьи» 1. СООД «Что я знаю о себе»
2. СООД «Кто живёт со мной»
Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».
Чтение произведений:
Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».
Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке»
Игровая ситуация:
«Мои братья и сёстры»
«Каким я был, каким я стану», «Мы - разные».
Игры-драматизации:
«Три поросенка» Формирование фотоальбома своей семьи для группы. «Семья вместе – душа на месте».
Мини - проект : «Герб моей семьи»
Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям»,
Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»
Январь
«Наши имена и фамилии»
1. СООД «Наши имена»
2. СООД «Наши фамилии» Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя».
Творческая речевая деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» .
Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко»,
«Двенадцать месяцев».
Дидактические игры
«Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию».
Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя». Мини - проект «Генеалогическое древо моей семьи».
Папка-передвижка:
«Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»
Февраль
«Мой папа
Защитник Отечества»
1. СООД «Защитники Отечества»
2. СООД «Портрет моего папы» (рисование)
Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества
«Мой папа солдат»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях
Аппликация:
«Наша Армия родная» - коллективная
Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики».
П. игры: «Всадники», «Самолеты»
Пальчиковая игра:
«Капитан» Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля.
Папка-передвижка: «Растим мужчину»
Буклеты: «О роли отца в семье»
Март
«Моя мама»
1. СООД «Как аукнется, так и откликнется»
2. СООД «Портрет мамы» (рисование) Беседа на тему:
«Что любит моя мама».
Рисование: «Моя любимая мама».
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Настольный театр: «Волк и семеро козлят».
Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской».
Творческая речевая деятельность:
Описательный рассказ- «Моя мама красавица». Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта.
Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы»
Папка-передвижка: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»
Апрель
«Родительский дом – начало начал»
1. СООД «Мой дом»
2. СООД «Береги свой дом» Конструктивная игра «Нарисуй и построй».
Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома».
Беседа на тему: «Мой дом - моя крепость».
Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»
Рассматривание иллюстраций: «Семья дома».
Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».
Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок»,
«Чтобы в доме стало веселей».
Пальчиковая игра: «Строим дом»
Фотовыставка: «Мой день в детском саду»
Экскурсия детей и родителей в музей «Русская изба» Папка-передвижка:
«Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»
Консультация: «Как дети создают конфликты между родителями»
Май
«Мы помощники»
1. СООД «Маленький, да удаленький»
2. СООД «Для чего руки нужны» Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».
Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искуссница»
Игра имитация: «Мамины помощники»
Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».
Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник»
Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» «День открытых дверей» для родителей
Презентация проекта
Семейная гостиная, посвящё нная Дню семьи: «Цветок семейного счастья» Папка-передвижка «Домашние обязанности».
4. Литература
1. Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
2. Гладких Л. П., Меньшиков В. М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008.
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М. : АРКТИ, 2003
4. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008
5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. : АРКТИ, 2005
6. Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки. -Ж. Искусство в школе №3, 2006.
7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М. : АРКТИ, 2004
8. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007