Проект по формированию представлений об окружающем мире посредством сенсомоторного воспитания «Волшебный мир»

НАТАЛЬЯ ФРОЛЕНКОВА
Проект по формированию представлений об окружающем мире посредством сенсомоторного воспитания «Волшебный мир»

В настоящее время происходит акселерация детей: компьютерная «грамотность», владение телефонами и т. д. Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации работы на практике. Заметен рост количества детей с задержкой речевого развития. Непосредственно для детей нашей группы отмечено недостаточное сенсомоторное развитие, что могло бы в дальнейшем привести к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Не мало важной проблемой является недостаток знаний у родителей о возрастных особенностей развития ребенка, о значении сенсомоторного развития в раннем детстве.

Все это обусловило и необходимость детальной разработки системы работы по сенсоматорному развитию воспитанников.

Для того чтобы выработать определенный алгоритм работы с родителями и детьми был разработан данный авторский проект.

Поэтому необходимость организации данного проекта вытекает из значения сенсомоторного воспитания. Оно:

1. Является основой для интеллектуального развития.

2. Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

3. Развивает наблюдательность, внимание.

4. Готовит к реальной жизни.

5. Позитивно влияет на эстетические чувства.

6. Является основой для развития воображения.

7. Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

8. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цели и задачи проекта:

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его комплексного, личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности:

1.1. Формировать представления об окружающем мире у детей раннего возраста средствами сенсорного развития;

1.2. Способствовать развитию у детей внимания, памяти, познавательной активности; мыслительных процессов, восприятия посредством активной деятельности в предметной среде.

1.3. Ориентация совместной деятельности детей и взрослых на получение, овладение и применение полученных сведений в повседневной жизни;

2. Повышение уровня сенсомоторного развития детей:

2.1. Обеспечить накопление представлений у детей 3-го года жизни о цвете, форме, величине предметов, их свойствах;

2.2. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

2.3. Стимулировать развитие коммуникативных способностей.

3. .Повышение уровня педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей 3-го года жизни;

4. Обновление в группе предметно-развивающей среды, ориентированной на комплексное развитие каждого ребенка.

СРОКИ:

1 этап – подготовительный (СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ 2013Г.)

2 этап – практический (НОЯБРЬ 2013- 1-Я ПОЛОВИНА МАРТА 2014Г.)

3 этап – заключительный

Методы проекта:

анализ литературы по данной проблеме;

включённое педагогическое наблюдение;

совместные игры;

проведение НОД;

индивидуальная работа с детьми;

мониторинговые процедуры (анкетирование, опрос)

Основное содержание деятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:

1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;

изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

2. Анкетирование родителей;

анализ полученных результатов, выводы

3. Составление диагностических карт, проведение диагностик.

4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

5. Составление картотеки игр, пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

6. Составление перспективного плана по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП включает следующие

-формы и методы работы с детьми

Построение образовательного процесса основывается на адек-ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников.

В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

Специально-организованная деятельность детей: игры- занятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

игры дидактические с элементами движения, сюжетные, подвижные, совместные игры взрослого и ребёнка, игры на прогулке, игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук, игры в «сухом бассейне»;

работа с природным материалом: глина, песок, камушки, ракушки, шишки…;

наблюдения за природой, на прогулке;

рассматривание, ощупывание предметов, игрушек, эстетически привлекательных предметов (предметов быта и пр.);

подыгрывание на музыкальных инструментах;

смехотерапия - приобретение соответствующих атрибутов;

забавы (заводные, инерционные, электрические игрушки);

экскурсии по саду, демонстрирующие малышу достоинства его нового мира;

просмотр презентаций и мультфильмов.

-Формы и методы работы с родителями

Консультации;

Оформление наглядного материала;

Мастер-класс;

Совместное изготовление дидактического материала, организация выставок, конкурсов по изготовлению игровых материалов, пособий

Игровые задания для сенсорного развития ребёнка в семейных условиях

День открытых дверей;

Планирование совместной деятельности с детьми было разработано по следующим направлениям (Ожидаемый результат):

-развитие слухового восприятия (У детей развито слуховое внимание, координация движений, умение различать различные звуки и их направление, тактильные ощущения. Внимательно слушают музыку, называют знакомые звуки. Развито обоняние.).

-развитие мышления, зрительного внимания, памяти (Дети имеют представление о внешнем виде предметов, умеют сравнивать предметы по нескольким признакам, устанавливают сходства и различия предметов по одному признаку. Используют в игре пальчиковые игры.

