Ирина Кирсанова
Проект по формированию здорового образа жизни «Человек и здоровье».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Человек и здоровье»
Гипотеза:
Здоровье человека, это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь, заботиться и укреплять с самого детства. Мы предполагаем, что использование в непрерывной образовательной деятельности, а также в режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности в игровой форме:
-Волшебных сказок Здоровья;
-Музыкально-оздоровительных уроков Здоровья;
-Различных упражнений и тестов, укрепляющих здоровье человека;
Все это:
Публикация «Проект по формированию здорового образа жизни „Человек и здоровье“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
-Дополнит основную образовательную программу в детском саду и окажет позитивное влияние на развитие заботливого отношения к своему здоровью, создаст условия для мотивации здорового образа жизни даже на далекое будущее.
Актуальная проблема проекта:
Дети стали больше болеть, упала познавательная активность, заметно снижение иммунитета за счет частых простудных заболеваний, низкая двигательная активность детей. Отмечается низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья детей.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
«Для чего нужно заботиться о своем здоровье»
Актуальность
В детском саду имеется методическая литература и различные пособия по речевому развитию, художественно-эстетическому, по формированию элементарных математических представлений и т. д. И очень мало пособий, различных методических рекомендаций в помощь воспитателю по формированию у дошкольников взглядов на здоровый образ жизни. Помочь ответить на все вопросы ребенка может только взрослый. Вопрос об обучении ребенка осознанному отношению к своему здоровью, формирование мотивации здорового образа жизни – важная проблема. Главная задача – поддержать имеющийся интерес к собственному телу, научить помогать себе, тренировать свой организм, бережно относиться к своему здоровью. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Цели проекта
- Формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья.
- Создание условий для формирования привычки к здоровому образу жизни.
- Создание условий для укрепления здорового образа жизни в семье.
- Создание условий для мотивации здоровья на основе овладения системой познавательных умений и навыков. («Я хочу и могу быть здоровым»).
- Формирование потребности в физическом совершенствовании, воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи проекта
-для детей:
Оздоровительные:
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Удовлетворение потребности детей в движении.
Обучающие:
1. Приобщить детей к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности;
2. Познакомить детей через волшебные сказки, песни, игры с героями-здоровячками, формировать здоровое поведение, укреплять физические качества (выносливость, гибкость, силу дыхания, равновесие).
3. Научить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
4. Научить детей массажу и самомассажу, правилам закаливания.
Развивающие:
1. Развивать и поддерживать познавательный интерес детей к существующей проблеме.
2. Развивать познавательно-поисковую активность ребенка.
3. Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.
4. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (в семье, коллективе).
5. Развивать физические способности.
6. Формировать практические умения и навыки по укреплению личного здоровья.
Воспитательные:
1. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, к его укреплению и сохранению.
2. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
3. Воспитывать задатки партнерских отношений.
-для педагогов:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
2. Объединить педагогов в единый творческий коллектив для разработки учебно-методического комплекта проекта.
3. Создать информационную базу для родителей.
4. Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
5. Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для познавательно-исследовательской деятельности, в соответствии с возрастными особенностями детей, по формированию привычки к здоровому образу жизни.
6. Организовать совместную деятельность детей и родителей по решению данной проблемы.
-для родителей:
1. Помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности.
2. Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
3. Совершенствовать взаимодействия взрослого и ребенка.
4. Наполнить здоровую жизнь семьи созидательной энергией.
Предполагаемый результат:
-для детей:
1. Проявление познавательного интереса к изучению своего тела, представления о себе.
2. Понимание значения здорового образа жизни для человека.
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
4. Умение применять полученные знания в повседневной жизни. Предвидеть последствия своих поступков для здоровья и жизни, как своей, так и других людей.
-для педагогов:
1. Реализация основных целей проекта, их полное отражение в проекте.
2. Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
3. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
4. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
5. Личностный и профессиональный рост;
6. Самореализация;
7. Моральное удовлетворение.
-для родителей:
1. Приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах взаимодействия с ребенком дома, в обществе.
2. Активная позиция в создании условий для здорового образа жизни семьи.
3. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
Принципы реализации проекта:
• доступность:
-учет возрастных особенностей детей
-адаптированность материала
• систематичность и последовательность:
-постепенная подача материала от простого к сложному
-частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
• наглядность и занимательность:
-предлагаемый игровой материал понятен и интересен детям, несет занимательное начало, сюрпризный момент
• динамичность:
-интеграция проекта в разные виды деятельности
• дифференциация:
-создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Показатели эффективности проекта
1. Снижение заболеваемости.
2. Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей физических качеств).
3. Развитие основных психических процессов.
4. Использование полученных знаний и сформированных умений в определенной ситуации.
Практическими результатами работы за 3 года обучения, используя Программу «Здравствуй» являются:
1. Книга рисунков ребенка.
2. Книга сказок ребенка.
3. Прирост показателей психического и физического развития, включая мотивацию здоровья.
4. Улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической готовности.
5. Навыки по самооздоровлению.
Участники проекта:
Воспитанники группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский работник, заместитель заведующего по методическо-воспитательной работе.
Возраст детей: 4-7 лет
Вид проекта: инновационный, познавательно-исследовательский
Долгосрочный, групповой
Сроки реализации:
3 года (сентябрь 2014 – май 2017г)
Основные этапы ежегодной оздоровительной работы:
Вся работа по внедрению Программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!» проводится как в различных режимных моментах, на прогулках, в совместной и самостоятельной деятельности, так и может быть частью или включать элементы непосредственно образовательной деятельности основной образовательной программы ДОУ.
1 этап: первичная диагностика (сентябрь). Диагностика является активным процессом самопознания, саморазвития. Значительное место занимает самодиагностика, которая проводится в процессе игр здоровья. Дети воспринимают уроки здоровья, как игру предложенную персонажами сказок, имея перед глазами картину показателей здоровья.
2 этап – оздоровительный (октябрь – апрель). Педагог организует оздоровительные занятия, формируя у ребенка мотивацию здоровья и навыки здорового поведения.
3 этап – вторичная диагностика (май). Проводятся повторные диагностические исследования.
4 этап (осуществляется в семье) – летняя оздоровительная работа. Эта работа может осуществляться как в домашних условиях, так и на отдыхе (даче, природе и т. д.)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Действия педагога:
Создает проблемную ситуацию и описывают ее, формирует проблемные вопросы. Определяет задачи. Собирает информацию, подбирает литературу, дополнительный материал, изготавливает необходимые игровые пособия, кукол-Здоровячков, дорожки цветоножки, Цветная поляна, Цветок здоровья, накидки здоровячков, медаль «Здравик», наглядно-дидактический материал. Использует компьютерные технологии, изучает видеоуроки М,Л. Лазарева, организует развивающую предметно-пространственную среду в группе, приобретает пакет необходимой литературы по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй», изучает опыт работы других педагогов по данной теме. Проводит собрание для родителей с целью привлечения их к участию в проекте. Проводит анкетирование по вопросу проекта.
Действия детей:
Осознают и личностно воспринимают проблему о ведении здорового образа жизни, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. После чего дети вовлекаются в проблему: Как исцелить главного героя – Фырку-хлюпика? Что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми? Через игровые ситуации, волшебные книги сказок, оздоровительные занятия, с помощью разноцветных здоровячков (юных учителей здоровья, сюжетно-ролевые и дидактические игры мы узнаем для чего нужно заботиться о своем здоровье, что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми. Все это будет способствовать развитию мотивации к активности ребенка, повысит уровень знаний о своем здоровье и об окружающем мире, повысит показатели психического и физического развития, сформирует навыки по самооздоровлению.
Действия членов семьи и социальных партнеров:
Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается с родителями, с музыкальным, медицинским работником и с педагогами ДОУ. Родители принимают проблему на родительском собрании, помогают в подборе литературы и дидактических пособий. Беседуют с детьми о влиянии здорового образа жизни на здоровье человека и помогают им в решении проблемной ситуации.
