Папки-передвижки

Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе»

Анастасия Кудрявцева
Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад № 134»

Проект

По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе

«Круговорот воды в природе»

Составил и провел:

Воспитатель Кудрявцева А. Л.

Курган

Тип проекта : образовательный.

Вид проекта :

• По предметной области- познавательно-экологический;

• По характеру предметной области- исследовательский;

Публикация «Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

• По составу- подгрупповой для детей 5-6 лет;

• По продолжительности- среднесрочный.

Цель:

Дать детям первые элементарные сведения о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Задачи:

- Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, двигаются» по кругу;

- Развивать наблюдательность, интерес к явлению, образность мышления;

- Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Основные виды детской деятельности:

• Совместная со взрослыми;

• Занятийная;

• Досуговая

Формы, методы и приемы работы:

1. Наблюдение.

2. Чтение и обсуждение стихотворений.

3. Опыт и элементарное экспериментирование.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Беседа.

6. Отгадывание загадок.

7. Аппликация

8. Подвижная игра.

9. Сюрпризный момент, элементы новизны.

Содержание технологической фазы реализации проекта

Этап Время в режиме дня Место проведения Содержание работы воспитателя

1. Игровая мотивация Первая половина дня Групповая комната Сюрпризный момент

Цель: привлечь внимание детей, вызвать интерес к происходящему (приложение 1)

2. Организация работы над проектом Первая половина дня Групповая комната Подвижная игра «Мы капельки» (приложение 5)

Групповая комната, участок группы Наблюдения (приложение 2) Цель: обобщить знания детей из личного опыта о переходе воды из жидкого состояния в газообразное

3. Практическая деятельность по решению проблемы Первая половина дня Групповая комната Экспериментирование (приложение 3)

Цель: учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач, развить поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Первая половина дня Групповая комната Беседа (приложение 4)

Цель: показать, что вода в окружающей среде бывает разной: это и роса, и облака, и туман.

Первая половина дня, вторая половина дня Участок группы Подвижные игры экологического содержания (приложение 5)

4. Презентация продукта деятельности Первая половина дня Групповая комната Коллективная аппликация «Облака» (приложение 6)

Цель: создать у детей радостное настроение. Вызвать желание учувствовать в коллективной работе, подвести к формированию вывода о решении проекта.

5. Обсуждение нового проекта. Решение другой проблемы Вторая половина дня Групповая комната Обобщающая беседа

Цель: совместно определить тему нового проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

Послушайте, ребята, какая история произошла со Степашкой однажды летом. Решил он порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка- друзья зайчата во дворе в футбол играть начали. Бросил Степашка свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой и снова пристроился у окна порисовать. Глядь, воды в блюдце нет. Что такое?

- Хрюша! –кричит. – Ты мою воду выпил?

- Очень она мне нужна! – ответил Хрюша.

- Не иначе как Каркуша выпила, - сердится Степашка.

Обиделась Каркуша:

- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - и улетела.

Степашка и задумался: Куда делась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? А как вы думаете, ребята?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наблюдения

Наблюдения в группе:

1. Обратить внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки: например, варежки- на батарею. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода?

2. Когда в комнате моют пол, он сначала блестит- видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?

Наблюдения на прогулке:

1. После дождя огородить лужу палочками или положить по ее контуру веревку. Наблюдать за лужей каждый раз на прогулке. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Уровень воды падает.

2. Обратить внимание детей на то, что люди сушат белье на балконе. Вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?

Наблюдение в уголке природы :

1. При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее. А куда затем она девается?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опытная экспериментальная деятельность.

Опыт 1.

Выделить каждому ребенку небольшую мисочку, в которую они нальют воду. Мисочки с водой дети оставляют в лаборатории и регулярно наблюдают за ними до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений воспитатель спрашивает детей, уменьшилось ли количество воды. Если воду подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

Куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?

Опыт 2.

Поставить мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах- в тепло и холодном (например, возле батареи и возле оконного стекла). Отмечать, где быстрее исчезает вода- там, где тепло, или там, где прохладно? Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи- в жаркую, или прохладную?

Опыт 3.

Взять одну большую и одну маленькую мисочки с водой, поставить их в лаборатории в одинаковых условиях.

Из какой мисочки вода исчезнет быстрее?

Опыт 4.

Растворить в стаканчике воды соль или сахар и внимательно посмотреть, заметны соль или сахар в воде. Эти стаканчики оставить в лаборатории до тех пор, пока вода не испарится.

Что осталось на дне стаканчика? Куда исчезла жидкость?

Опыт 5.

Этот опыт наглядно показывает круговорот воды в природе. Взять сухой прозрачный стакан. Накрыть его марлей, закрепив ее резинкой по краям. Ткань должна чуть-чуть провисать по середине, чтобы выдержать тяжесть льда. Положить на марлю кусочек льда и поставить стакан в теплое место, например, на солнечное окошко, под которым находится батарея. Начать наблюдение.

Что происходит со льдом? Почему он уменьшается? Откуда на дне стакана появилась вода?

Чем меньше становится лед, тем больше появляется воды на дне стакана. После того, как лед полностью растает, подчеркнуть, что вода была в твердом состоянии, а перешла в жидкое. Отметить, сколько воды стало в стакане. Продолжить наблюдение.

Что происходит с этой водой?

В конце концов под лучами солнца она исчезнет, испарится. Капелька воды опять «отправится в путешествие».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Беседа

Воспитатель: - Ребята, вы замечали, что ранним летним утром трава без дождя бывает мокрой? Откуда берется роса? (ответы детей).

Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки воды. Люди говорят: «Выпала роса». Послушайте стихотворение

Роса

Я видел впервые такую красу:

На листьях зеленых цветную росу.

Она вся сияла, сверкала, искрилась

И огоньками цветными светилась.

Я удивился, задумался сразу:

А вдруг из росы происходят алмазы?

В. Кудрявцева.

Особенно много росы на траве оставляет туман. Послушайте, как его описывает Н. Юрцевич: «Заблестели звезды, из-под деревьев медленно выплыл месяц.

- Есть здесь кто-нибудь? – спросил туман.

Но никто не ответил, потому что некому было. Тогда туман поднялся- легкий и белый. Он потанцевал на лужайке, потянулся над озером, а потом пробрался в лес.

- Кто ты, приятель? – спросил цветок, который не спал. Туман, не отвечая, продолжал свой танец.

– Я тебя спрашиваю, кто ты? – повторил цветок.

– Если ты опять не ответишь, я подумаю, что ты невежа.

- Сейчас я тебя обниму. – И туман плотно обхватил цветок своими длинными, влажными руками так, что у цветка совсем отсырели листья.

- Ох! Ох! – закричал цветок.

– Убери, пожалуйста, свои руки, милый друг. Меня будто выкупали в пруду.

Туман поднялся выше.

- Я – капля росы на цветке, облако в небе, туман на лугу. Я постоянно меняю свой облик: бываю и росой, и дождем, и ручьем. Когда же я вечером появляюсь на лугу, люди говорят: «Вот поднялся туман»».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Подвижные игры

«Мы капельки»

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает бумажную корону с рисунком тучи. Она тучка- мама, а дети. Ее детки- капельки. Ребята окружают маму- тучку и водят хоровод. Затем она их отпускает погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в сторону, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды, образуя реку. Река впадает в океан- дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся.

«Солнышко и дождик»

На слова воспитателя «Дождик идет!» дети бегут в свои домики, а на слова «Солнышко светит!» - выходят на площадку. Выполняют произвольные движения.

«Через ручеек»

Вдоль площадки кладут два шнура на расстоянии 1,5-2 м один от другого- это «ручеек». На берегу стоят дети. Они должны перейти через ручеек по «камешкам» или по «мостику» (по досочке) на другой берег, не замочив ног. Тот, кто оступился и промочил ноги, идет сушиться на солнышко- садится на лавочку.

«Ручейки и озера»

Дети становятся в две-три колонны в разных концах — участка- это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый к своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Строиться в круг можно только по сигналу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Коллективная аппликация «Облака»

Предлагаю детям по наблюдать за облаками, а затем задаю вопросы:

- Из чего состоят облака? (капелек воды)

- Всегда ли облака бывают одинаковыми?

- Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем?

Предлагает каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно поплывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Воспитатель: - А теперь послушайте стихотворение «Видел сам»

Я сегодня видел сам:

Слон летал по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей,

Слон слонялся в небесах!

В синеве он важно плыл,

Даже солнце заслонил!

И опять случилось чудо:

Превратился он в верблюда.

Я все это видел сам:

Плыл верблюд по небесам!

Не на юге, не в пустыне,

Над Москвой, в небесной сини.

О каких слонах и верблюдах рассказывается в стихотворении? Может быть, кто-нибудь их тоже видел в небе?;

Воспитатель предлагает каждому ребенку вырезать из бумаги облако, похожее на то, за которым он наблюдал.

Воспитатель: - Наклейте все облака на большой лист голубой бумаги. У вас получится небо с облаком такое же, какое вы видели во время прогулки.

Публикации по теме:

Проект исследовательской работы в старшей группе «Круговорот воды в природе»Проект исследовательской работы в старшей группе «Круговорот воды в природе» Проект исследовательской работы в старшей группе «Теремок» По теме «Круговорот воды в природе» Вид проекта: творческо-исследовательский.

Фото «Модель «Круговорот воды в природе»Фото «Модель «Круговорот воды в природе» Модель «Круговорот воды в природе» экологическое воспитании дошкольников Автор: Акимова Елена Михайловна, воспитатель ГБОУ СОШ с. Пискалы.

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Круговорот воды в природе» Занятие проводилось в рамках «Всемирного дня воды" и было посвящено природному явлению "Круговорот воды в природе". Составитель: воспитатель.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Цель: Уточнить и расширить знания детей о значении воды в нашей жизни, Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Круговорот воды в природе» Цель: Уточнить и расширить.

Конспект занятия по окружающему миру «круговорот воды в природе» в старшей группе Круговорот воды в природе (занятие в старшей группе детского сада) Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» ЦЕЛИ: 1. Формировать знания учащихся о круговороте воды в природе, о трёх состояниях воды, об экологической ситуации с водными ресурсами.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» Тема: «Круговорот воды в природе». Задачи: Закрепить знания о различных агрегатных состояний воды, показать переход из одного состояния.

Отзыв на НОД на тему «Круговорот воды в природе» 16.01.17г. я присутствовала на проведении открытой НОД по познавательному развитию на тему «Круговорот воды в природе». Данный материал.

Плакат «Круговорот воды в природе»Плакат «Круговорот воды в природе» Ознакомление детей с природой происходит на протяжении всего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Развитие представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 5 мая 2017 в 09:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кудрявцева (УИ 1043495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД