МААМ-картинки

Проект по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки» (4 фото)

Айдарова Алия Халиловна
Проект по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

по художественно-эстетическому развитию

на тему:

«Цветные ладошки»

Введение

Дошкольное детство – очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. В этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию „Цветные ладошки“» размещена в разделах

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, рисования не успевают на занятиях.

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальцами в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественное творчество. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребёнок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Всё это будет ему хорошим помощником в школе. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по художественному творчеству. Так развивается мелкая моторика. Данная

техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Благодаря художественному творчеству развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно художественное творчество создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Актуальность создания проекта

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г. Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Именно поэтому я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым в современной системе образования.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Цветные ладошки»

Тип проекта : краткосрочный

Период выполнения: с 3 октября 2022 по 30 ноября 2022.

Участники проекта : воспитанники компенсирующего вида № 2, педагоги группы, родители (законные представители).

Краткое описание проекта : данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Цель проекта : создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования и дидактических игр.

Задачи проекта :

Образовательные:

Познакомить с различными способами и приёмами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, согласно возрастной категории.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками для создания творческих работ.

Учить детей подбирать нетрадиционный материал для работы, и умело его использовать.

Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники рисования.

Развивающие :

Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, фантазию, воображение, внимание, изобретательность, творческое мышление, тактильные ощущения, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Развитие у детей художественно–творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, терпение, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

Образовательные области:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

-совершенствовать психические процессы (восприятие, мышление, воображение)

-развивать умение обследовать предметы.

Образовательная область «Речевое развитие» :

-обогащение словаря: пластилинография, оттиск, отпечаток, контур, дизайн. Развитие связной речи (составление описательных рассказов).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Образовательная область «Физическое развитие» :

-укрепление мускулатуры кисти руки.

Предполагаемые результаты реализации проекта :

- Формирование у детей дошкольного возраста, знаний о нетрадиционных способах рисования. Приобретение навыков и умений в использовании различных техник изобразительного искусства. Появление интереса к разнообразным видам и способам рисования.

Положительная динамика развития моторики рук, координации движений рук.

- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

- Родители имеют представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук. Активное участие в творческих проектах.

- Пополнение центра художественной деятельности различными дидактическими играми и бросовым материалом для применения в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.

Формы реализации проекта :

• Индивидуальная и групповая (совместная деятельность) работа с детьми.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Выставки детских творческих работ в группе.

• Консультации для педагогов и родителей.

• Родительские собрания.

• Публикация на сайте материалов.

• Оформление предметно-окружающей среды.

Методы и приёмы, используемые при реализации проекта :

Словесный (репродуктивный) метод: беседа, объяснение, рассказ, художественное слово, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика.

Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.

Практические методы: игровые действия, упражнения (творческого характера). Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов, загадок.

Метод прямого воздействия: постановка перед ребёнком той или иной практической задачи, показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении.

Информационно-рецептивный метод: показ воспитателя (образца, способа действий). Рассматривание картин, иллюстраций. Просмотр презентаций. Использование ИКТ. Наблюдение.

Исследовательский метод: развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества.

Принципы при реализации проекта :

-Принцип индивидуализации: учёт способностей и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

-Принцип доступности: доступность отбираемого материала.

-Принцип последовательности: постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.

-Принцип наглядности: объяснение всех приёмов на демонстрационном материале, использование готовых образцов, работ.

-Принцип успешности.

Подходы при реализации проекта :

-Поддержка инициативы детей.

-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

-Игровая форма подачи материала.

-Сотрудничество с семьёй.

-Самостоятельность выбора.

Ожидаемые результаты:

-Обучающиеся владеют разными нетрадиционными техниками рисования, и самостоятельно могут их применять на практике.

-Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.

-Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

-Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию мелкой моторики детей, посредством использования нетрадиционной техники рисования.

-Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

-Активное участие родителей в совместных творческих проектах. Материально – технические ресурсы, необходимые для проекта :

Различные предметы для рисования разными техниками: ватные палочки, поролоновые губки, щ тки, крупа, печатки, штампы, трафареты, стеки, восковые свечи, стеки, нитки, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера

Этапы реализации проекта :

1 этап - Подготовительный:

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике. рисования, изучение литературы, подбор материала, отбор технологий.

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2 этап - Основной (практическая деятельность) :

Составление различных картотек по данной теме.

Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

3 этап - Заключительный (итоговый) этап:

Подведение итогов. Оформление результатов. Презентация проекта.

I этап –подготовительный

1. Проведение диагностики с целью определения

уровня развития мелкой моторики у воспитанников группы

компенсирующего вида №2

Работа над проектом началась с изучения методической литературы по проблеме; был разработан тематический план работы. Выяснила уровень развития творческих способностей детей с помощь мониторинга.

Критерии, показатели и уровни развития

мелкой моторики у детей 3-5 лет

Критерии Показатели Уровни/Баллы

Координация Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук • Низкий уровень – 1 балл – движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе;

• Средний уровень – 2 балла – движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается;

• Высокий уровень – 3 балла – движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе.

Гибкость Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук – смена движений кистей и пальцев рук по образцу • Низкий уровень – 1 балл – ребенок не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания;

• Средний уровень – 2 балла – ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения;

• Высокий уровень – 3 балла – ребенок легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения.

Автоматизированность Распределение мышечной активности и точность движений кисти и

пальцев при работе с карандашом на листе бумаги • Низкий уровень – 1 балл – нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги;

• Средний уровень – 2 балла – движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз;

• Высокий уровень – 3 балла – движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз.

Дадим описательные качества характеристики детей по уровням сформированности мелкой моторики.

Для детей с высоким уровнем развития мелкой моторики характерна адекватная нормативным показателям статическая организация движений верная оптико- кинестетическая организация двигательных актов, динамическая организация и реципрокная координация движений. Движения выполняются руками в целом и пальцами четко и плавно. Дети обнаруживают умение действовать с предметами, в том числе с бытовыми и игрушками. Достаточно четко ребенок выполняет инструкции, работает как по образцу, показу и по словесной инструкции. Задание принимает и удерживает до конца, берет помощь взрослого.

Дети со среднем уровнем развития мелкой моторики не всегда четко и верно выполняют задания, они не координируют движения пальцев рук и рук между собой. Не всегда понимают инструкцию и выполняют её, часто отвлекаются, нужна постоянная стимуляция. При выполнений действий с бытовыми предметами ошибаются при необходимости четких координированных движений. Частично нарушена оптико- кинестетическая основа, статистическая и динамическая организация движений.

У детей с низким уровнем развития мелкой моторики обнаруживается недостаточность по всем параметрам т. е. статистическая, динамическая и оптико-кинестетическая основа движений. Дети не четко ориентированы в задании.

Исходя из результатов начальной диагностики можно сделать вывод, о том, что в начале учебного года многие дети не правильно держат в руках карандаш, нет нажима или наоборот, сильно давят на карандаш; не могут ориентироваться на листе бумаги.

Из 11 детей, лишь 64% имеют средний балл, то есть выполняют задания частично, а остальные 36% имеют низкий балл, высокого балла нет ни у одного ребенка.

Уровень развития мелкой моторики

у воспитанников группы компенсирующего вида №2 на начало проекта.

Работа над проектом осуществлялась как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной.

2. Организация предметно-развивающей среды для развития мелкой

моторике детей младшего дошкольного возраста.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений.

Дополнила развивающую предметно-пространственную среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

В итоге она оснащена следующими компонентами:

Мозаиками разной тематики, фактуры,

Книжками «Оденем куклу», «Светофор», «Озорные пальчики»

Картотека игр «Лабиринты»

Игра «Путешествие по сказкам»

Игра-конструктор «Липучки»

Картотека игр «Пластилиновые заплатки»

Картотека игр «Нарисуй причёску»

Игра «Найди пару»

Игра «Занимательный планшет»

Игра-вертушка «Ветерок»

Картотека «Рисуем ватными палочками»

Оформила картотеку пальчиковой гимнастики

Оформила картотеку игр-схем со счетными палочками.

3. Проведение плана мероприятий по работе

с родителями по развитию мелкой моторики.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.

II этап- основной

На II этапе (практическом) мной проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. В начале дети знакомились с новой техникой рисования, затем шла работа по формированию и закреплению полученного навыка.

В последних работах дети сочетали нетрадиционные техники рисования в одной композиции. При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы). В процессе работы с различными материалами дети познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются мной, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

Во время ООД по художественно-эстетическому развитию знакомились с нетрадиционными способами рисования.

Рисование на тему «Компот из ягод»

Проект по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки»

Рисование на тему «Дерево осеннее»

Фото «Цветные ладошки»

«Осенний листопад»

Проект по художественно-эстетическому развитию - фото

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки»

Фото №1 ПРОЕКТ по художественно эстетическому развитию на тему Цветные ладошки Введение Дошкольное детство очень важный период в жизни ребенка

III этап заключительный

Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоение детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей с нетрадиционным рисованием.

Педагогическая диагностика, поведенная в конце проектной деятельности, показала, что уровень развития мелкой моторики у воспитанников значительно повысилась.

Уровень развития мелкой моторики

у воспитанников группы компенсирующего вида №2 в конце проекта

Выводы

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т. к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Скворечник»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Скворечник» Цель: научить создавать композицию из отдельных деталей. Задачи: - уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга»НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Радуга» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая. Интеграция.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива»НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива» Цель: Уточнить их представления о крапиве. Познакомить с полезными свойствами крапивы, показать пользу и значение крапивы для человека,.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета»НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета» Цель: Учить детей вырезать и аккуратно приклеивать фигуры из цветной бумаги, создавая целостную картину. Задачи: -Учить детей из цветной.

Педагогический проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Кто в теремочке живет?» с детьми средней группыПедагогический проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Тема «Кто в теремочке живет?» Актуальность Актуальность проекта обусловлена необходимостью продолжать речевое развитие детей, обогащать.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное лето» для детей младшего дошкольного возрастаПроект по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное лето» для детей младшего дошкольного возраста "РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО" Актуальность проекта: Организация учебно-воспитательного процесса в детском саду в летний период вносит свои коррективы.

Проект по художественно-эстетическому развитию «В гости к Дымковским мастерам» в старшей группеПроект по художественно-эстетическому развитию «В гости к Дымковским мастерам» в старшей группе Вид проекта: познавательно-творческий. Направление: художественно-эстетическое развитие. Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Проект по сенсорному и художественно-эстетическому развитию «Волшебные краски» для детей младшей группыПроект по сенсорному и художественно-эстетическому развитию «Волшебные краски» для детей младшей группы Проект по сенсорному и художественно-эстетическому развитию «Волшебные краски" (для детей младшей группы)Сорокина Анжела Валерьевна Яркими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки»
Опубликовано: 5 марта 2023 в 13:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Айдарова Алия Халиловна (УИ 1891665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД