Юлия Федосеева
«Чисто жить — здоровым быть». Проект по формированию культурно-гигиенических навыков и представлений о ценности здоровья
Тема проекта: «Чисто жить – здоровым быть».
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: информационный, познавательный, интегрированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Срок реализации: январь – март 2025г.
Участники: воспитанники младшей группы, родители, воспитатель.
https://rutube.ru/video/b3de5dfbe8f12f53f3531db3994298d2/
Публикация «„Чисто жить — здоровым быть“, Проект по формированию культурно-гигиенических навыков и представлений о ценности здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ценности здоровья через использование игровых методов в разных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать работу по совершенствованию культурно-гигиенических навыков;
-совершенствовать умение правильно пользоваться мылом, зубной щёткой, полотенцем.
-формировать представления о чистоте тела, как о залоге здоровья.
Развивающие:
- обеспечить ситуацию, способствующую развитию умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни;
-формировать привычку у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
-обеспечить ситуации, способствующие развитию игровых, двигательных, продуктивных, коммуникативных, познавательно - исследовательских умений у детей.
Воспитательные:
-создать условия, обеспечивающие желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
-содействовать процессу укрепления связи между детским садом и семьей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
Актуальность: растить детей здоровыми, сильными, и жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается и сохраняется на всю жизнь опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Таким образом, актуальность данного проекта продиктована:
- потребностью формирования знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья.
- необходимостью, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Подготовительный этап.
1. Определение целей и задач проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в участии данного проекта.
5. Составление конспекта беседы по формированию основ здорового образа жизни: «Микробы и вирусы».
6. Составление конспекта беседы по формированию основ здорового образа жизни: «Чистим зубки».
7. Составление конспекта непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом) «Полотенце «Вытиралочка».
8. Составление конспекта сюжетно-ролевой игры «Мы купаем куклу».
9. Изготовление, учебно-методического пособия по формированию культурно-гигиенических навыков «Мнемодорожка - Зеркало».
10. Подготовка необходимого материала, оборудования и инвентаря к проведению продуктивных видов деятельности и подвижных игр - эстафет.
11. Создание папки передвижки «Личная гигиена».
Основной этап:
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тематическая беседа - практикум «Микробы и вирусы», с применением метода обучения с опорой на наглядность (иллюстрация, демонстрация).
Цель: ознакомление детей с внешним видом микробов, и вирусов, и с простыми способами борьбы с ними.


Беседа - практикум «Чистим зубки».
Цель: развитие культурно-гигиенических навыков у детей через обогащение их представлений о гигиене полости рта.


Образовательная область «Речевое развитие».
Разучивание стихотворения автора А. Кондратьева «Зеркало» методом мнемотехники.
Цель: обогащение активного словаря, развитие фонематического слуха, развитие умения слушать речь взрослого. Побуждение к соблюдению и развитию навыков личной гигиены.

Пересказ произведения Корнея Чуковского «Мойдодыр» с опорой на сюжетную картинку.
Цель: привитие чистоплотности, аккуратности и опрятности.
опираясь на модель - сюжетные картинки.

Пальчиковая гимнастика с использованием зубной щётки «Весёлые человечки».
Цель: развитие познавательной и речевой активности детей, через стихи сопровождающие игру. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
«Полотенце - Вытиралочка» рисование нетрадиционным способом «отпечаток штампа из ниток».
Цель: использование продуктивной деятельности как средства предоставления информации о полотенце, как о предмете личной гигиены.


Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Сюжетно-ролевая игра «Мы купаем куклу».
Цель: закрепление навыков последовательности купания (намылить, потереть мочалкой, смыть, тщательно вытереть полотенцем) в самостоятельных игровых действиях, словесно обозначая характер действий.

Образовательная область «Физическое развитие».
Игра – эстафета «Большая стирка».
Цель: формирование представления детей о носовом платке, как о предмете личной гигиены.


Тематическая эстафета «Перенеси предметы личной гигиены».[/b
https://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskaja-yestafeta-perenesi-predmety-lichnoi-gigieny.html
Цель: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены.


Для родителей.
Папка-передвижка «Личная гигиена» содержит информационно-просветительский и иллюстративный материал о культурно гигиенических навыках и обучении ребёнка гигиене и её главные принципы.

Третий этап – обобщающий.
Заключительным этапом работы над проектом «Чисто жить – здоровым быть» стало:
1. Подведение итогов проекта.
2. Трансляция педагогического опыта через средства массовой информации.
3. Создание коллажа из фотографий всех этапов проектной деятельности.


Результат:
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и представлений о ценности здоровья в младшей группе проведённая в рамках проекта «Чисто жить – здоровым быть» показала, что поставленные комплексные задачи проекта выполнены благодаря правильной, привлекательной и удобной организации обстановки. Выполнения действий и заданий с постепенным и дозированным погружением детей в мир гигиены,позволили:
1. Сформировать предпосылки культурно-гигиенической грамотности, активизировать познавательную деятельность, а также усовершенствовать коммуникативные качества.
2. Родители смогли повысить свою компетентность в вопросах касающихся гигиенических знаний, формирования здорового образа жизни и привития гигиенических навыков у детей.
3. Воспитателю реализация проекта дала возможность успешно раскрыть потенциал воспитанников и помочь воспитанникам разобраться в вопросах гигиены, а также совершенствовать собственные профессиональные навыки и возможности.