Проявляют интерес к новым предметам и совместной деятельности с воспитателем.).

-развитие ориентировки во времени (Дети имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях, ориентируются во времени суток.).

-развитие пространственной ориентировки (Дети ориентируются в пространстве, считая точкой отсчёта своё тело и на собственном теле.).

-развитие восприятия (Дети обследуют предмет, выделяя их цвет, величину, форму.

Соотносят предметы по основным цветам и называют их. Выделяют большие и маленькие предметы среди множества,

умеют образовывать группу из однородных предметов.).

-развитие мелкой моторики (Развиты тактильные ощущения, сенсомоторные качества, владеют навыками массажа, самомассажа.

Дети умеют играть с водой, крупами, льдом, снегом, ватой и т. д.

Сформированы КГН, соответствующие возрасту.).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Основное содержание деятельности:

1. Мониторинг детского развития.

2. Опрос родителей.

3. Анализ состояния предметной развивающей среды группы.

4. Анализ проведенной работы на педагогическом совете.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

ДЕТИ:

В мероприятиях проекта приняло участие 100% детей группы. У детей на оптимальном уровне развито слуховое внимание, координация движений, умение различать различные звуки и их направление, тактильные ощущения.

Дети научились внимательно слушать музыку, называть знакомые звуки.

Дети имеют достаточные представления о внешнем виде предметов, могут сравнивать предметы по нескольким признакам.

Используют в игре пальчиковые игры.

Проявляют интерес к новым предметам и совместной деятельности с воспитателем.

Дети имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.

Дети в достаточной мере ориентируются в пространстве, считая точкой отсчёта своё тело и на собственном теле.

Дети обследуют предмет, выделяя их цвет, величину, форму.

Соотносят предметы по основным цветам и называют их.

Развились тактильные ощущения, сенсомоторные качества.

Дети умеют играть с водой, крупами и т. д.

Сформированы КГН, соответствующие возрасту.

РОДИТЕЛИ

Включенность родителей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность группы составило 65 %.

Выявлено положительное отношение родителей к проблеме сенсомоторного развития детей.

Повысилась активность родителей в воспитательно- образовательном процессе.

Привлечение родителей к созданию игрушек по сенсомоторному воспитанию своими руками помогло в значительной мере познакомить их с разнообразием игр, которые можно использовать в домашних условиях для комплексного развития ребенка.

Установились оптимальные партнерские отношения с семьями воспитанников.

Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми оказало положительное развитие педагогической компетенции родителей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Обновление предметно-развивающей среды группы, ориентированной на комплексное развитие каждого ребенка. Пространственная предметно-развивающая среда пополнится новым оборудованием, играм способствующими развитию сенсомоторных способностей воспитанников;

Макропространство группы будет максимально использоваться в образовательном процессе.

Созданная картотека игр, пополненная сенсорная зона новым оборудованием, играми будет в оптимальной мере способствовать комплексному развитию детей.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель ДОУ 2008г №11 С. 51-59

2. Венгер Л. А., Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М:- 1988г

3. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до трех лет», СФЕРА-2005г

4. Гореева С. В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С. 23-26

5. Доронова Т. Н. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. 2010г

6. Смирнова О. Е., Галигузова Л. Н «Первые шаги», М:- 2008г

7. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С. 58-70

8. Нищева Н. В. Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс”, СПб. ; 20

9. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. «Раннее детство: познавательное развитие» 2003г

10. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С. 105-111

11. Учебно-методические комплекты по реализации ООП ДОУ

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Анкета «Готовность педагогов ДОУ к введению ФГОС» .

Автор публикации:
Проект по формированию представлений об окружающем мире посредством сенсомоторного воспитания «Волшебный мир»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 20:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
22 января. День рождения попкорна

Вкус воздушной кукурузы очень хорошо сочетается с самыми разными добавками, сладкими, солёными или острыми. Попкорн настолько прочно вошёл в современную кино-культуру, что уже невозможно представить себе...

22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

Работа с родителями «Пошив кукольной постельки» для группы раннего развития
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном...
Создание макета «Улья»
Создание макета "Улья" Летом у нас с детками проходило занятие по пчёлкам. А я очень люблю, когда предметы изучения детки могут потрогать, поиграть с...
Картотека считалок про дружбу и друзей
Считалка — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия. У считалки есть своя роль— распределить роли в предстоящей игре и никого...