Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников — «Масленичные гуляния»

Наталия Черникова
Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников — «Масленичные гуляния»

Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников — «Масленичные гуляния».

Автор: Черникова Наталия Владимировна

Должность: Воспитатель

МБОУ ЦО №37, Тула

Вид проекта: творчески-информационный

Сроки реализации: краткосрочный (февраль).

Актуальность: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения, через ознакомление детей с народными традициями.

Цели:

• Приобщать детей к народным традициями, связанными с Масленицей.

• Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.

• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Масленичные гуляния».

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с народными традициями празднования Масленицы.

• Познакомить детей с устным народным творчеством (заклички, пеcня, связанная с Масленицей, потешки, русские народные сказки).

• Учить понимать образный смысл загадок.

• Познакомить детей с приемами лепки, конструирования при создании сюжетной композиции.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.

• Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать.

• Развивать умение создавать художественный образ по прочитанному произведению.

• Активизировать словарь: масленица, чучело.

• Развивать умение выразительно читать стихи, заклички.

• Развивать коммуникативные навыки у детей.

Планируемые результаты:

• Знание детьми народных традиций, связанных с Масленицей.

• Умеет создавать художественный образ по прочитанному произведению.

1 этап организационный:

Задачи этапа:

- Провести анкетирование с родителями для приобщения к основам русской народной культуры.

- Подобрать художественную литературу для чтения детям.

- Подобрать дидактические игры.

- Подобрать наглядные пособия (картинки, открытки).

2 этап. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Деятельность воспитателя и детей.

1. Социально-коммуникативное развитие.

1.1. Дидактические игры: «Подбери начинку к блинам», «Бусы для масленицы».

2. Речевое развитие.

2.1. Разучивание стихов, потешек.

2.2. Обогащение активного словаря: «масленица», «пост».

3. Познавательное развитие.

3.1. Беседы с детьми о традициях празднования Масленицы.

3.2. Рассматривания картин, иллюстраций.

4. Художественно-эстетическое развитие.

4.1. Чтение художественной литературы:

- Потешки: «Широкая Масленица», «Веселись, народ», «Едет масленица дорогая», «Как на Масленой недели», «Масленица, угощай!»

- Заклички: «А мы Масленицу провожали», «Ай, Масленица», «Весна! Весна красная!».

Сказки: «Как весна зиму поборола», «Солнце и блины».

4.2. Художественная деятельность:

«Бусы» (обучение лепке простых форм: шар, диск)

«Блины» (рисование в смешанной технике).

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

2. Участие в оформление группового помещения.

3. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т. д.)

3 этап. Итоговый.

Проведение итогового мероприятия «Проводы масленицы»

Подведение итогов:

- Дети познакомились с народными традициями, связанные с Масленицей;

- Научились создавать художественный образ по прочитанному произведению;

- Дети пополнили словарный запас такими словами как «масленица», «пост».

Приложение

Литература:

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2012

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

3. Издательский дом «Цветной мир», 2010.

4. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. –М.:Издательский дом «Цветной мир», 2010.

5. Шестакова А. В. РОСТОК:учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.

6. Энциклопедия детского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, приговоры, игры, колыбельные песни. – М.: издательство «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2008

Потешки

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Веселись, народ:

В гости Масленка идет

С пирогами и блинами, -

Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

блинками баловаться!

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Как на Масленой недели,

Из печи блины летели,

И сыр, и творог -

Все летело за порог.

Весело было нам!

Достанется и вам!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Чтобы блины горочкой,

И все с икорочкой!

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

Заклички:

А мы Масленицу провожали

Часто, тяжко по ней все вздыхали:

Ой, ты, Масленица, воротися!

Ты до красного лета протянися!

А мы Масленицу провожали!

А мы свою Маслену провожали,

Тяжко-тяжко да по ней воздыхали:

«А Маслена, Маслена, воротися.

Ай, Масленица,

Обманщица!

До поста довела —

Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Везет, везет Весна,

Везет, везет Красна,

Ясные денечки,

Частые дождички,

Зеленые травы,

Красные цветы,

Теплые деньки!

Весна! Весна красная!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом обильным!

Песня:

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам на конях вороных,

Да на саночках скорых расписных.

Чтобы слуги в санках были молодые,

Нам подарочки везли бы дорогие:

И блины, и оладьи, и калачи,

К нам в печку да в окошко их мечи!

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости на широк двор,

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем натешиться!

Выходи, люд, на великий чуд,

Встречай Масленицу, ее к нам ведут!

Русские народные сказки:

«Солнце и блины».

На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба отвечает:

- Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…

Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба:

- Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.

Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба в ответ:

- Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!

Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!

«Как весна зиму поборола».

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

- Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко,

Красное ведрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

- Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

Солнце говорит:

- Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать - звать, рассказывать:

- Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.

Анализ анкет "Приобщение к основам русской народной культуры".

Анкетирование родителей показало, что тема "Приобщение к основам русской народной культуры" интересная и актуальная. Родители считают необходимым приобщать детей к народной культуре и традициям, потому что первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и творчеством, которое несет в себе много национальных традиций. Творчество тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом. Родители будут только рады, если в детском саду будут рассказывать об основах русской народной культуры и приобщать, в дошкольные годы, к традициям народа.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-proekta_n8klc.pptx | 884,98 Кб | Скачан: 21
 
Публикации по теме:

«Ложки-матрёшки». НОД с детьми 5–6 лет по художественно-эстетическому воспитанию «Ложки – матрёшки» НОД с детьми 5-6 лет О. О. «Художественно-эстетическое воспитание» Цель: сформировать устойчивые понятия о ритме, ритмическом.

Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС РМО в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка» Тема РМО: «Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в первой младшей группе. Лепка «Шарики для ёлочки» Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в первой младшей группе. Лепка «Шарики для ёлочки». Цель: Расширять знания детей.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Яблочки для ёжика»Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Яблочки для ёжика» "Яблочки для ёжика" Цель: Развитие у детей интереса к действиям с пластилином. Задачи: 1. Помогать осваивать прием лепки, раскатывая пластилин.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию в второй младшей группе «Божья коровка» Цель: Закреплять умение лепить предметы округлой формы и дополнять их мелкими деталями. Задачи: Материал: комнатное растение – Фиалка (тлю.

Мастер-класс по художественно-эстетическому воспитанию. Использование нетрадиционной техники рисования «Осенний листопад»Мастер-класс по художественно-эстетическому воспитанию. Использование нетрадиционной техники рисования «Осенний листопад» Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень Любят рисовать На бумаге, на асфальте. на стене И в трамвае на окне! Э. Успенский.

Образовательная деятельность по рисованию в нетрадиционной техникеОбразовательная деятельность по рисованию в нетрадиционной технике Образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Педагогический совет «Состояние работы детского сада по художественно — эстетическому воспитанию». Педагогический совет «Состояние работы детского сада по художественно – эстетическому воспитанию». Цель: Систематизировать знания педагогов.

Развивающая среда по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 1 слайд. Развивающая среда. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается.

Сценарий фольклорного праздника в детском доме «Масленичные гуляния» 1 станция «Скоморошья». Музыка № 001. Под русскую народную музыку выходят с танцем скоморохи (двое с балалайками и один гармонью) и девочка.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников — «Масленичные гуляния»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 07:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

План проведения тематического дня «Слуцкий пояс — символ Беларуси» в старшей группе
В каждой стране есть предметы, которые свято почитаются ее жителями. Такие вещи являются реликвиями. Одна из национальных реликвий белорусов - знаменитые на...
Консультация для родителей. Нужно ли современному ребенку читать книги?
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя,...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...