2. Деятельностный этап
На этом этапе решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Действия педагога:
Организует совместную деятельность с детьми в соответствии с определившимся планом. Помогает детям и родителям в изготовлении игровых пособий, атрибутов, дидактических игр, пошиве костюмов Здоровячков для детей. Проводит наблюдения, беседы, разучивает с детьми песенки, загадки, подвижные игры из Книги сказок. Контролирует развитие проектной деятельности. Собирает рисунки детей, готовит фотовыставки: «Здоровый образ жизни», «Волшебство правильного дыхания», «Волшебство силы и самостоятельности», «Волшебство движения» и т. д. Участвует в совместном изготовлении стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух», «Путешествие в страну Здоровья», «Поможем Фырке стать быстрым» и т. д. Помогает в организации деятельности (познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной).
Действия детей:
Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта. Подбирают и изготавливают атрибуты для проекта (пластилиновые модели микробов, схемы физических упражнений). Участвуют в обследовании и самообследовании своего тела, в проблемных ситуациях, экспериментах, тестах.
Принимают активное участие в выставке рисунков «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», придумывают загадки, совместные рассказы («Как помочь Фырке вылечиться от простуды», «Как помочь Фырке стать сильным, смелым и ловким»).
Тренируют выносливость, равновесие, гибкость, силу дыхания. Готовятся к итоговому мероприятию «Здравиаде».
Обмен опытом с детьми других групп (бодрящий массаж, упражнения на дыхание, веселые соревнования).
Действия членов семьи и социальных партнеров:
Помогают в составлении рассказов о здоровом образе жизни, принимают активное участие в выставках и фотовыставках, беседах, обсуждениях. Изготавливают стенгазеты, атрибуты для оздоровительных мероприятий (дорожки-цветоножки здоровья, массажеры, рукавички для сухого обтирания, гантели из пластиковых бутылок, мешочки для метания). Оказывают помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
С музыкальным руководителем проводятся интегрированные музыкально-оздоровительные занятия со сказочными человечками – Здоровячками. Музыкальный руководитель использует в своей работе песенные программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!».
Основной сюжетной линией всего сказочного материала является исцеление главного героя – Фырки. Фырка был заколдован в хлюпика и символизирует перечень реальных проблем, которые необходимо решать ребенку на пути к достижению здоровья. Кроме него есть еще здоровячок Здравик – идеал здоровья, символизирующий перечень реально достигнутых качеств здоровой личности, к которому должен стремиться ребенок. И семь юных учителей здоровья, каждый из которых обучает тренингу одной из ведущих функций или сфер деятельности организма ребенка. Юные учителя здоровья – собирательный образ учителей, которые обучают ребенка способам решения проблем, связанных со здоровьем, и способам формирования здоровой личности. Основные темы оздоровительных занятий ежегодно повторяются. При этом на каждой ступени обучения акцент делается на одну из функциональных сфер. Учитывая возрастные особенности детей, в средней группе (4-5 лет) проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная и ведущая роль принадлежит взрослому. Дети старшей группы (5-6 лет) самостоятельно находят проблему, способны выбрать средства для достижения результата. Накапливается определенный социальный опыт. У детей подготовительной группы (6-7 лет) присутствует высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности. Поэтому, начиная со старшей группы идет усложнение нового материала, вводятся эксперименты, исследования. В подготовительной группе больше внимания уделяется самостоятельному решению проблем, поискам самостоятельных решений, основываясь на ранее полученных знаниях, умениях и навыках.
Основные темы занятий с детьми
Первая тема. «Веселые движения» (Октябрь). Здоровячок Огник, юный спортсмен, он учит движениям и способам достижения цели.
Цель:Оптимизировать двигательную активность ребенка, формировать у него двигательную мотивацию
Задачи:Знать семь двигательных качеств, улучшать показатели двигательной функции, имитировать движения животных, оценивать развитие двигательных качеств, ежедневно делать зарядку.
Вторая тема. «Цветок здоровья» (Ноябрь). Здоровячок Орси, юный воспитатель. Она учит мальчиков и девочек играм на общение, проводит уроки воспитания.
Цель:Формировать у ребенка цельные представления о себе как о члене семьи.
Задачи:Знать генеалогическое древо семьи, осознать свою половую принадлежность
Качества Любить своих родственников
Навыки Уметь играть вместе,
Уметь защищать девочек (для мальчиков)
Уметь создать уют (для девочек)
Третья тема. «Волшебное зеркальце» (Декабрь). Здоровячок Яник, солнечный лучик, он учит образному и логическому мышлению.
Цель: Научить ребенка любить себя, свой организм и окружающих людей
Задачи:Знать, что от хороших или плохих слов зависит собственное здоровье и здоровье окружающих
Знать основные части тела
Качества Иметь физиологическую, познавательную и социальную мотивацию здоровья
Повышать самооценку
Навыки Уметь проводить психологическую самодиагностику
Изучать себя и свой организм
Изучать окружающих людей
Следить за своей речью, не произносить плохих слов
Четвертая тема. «Полезная еда» (Январь). Здоровячок Ростик, который знакомит с режимом дня, ритмом питания.
Цель:Научить ребенка осознанно подходить к питанию
Задачи:Знать, что часто рекламируют не самые полезные продукты
Знать отличия полезных продуктов от вредных
Качества Улучшать функцию пищеварения
Навыки Научиться противостоять телевизионной рекламе
Освоить ритуал приема пищи
Уметь готовить некоторые блюда
Пятая тема. «Чудо-нос» (Февраль). Здоровячок Йоник обучает правильному дыханию.
Цель Улучшить функции внешнего дыхания
Задачи Знания Знать, что дыхание – основа жизни
Знать функции носа
Знать, что сигаретный дым вреден для здоровья
Качества Улучшать основные показатели функции внешнего дыхания
Шестая тема. «Восемь способов дыхательной гимнастики
Освоить технику психологического дыхательного настроя
Освоить дыхательные игры
Здоровячок Капелия обучает правилам гигиены и закаливания.
Цель:Обучить ребенка способам профилактики инфекционных заболеваний и основным гигиеническим навыкам
Задачи:Знать о существовании микробов
Знать о прямом и непрямом пути передачи инфекции
Качества Повышать иммунитет (снизить количество дней по простудным заболеваниям)
Навыки Правильно мыть руки
Уметь ухаживать за своей кожей
Проводить закаливающие процедуры
Владеть простейшими приемами самомассажа
Седьмая тема. «Целебные звуки» (Апрель). Здоровячок Вита, фея музыки. Она учит правильной речи, пению, знакомит с музыкой.
Цель:Научить ребенка петь и хорошо говорить
Задачи:Знать основные звуки родного языка
Качества Чисто петь
Иметь хорошее чувство ритма
Иметь четкую дикцию
Повышать эмоциональный тонус
Навыки Уметь слушать звуки окружающей природы
Уметь сочинять песни
Проводить голосовую диагностику
Пути реализации проекта
• Анкетирование среди детей, родителей, педагогов ДОУ.
• Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ. Знакомство с проектом.
• Просмотры НОД с целью знакомства с опытом работы педагога.
• Рассматривание иллюстраций, чтение Книги здоровья М. Л. Лазарева.
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок о здоровье.
• Рисование иллюстраций к прочитанным произведениям.
• Составление здоровых правил.
• Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, игры-драмматизации, проблемные ситуации, эксперименты, соревнования.
• Подвижные, дидактические игры развивающей направленности.
• Закаливающие и оздоровительные мероприятия: дорожки здоровья, дорожки-цветоножки, массажные коврики, сухое обтирание, обширное умывание прохладной водой, упражнения на сохранение правильной осанки.
• Бодрящая гимнастика после дневного сна, массаж, самомассаж, дыхательная, звуковая, пальчиковая гимнастика.
• Тесты по М. Л. Лазареву (гибкость, дыхание, выносливость, равновесие).
Самооценка здоровья по М. Л. Лазареву. (Приложение 6).
Условия реализации проекта
1. Методическое оснащение по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
• Учебно-методические пособия.
• Книга сказок, развивающее пособие для детей дошкольного возраста.
• Рабочие тетради с заданиями.
• Книга песен для облегчения воспитателю поиска нужного музыкального материала. Она может быть использована музыкальным работником, как самостоятельный сборник детских песен.
• Музыкальные аудио- и видеоуроки по всем семи темам программы.
• Диск с записью песен и музыки к программе.
2. Информационно-методическое обеспечение проекта.
1. Издание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и родителей по внедрению Программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!» в основную образовательную программу ДОУ.
2. Выступления педагогов на конференциях и семинарах, педсоветах (диссеминация, представление и обобщение опыта работы).
3. Изготовление игровых пособий.
• «Цветные нотки здоровья»
• Цветная поляна»
• «Цветная дорожка»
• Куклы-Здоровячки для оздоровительных занятий с детьми
• Куклы-Здоровячки для кукольного театра
• Костюмы Здоровячков для детей
• Дорожка-цветоножка для профилактики плоскостопия
• Цветные камушки
4. Взаимодействие с родителями.
• Совместное проведение Здравиад.
• Проведение семейных игр здоровья.
• Приготовление оздоровительных пособий из подручного природного и искусственного материала.
• Проведение семейной недели здоровья.
• Поддержание оздоровительной деятельности ребенка в семье.
3. Заключительный этап. (Анализ результатов проекта).
Проект способствует формированию знаний о здоровье человека, о здоровом образе жизни, формированию практических умений и навыков по укреплению личного здоровья, развитию физических и познавательных способностей. Дети научились бережно относиться к собственному здоровью и здоровью других людей, применять полученные знания в повседневной жизни.
Внедрение данного проекта в педагогическую деятельность, позволяет сделать следующие выводы:
Данный проект успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой в детском саду, и мы можем говорить о высоких результатах детей:
1. Снижение заболеваемости в 5 раз.
2. Мотивация детей к здоровому образу жизни.
3. Повышение уровня физической подготовленности.
При сравнении результата работы с целями, поставленными при реализации проекта, можно сказать, что у детей удалось создать условия для формирования привычки к здоровому образу жизни, на основе овладения системой познавательных умений и навыков, удалось создать условия для мотивации здоровья. (Дети могут и хотят быть здоровыми).
Воспитанники научились бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Чтобы быть здоровым, нужно не только заниматься физическими упражнениями, спортом, делать гимнастику, закаляться, но и соблюдать правила гигиены, режим дня, правильно питаться и заботиться о своем теле. Таким детям легче адаптироваться к новым условиям в школе.
Благодаря разнообразной работе с родителями, используя различные приемы и методы педагогической деятельности, у родителей значительно возрос интерес не только к здоровью своих детей, но и к собственному здоровью. Родители больше стали уделять внимания на прогулки с детьми на свежем воздухе, двигательной активности, больше времени проводить всем вместе. Помогли и различные совместные мероприятия с родителями. Сейчас многие родители вместе с детьми делают утреннюю гимнастику, бодрящий массаж: «Рельсы, рельсы…», сшили для домашнего использования дорожки здоровья, рисуют дома здоровячков. Дети тоже научили родителей тестам на дыхание, выносливость, гибкость и равновесие. Очень приятно слышать, когда ребенок говорит: «А, я вчера задержал дыхание дольше, чем папа!» «А, мы с мамой бегали наперегонки!», «А, я могу сесть уже на шпагат!», «А, мой дедушка уже тоже умеет долго держать равновесие!» Для меня – это маленькая победа. А, самое главное – ребенок здоров! У меня у самой сформировался интерес к здоровому образу жизни. Я постоянно нахожусь в творческом поиске новых эффективных средств физического развития и укрепления здоровья детей, изучаю передовой опыт, повышаю квалификацию на курсах. Применяя в своей работе метод проектов, выяснила для себя, он способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.