МААМ-картинки

Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой»

Марина Лаврентьева
Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой»

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры : пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.

Публикация «Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера „Войди в природу с добротой“» размещена в разделах

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 5 до 7 лет.

В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:

• познавательный (формирование представлений о мире природы,

• перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)

• практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).

Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет какой-либо формы работы с детьми. Ее выбор зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий,

Воспитательно-образовательная работа предполагает в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении ее осуществление в:

• наблюдениях,

• фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,

• организации дежурств и трудовых поручений,

• экспериментах выполняемых в природе.

Актуальность проекта

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, прежде всего, используется материал своего края, местного материала, объектами которых являются животные, растения тундры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта :

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

• развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;

формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Этапы реализации проекта

I. Организационный

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию : С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей, взаимосотрудничество с музеем, определение целей и задач.

II. Внедренческий

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой».

III. Результативный

Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ.

Участниками проекта являются дети группы «Березка» МБДОУ №86 «Брусничка», воспитатели, родители, сотрудники музея, картинной галереи.

Структура проекта

Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, взаимодействие с социальными институтами города, района.

Цикл познавательной деятельности с детьми

Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

В проекте представлены тематические блоки:

• элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

• многообразие растений и их связь со средой обитания.

• многообразие животных и их связь со средой обитания.

• рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

• жизнь растений и животных в сообществе.

• взаимодействие человека с природой

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.

2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

3. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

4. Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.

5. Куликовская И. Э., Совгин Н. Н. Детское экспериментирование. М. :Педагогическое общество России,2005.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.

7. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

8. Николаев С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. :Педагогическое общество России, 2003.

9. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном возрасте: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995.

10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

11. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

12. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

13. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993.

14. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение «Методическая работа дошкольных учреждений в Батецком районе» 24 мая на базе МАДОУ детского сада № 3 д. Новое Овсино состоялся методический.

Экологическое воспитание в детском садуЭкологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание дошкольников приоритетное направление ДОУ. Детскому саду присвоен статус"Центр экологического образования" В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 20:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД