МААМ-картинки

Проект по художественно-эстетическому развитию «Детский альбом П. И. Чайковского»

Ира Ковалева
Проект по художественно-эстетическому развитию «Детский альбом П. И. Чайковского»

В течение всех лет в своей работе я использую произведения П. И. Чайковского, в частности, произведения из его «Детского альбома». Детям очень нравятся произведения этого цикла, так как музыка пьес очень яркая, доступная, понятная для детей. Они с удовольствием слушают эти произведения, беседуют о характере музыки, танцуют и исполняют на детских музыкальных инструментах.

Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию „Детский альбом П, И, Чайковского“» размещена в разделах

Поэтому тема проекта была выбрана не только мной, но и детьми, которые решили обратиться к произведениям, написанным композиторами для детей, а именно сочинениями П. И. Чайковского.

Выбор этого проекта связан с тем, что я работаю по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, а также с тем, что приоритетным направлением нашего ДОУ является художественно-эстетическое направление.

Паспорт проекта

Название проекта: П. И. Чайковский «Детский альбом.

Вид проекта: музыкально-эстетический.

Продолжительность: долгосрочный.

Тип проекта: творческий.

Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей

группы, родители.

Образовательная область: музыка.

Области интеграции: познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникационное развитие.

Ресурсы: материально-техническая база (музыкальный центр, диски с

классической музыкой).

Актуальность проекта:

Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно-нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания.

Цель проекта:

Формирование у детей представления о классической музыке, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребенка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

• Познакомить детей с одной из ярких страниц творчества П. И. Чайковского «Детский альбом».

• Формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей.

• Развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности при реализации проекта.

• Учить детей слушать, чувствовать и понимать содержание музыкальных произведений, учить импровизировать под музыку, передавать музыкальные образы в рисунках, в аппликациях, в танцах.

Развивающие:

• Развивать инициативность детей в игре на детских музыкальных инструментах в исполнении музыки П. И. Чайковского.

• Расширять языковой словарь музыкальных терминов.

• Развивать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Воспитательные:

• Воспитывать эмоциональный отклик в слушании пьес Чайковского.

• Воспитывать любовь к музыке Чайковского.

1 этап. Подготовительный.

1. Сбор и изучение материалов по теме: статьи Л. Осиповой, В. Горностаевой, биографические данные.

2. Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений (публикации О. П. Радыновой).

3. Внесение изменений и дополнений в развивающую среду: оформление уголка Чайковского в музыкальном зале, изготовление стенда «Что мы знаем о Чайковском?».

4. Разработка плана реализации проекта: занятия, беседы о музыке Чайковского.

5. Анкетирование родителей.

2 этап. Практический.

Формы работы по основным направлениям дошкольного образования, по образовательным областям:

1. Образовательная область «Познание»:

- П. И. Чайковский – великий русский композитор, жизнь и творчество.

- История создания «Детского альбома».

- Рассказ о странах, где бывал Чайковский, народах, обычаях.

2. Образовательная область «Социализация»:

- Экскурсии в детскую школу искусств. Посещение концерта «Слушаем музыку Чайковского».

3. Образовательная область «Художественное творчество»:

- Продуктивная деятельность с педагогами по ИЗО.

- Девочки – изготовление эскизов бальных платьев для кукол.

- Мальчики – изготовление «лошадок».

4. Образовательная область «Музыка»:

- Непосредственно-образовательная деятельность.

а) Слушание музыки:

«Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Полька», Вальс, «Игра в лошадки», «Камаринская», «Баба Яга».

Музыкально-ритмическая деятельность:

Вальс с цветами, Танец с куклами, «Марш деревянных солдатиков».

Игра на музыкальных инструментах:

«Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».

Пение:

«Немецкая песенка», «Старинная французская песенка».

Итог:

«Чайковского повсюду знают».

План реализации проекта

Время реализации Описание Ответственные

Октябрь - Выявление знаний о композиторе П. И.

Чайковском, о «Детском альбоме».

- Краткая биография Чайковского, показ

портретов.

- История создания «Детского альбома».

- Слушание пьес: «Болезнь куклы»,

«Камаринская».

- Беседа о характере музыкальных пьес.

- Показ иллюстраций. Музыкальный руководитель

Ноябрь - Слушание пьес: «Новая кукла», «Мужик на

гармонике играет».

- Беседа о характере музыкальных пьес.

- Показ иллюстраций.

- Рассматривание репродукций картин

художников 18 – 19 века.

- Разучивание танца «Вальса».

- Свободное рисование красками по теме

«Кукла». Музыкальный руководитель. Воспитатели старшей группы

Декабрь - Слушание пьес «Полька», «Игра в лошадки».

- Беседа о характере музыкальных пьес.

- Разучивание танца с куклами.

- Рисование красками по теме «Игра в лошадки».

- Игра «Лошадки».

- Занятие «Мир музыки П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель. Воспитатели старшей группы

Январь - Слушание пьес «Марш деревянных

солдатиков», «Мама».

- Беседа о характере пьес.

- Разучивание импровизации «Марш деревянных солдатиков».

- Свободное рисование по теме «Солдатики» Музыкальный руководитель. Воспитатели старшей группы

Февраль - Слушание пьес «Баба Яга».

- Беседа о характере пьесы.

- Вспомнить, в каких сказках встречается

персонаж Бабы Яги.

- Импровизация – этюд: изобразить под музыку

пьесу «Баба Яга».

- Игра «Баба Яга».

- Занятие «О чем может рассказать музыка

Чайковского» Музыкальный руководитель.

Март - Беседа о путешествиях П. И. Чайковского.

Беседа о странах. Показ иллюстраций.

- Слушание пьес «Неаполитанская песенка»,

«Итальянская песенка».

- Беседа о характере музыкальных пьес».

- Беседа об Италии и городе Неаполе. Показ

иллюстраций. Музыкальный руководитель.

Апрель - Слушание пьес «Немецкая песенка»,

«Старинная французская песенка».

- Беседа о характере пьес.

- Пение. Разучивание «Немецкой песенки» с текстом и «Старинной французской песенки» Музыкальный руководитель.

Май - Итог: «Чайковского повсюду знают».

- Выставка рисунков по теме «Детский альбом»

3 этап. Заключительный.

Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.

Предполагаемые результаты.

Для детей.

1. Более качественное усвоение знаний в образовательной деятельности.

2. Развитие образного мышления и творческого воображения детей.

3. Обогащение представлений о классической музыке, знания о творчестве П. И. Чайковского.

4. Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников, расширение кругозора, любознательности.

5. Проявление творческого самовыражения.

6. Дети, умеющие с интересом слушать классическую музыку, понимают музыкально-выразительные средства.

Для родителей.

1. Повышение музыкальной культуры.

2. Ориентация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье.

3. Повышение интереса к музыке П. И. Чайковского. Обогащение домашней фонотеки.

Для педагогов.

1. Появление интереса к классической музыке и ее использование в разных видах деятельности.

Выводы:

Я считаю, что такой проект очень нужный и значимый для музыкального развития дошкольников, так как он приобщает детей к подлинному искусству, формирует их музыкальный вкус, прививает любовь к искусству.

В данном проекте дети:

• Закрепили представления о композиторе, воспевающем свою Родину, природу, о композиторе, который создавал много музыки для детей.

• Дошкольники познакомились с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и его произведениями.

Как показал мониторинг:

• Воспитанники закрепили умение узнавать ту или иную пьесу «Детского альбома».

• Дети старшей группы правильно определяют характер и настроение прослушанной музыки.

• У дошкольников улучшилась музыкальная память, развивалось мышление, образное и творческое воображение.

• Дети научились анализировать музыкально-выразительные средства, улучшился их словарный запас.

• Воспитанники развили умение передавать содержание музыкальных произведений в движениях, рисунках и игре на музыкальных инструментах.

• У дошкольников развилась коммуникативная способность, творческая инициатива, самостоятельность.

• Сформировалось эмоционально-оценочное отношение к музыке.

В совместной деятельности с воспитателями старшей группы осуществлялось художественное творчество: дети рисовали музыку П. И. Чайковского. Составлен альбом с рисунками по произведениям «Детского альбома» Чайковского. Также прошла выставка этих рисунков.

Главное место в музыкальном воспитании детей принадлежит, конечно же, семье.

Для этого мною были проведены консультации родителей о произведениях П. И. Чайковского, созданы буклеты для родителей «Как научить ребенка слушать музыку?»; было проведено анкетирование. Для более успешной работы в проекте по музыкальному воспитанию детей было организовано взаимодействие с социумом: посещение концерта в ДШИ «Исполняем музыку Чайковского».

Литература.

1. О. И. Агапова, М. Давыдова «Мир музыкальных праздников». Изд. 5. Москва, 2006.

2. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду». 2008.

3. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры».

4. Н. А. Калинина. П. И. Чайковский. – М. : Детская литература, 1988.

5. Л. Ю. Давыдов. Записки о Чайковском. - Музгиз, 1962.

6. Александр Познанский. «П. И. Чайковский». – Издательство «Молодая гвардия», 2010.

Анкета для родителей

«Классическая музыка в жизни семьи и детского сада»

1. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?

___

2. Каких композиторов и их произведения Вы знаете?

___

___

___

3. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой?

___

4. Назовите произведения П. И. Чайковского.

___

___

___

5. Какие оперы П. И. Чайковского Вы знаете?

___

___

___

6. Статья «П. И. Чайковский и дети». Журнал «Музыкальный руководитель» - М., 2004, № 5.

Публикации по теме:

Проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Разноцветная осень» Проект «Разноцветная осень». Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа «Гномики») Автор-разработчик: воспитатель Базарова.

План проекта по музыкальному воспитанию «Детский альбом» П. И. Чайковского» для детей разновозрастной группы Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Чудо-манка» для средней группы Проект «Чудо – манка» для средней группы по художественно – эстетическому развитию. Тема проекта: «Чудо – манка» Тип проекта: Познавательно.

Проект по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы Актуальность Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Актуальность.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Сказки — добрые друзья» (старшая группа) Совместная проектная деятельность с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию «СКАЗКИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ» Актуальность.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Солнышко лучистое»Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Солнышко лучистое» Проект «Солнышко лучистое» Тип проекта: информационно-творческий. Цель проекта: обобщение имеющихся у детей знаний о солнце,его значении.

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Вот какая ложечка!»Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Вот какая ложечка!» .

Проект в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Осень разноцветная»Проект в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Осень разноцветная» Проект в старшей группе МБДОУ №31 «Родничок». «Осень разноцветная»2,3-ая неделя октября 2017г Выполнила: Сухова Юлия Владимировна Тип и.

Проект по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы «Радужная копилка» .

Автор публикации:
Проект по художественно-эстетическому развитию «Детский альбом П. И. Чайковского»
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 14:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД