Лучший педагог года

Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»

Валентина Рухля
Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»

Проект

«Школа – территория культуры питания»

Общие сведения о проекте

Организатор проекта :

Муниципальное общеобразовательное Бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 1, п. Новобурейский.

Место реализации проекта :

п. Новобурейский, Бурейского района, Амурской области.

Время проведения:

01.09.2012 — 01.09.2014

Целевые группы, на которые направлен проект :

- учащиеся МОБУ Новобурейской СОШ № 1

Публикация «Проект по культуре питания „Школа — территория культуры питания“» размещена в разделах

- педагоги, социальный педагог, медицинский работник образовательного учреждения, родители;

- работники школьной столовой образовательного учреждения и УМПОПиТ «Вариант»

- представители местных органов власти и бизнеса.

Цели проекта :

• формирование культуры здорового питания у обучающихся школы.

Задачи проекта :

• дать представление о негативных факторах риска здоровью детей от недоброкачественного питания, существовании и причинах возникновения заболеваний ЖКТ от неправильного питания;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

• научить, обучающихся делать осознанный выбор блюд в школьной столовой и повседневной жизни позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

Краткое описание проекта :

Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности школы, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса. Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТЫРЫ ПИТАНИЯ» подразумевает совместную деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к культуре питания, здоровью и здоровому образу жизни. На формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях продуктов питания, их пользе для организма человека, правилах культурного здорового питания, способствующему правильному физическому развитию.

Актуальность проекта.

По итогам эпидемиологических исследований характера питания населения Амурской области в 2004-2005гг. выявлены типичные для Российской Федерации нарушения в питании : умеренный дефицит витамина В1 составил от 32% до 85% от рекомендуемых Минздравсоцразвития России нормативов; дефицит витамина С 20% 90%; дефицит кальция от 55% до 100%; выявлен выраженный дефицит витамина А и селена, умеренный дефицит железа. В два раза меньше по сравнению с рекомендуемыми нормативами рационы детей содержат медь, марганец. Отмечен дефицит животных белков: соотношение белков, жиров и углеводов в рационе среднего жителя республики представлено как 1:1, 3: 5,9 при принятой формуле сбалансированного питания 1 : 1:4. Так, в рационе питания детей, проживающих в сельской местности, уровень белков составляет всего 50-60% от рекомендуемых величин. В целях профилактики йод дефицитных состояний главным образом применяется йодированная соль. Она используется в детских и подростковых учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также реализуется в розничной торговой сети. Однако, в Амурской области отмечается рост эндокринной патологии у детей, в основном за счет развития эндемического зоба, от 111,4 в 2003 году до 115,1 на 1000 детей 0 - 17 лет в 2007 году. Несбалансированное питание также привело к увеличению числа диагностируемых хронических заболеваний у детей болезней желудочно-кишечного тракта. Большую часть поражений органов пищеварения занимают воспалительные заболевания верхних отделов пищеварительного тракта. При этом на долю эзофагитов, гастритов, дуоденитов приходится до 50 % всех заболеваний органов пищеварения. Следует отметить увеличение болезней печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. Таким образом, в Амурской области состояние здоровья детей характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по значительной распространенности хронических заболеваний, в том числе связанных с питанием. Как отмечают компетентные специалисты, прослеживается тревожная тенденция к замене горячего питания, как в школе, так и в семье, буфетной продукцией. Основным недостатком школьного питания остается то, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, не всегда полно просчитывая физиологические потребности детей в витаминах и микроэлементах. В настоящее время в России разработан специальный регламент рекомендованных и запрещенных продуктов питания для общеобразовательных учреждений, благодаря которому уже с 2008 года, дети не могут приобрести в школах вредные для подрастающего организма продукты. Но что помешает им покупать такие продукты в соседнем со школой или домом, магазине? Вопрос состоит в том, что кроме модернизации питания и пищеблоков в целом, нужно формировать здоровьесохраняющее и здоровьесозидающее пищевое поведение, чтобы при большом выборе продуктов человек отдавал предпочтение полезной и здоровой еде. Эти предпочтения должны формироваться и в семье и в школе, поэтому так же важна информационная, просветительская работа.

Состояние организации питания в МОБУ Новобурейской СОШ № 1

С сентября 2011 года охват горячим питанием учащихся школы составляет 90%. В сравнении с прошлым годом охват питанием возрос на 2-3 процента. В школе организован учет питания всех категорий учащихся. Учет ведется классными руководителями, социальным педагогом. Еженедельно производится отчет о количестве питающихся учеников в отдел образования Бурейского района. В 2011 году бесплатным и льготным горячим питанием обеспечено 281(76 %) обучающихся: 169 обучающихся 1-4 классов, 83 обучающихся из малообеспеченных семей и 29 обучающихся из многодетных семей. Размер дотации на льготное питание школьников 1-4 классов увеличился в 2011 году на 1 рубль 30 копеек в день, обучающихся из малообеспеченных и многодетных семей более 2 рублей в день. Более 60% учащихся питаются 1 и более раз за счет родительской платы. Для различных категорий учащихся предлагается дополнительное альтернативное, диетическое меню, обеспечивающее более полную потребность школьников в здоровом питании. Обучающиеся 1-4 классов получают дополнительное питание по программе «Школьное молоко», а с 2012 года бесплатным молоком обеспечиваются учащиеся 5-6 классов. В целях обеспечения рациона питания с учетом гигиенических требований в школе разрабатывается и утверждается директором школы перспективное 14-дневное меню. В 2011 году внесены существенные изменения в перечень продуктов для питания школьников. Руководителями общеобразовательных учреждений, классными руководителями осуществляется персональный учет заявок на питание. В образовательном учреждении разрабатываются мероприятия по улучшению организации питания учащихся, в том числе разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, учителей, медработников по пропаганде гигиенических основ здоровья детей, мероприятии по укреплению материально-технической базы школьных столовых, контроль администраций школ за качеством питания. В школьной столовой используются йодированные продукты. Проводится С-витаминизация третьих блюд. Столовая укомплектована необходимой посудой в соответствии с СанПиН.

Остаются проблемы организации питания обучающихся, сдерживающие применение энергосберегающих и других прогрессивных технологий приготовления пищи и форм обслуживания учащихся, а также повышение охвата горячим питанием школьников до 100%.

Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:

1. Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ с неполной информацией об их полезности или вреде.

2. Возможности предприятий сферы школьного питания несравнимы и не могут конкурировать с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов "быстрого питания").

3. Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды и дизайна столовых.

4. Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.

5. Многие родители не осуществляют контроль над питанием своих детей, как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.

6. Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.

Примерный план деятельности по реализации проекта

№ п/п Наименование и содержание сроки ответственный

I. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающимся

1. Проведение анализа нормативно-правовой базы школы и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и др. документами. сентябрь 2012 упр. совет школы,

пед. совет школы

2. Создание рабочей группы по разработке программы «Школа – территория культуры питания». сентябрь

октябрь упр. совет школы,

3. Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесберегающих технологий методики Касаткина, программы «Разговор о правильном питании» октябрь пед. совет

4. Техническое переоснащение школьной столовой июнь - август муниципалитет

5. Разработка и реализация программы «Чистая вода» июнь - сентябрь упр. совет школы,

муниципалитет

6. Контроль над качеством питания и питьевым режимом школьников. в течение года реализации проекта социальный педагог, фельдшер

7. Осуществление контроля над соблюдением норм загрузки продуктов при приготовлении пищи в школьной столовой. в течение реализации проекта социальный педагог, фельдшер

Семинар с учителями по ознакомлению с системой комплексного обучения правильному питанию учащихся начальных классов.

сентябрь зам. директора,

социальный педагог, разработчики

Создание системы мониторинга результатов реализации программы «Школа – территория культуры питания» сентябрь- октябрь 2012 года зам. директора по ВР,

социальный педагог, разработчики

II. Формирование установок на ведение здорового образа жизни.

1. Неделя Здоровья. ежегодно декабрь зам директора по ВР

2. Психопрофилактическая работа с обучающимися: о правильном питании

• «Как должна питаться девочка? (мальчик)

«Поведение за столом»

«Какие профессии связаны с культурой питания».

«Как мы едим»?

«Маленькая хозяйка».

«Свет мой зеркальце» (внешний вид и правильное питание).

«фиточай и его польза».

«Что такое здоровый образ жизни».

«Чайная церемония»

«Вредные привычки в питании» ежегодно по параллелям психолог, классные руководители

3. Выпуск листков «Здоровье и культура питания»

1 класс

«Витаминка»

2 класс

«Лукошко здоровья»

3 класс

«Хочу быть здоровым!»

4 класс

«Я знаю, как правильно питаться»

5 класс

«В гостях у Мойдодыра»

6 класс

«Режим питания – залог здоровья»

7 класс

«Переедание – это…»

8 класс

«Эта страшная болезнь – ожирение»

9 класс

«Кока-Кола и гамбургер…»

10 класс

«Причина болезни ЖКТ»

11 класс

«Смерть в ложке». ежегодно по параллелям классные руководители

4. Проведение валеологических классных часов:

1класс.

• Режим дня.

Питание осенью и зимой.

• Вред жирной пищи.

• Вернисаж «Сладкоежка» (конкурс рисунков)

2 класс.

• Режим дня.

Культурное поведение за столом.

• Гигиена питания.

• Зачем соблюдать режим питания?

3 класс.

• Способы приготовления фиточая

• Здоровье и правильное питание.

• Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.

• О вкусной и здоровой пище.

4 класс.

• Режим дня школьников.

• Как защититься от простуды и гриппа (пищевые приоритеты).

• Правильное питание – залог здоровья.

• Переедать или жить.

5 класс.

• Режим дня.

«Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества.

• Правильное питание – залог здоровья.

• Кока-Кола и гамбургер…

6 класс.

• Межличностное общение за столом.

Культура чаепития.

• Долина полезных продуктов.

• Психоактивные вещества.

7 класс.

• Эстетика питания.

• Влияние наркотиков на жизненный стиль человека.

• Переедание последствия стресса

«Еда, сон и профилактика его нарушения».

8 класс.

• Правила выбора гигиенических средств ухода за посудой.

• Продукты, улучающие зрение.

• Продукты, снимающие утомления.

• Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь.

• Открытая трибуна «Все о здоровой пище»

Сотрудничество с ЦРБ.

• Лекция «Здоровый образ жизни. Вредные привычки в питании»

9 класс.

• Гигиена питания – основа здорового образа жизни.

Культура выбора блюд.

Культурное поведение за столом.

• Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека.

10 класс.

• Правила поведения в местах общественного питания.

• Уход за посудой.

• Самоконтроль и саморегуляция питания

• Биоритмы и здоровое питание.

11 класс.

• Кожа и питание (взаимосвязь).

• Пищевые приоритеты.

«Ожирение в зеркале статистики».

• Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ.

• Модели поведения людей за столом.

В течение 2012 -2014 года зам. директора по ВР, классные руководители

5. Психопрофилактическая работа: цикл часов общения по теме «общение за праздничным столом» :

1 класс:

• Будем знакомы, будем друзьями!

• Я то, что я ем.

2 класс:

• Наш класс – дружная семья (организация чаепития).

• Тайны правильного питания.

3 класс:

• Чем угостить друзей.

• Тайны правильного питания.

4 класс:

Улыбка: в чем ее секрет (правильное питание).

• Тайны правильного питания.

5 класс:

• Сказка о булочках и газ напитках.

• Мой помощник - витамины.

6 класс:

• Кем и каким я хочу быть.

«Веселья час» - воспитание умений и навыков культуры поведения за праздничным столом.

7 класс:

• Роскошь в питание – плюсы и минусы.

• Чем я отличаюсь от других? (индивидуальное питание)

8 класс:

• Привычки и воля (пищевые приоритеты).

• Праздничная и повседневная посуда.

9 класс:

• Победить неуверенность в себе! Как правильно вести себя за столом.

• Никогда не поздно научится готовить.

• Первый блин комом.

10 класс:

• Я утверждаю себя. Эстетика питания

• Как правильно принять гостей.

• Красота приготовления пищи.

11 класс:

• Имидж и культура питания.

• Я толерантная личность. Уважительное отношение к различным национальным блюдам.

• Путь к сердцу мужчине лежит через желудок…

• Выбор профессии повара – это серьезно.

в течение 2012-2013 зам. директора по ВР, классные руководители

III. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

1. Родительские собрания «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей». (1- 5 классы) В течение 2012 года

2.

Родительские собрания «Как кормить детей». (1-4 классы)

В течение 2013года

3. Родительские собрания «Зачем нужно питаться в школьной столовой (1-11 классы). В течение 2012 года

4. Организация клуба любителей здоровой пищи. 2013 год упр. совет школы,

5. Консультации по питанию детей-инвалидов. В течение 2013-2014 года фельдшер

Проведение мероприятий по повышению пищевой ценности продуктов питания обучающихся общеобразовательных учреждений с учетом территориальных особенностей и сезонности потребления, доступности, качества школьного питания, разнообразия рациона питания обучающихся

1. Организация витаминных столов, диетического питания. Обеспечение школьных столовых йодированными продуктами. В течение проекта Директор школы, упр. Совет.

2. Разработка и внедрение в практику работы 20-дневного меню с учетом рациональных норм питания. Зав. столовой

3. Введение в школьное питание продуктов, обогащенных витаминами, микро- и макроэлементами и нутриентами Директор, упр. совет

Основные мероприятия проекта

1. Техническое переоснащение школьной столовой с установкой пароконвектоматов (обеспечивающих рациональное приготовление пищи и экономией времени и продуктов, снижения гиперкалорийности блюд, обновление мебели и оборудования (современных промышленных овощерезок, обеспечивающих С-витаминизацию рациона и пр.) – эти меры направлены на внедрение прогрессивных здоровье сберегающих технологий приготовлении.

2. Реализация программы «Чистая вода» через установку фильтров очистки питьевой воды – эти меры обеспечат использование чистой воды без вредных примесей для приготовления пищи.

3. Повышение пищевой ценности продуктов питания обучающихся с учетом территориальных особенностей и сезонности потребления, доступности, качества школьного питания, разнообразия рациона питания обучающихся в том числе оптимизация системы йод профилактики – эти меры позволят осуществлять витаминизацию готовых блюд аскорбиновой кислотой, использовать в питании продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами, с введением в рацион йодсодержащих продуктов и профилактических средств. Названные меры обеспечат улучшение здоровья школьников, снижение утомляемости и восполнит дефицит йода в организме детей, проживающих на эндемической территории йододифицита.

Информационное обеспечение организовано через создание доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсов для разных возрастных групп учащихся по всем аспектам проблемы культуры здорового питания детей и подростков с привлечением СМИ, классных руководителей, родителей, медицинских работников.

Мониторинговое сопровождение проекта – позволит выявить ресурсы и минимизировать угрозы и риски проекта. Эта мера так же позволит создать тиражируемую модель по итогам проекта, готовую для диссеминации.

Ожидаемые результаты

• Будет создан бренд школьного питания как здоровой альтернативы сложившимся стереотипам пищевого поведения детей и подростков.

• Будет издано не менее 6 буклетов, не менее 4 публикаций в СМИ.

Школьная столовая будет оснащена мебелью и современным технологическим оборудованием.

• Проведено не менее 2 семинаров с целевыми группами проекта по обучению основам здорового питания и современным технологиям приготовления пищи.

• Будет разработана программа и инструментарий системы оценки качества школьного питания. Будет подготовлен анализ по итогам мониторингового исследования.

• Привлечение внимания субъектов образовательного процесса и общественности к проблемам школьного питания, оздоровления обучающихся и их решению.

1. Сформировать представление у 100% обучающихся о здоровом питания влиянии его на здоровье.

2. 100% детей научить самостоятельно, осознанно выбирать полезные продукты, позволяющие сохранить и укрепить свое здоровье.

3. 100% детей научить выполнять правила личной гигиены, тем самым, поддерживая свое состояние здоровья на должном уровне.

4. 100% детей научить элементарным правилам поведения за столом во время принятия пищи.

5. У 100% выпускников сформировать навыки оформления праздничного стола.

6. У 100% сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями питания.

Примерная смета

п/п наименование количество стоимость

1. Методическая литература по необходимости 3000

2. Привлечение специалистов для организации дополнительным образованием по культуре поведения за столом 6часов 7000

3. Фильтр для чистки воды 2 шт 12000

4. Набор посуды для сервировки стола 2 шт 12000

5. Обеденные столы 1 набор 45000

6. Пароварка 1шт 6000

7. Микроволновая печь 2 шт 10000

Итого 174000 рублей

Публикации по теме:

Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста в детском саду и дома Лаврухина Е. Б. ВоспитательДошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных.

Организация питания в ДОУ .

Краткосрочный проект в старшей группе для детей с ТНР (ОНР) «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность проблемы: Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает.

Формы и методы образовательной работы по совершенствованию навыков культуры питания детей 4–5 лет Государственное учреждение образования «Лидский специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения» Выступление на педагогическом.

Лэпбук «Азбука питания»Лэпбук «Азбука питания» Предлагаю вашему вниманию лэпбук «Азбука питания». Цель: формировать представления о правильном питании; расширять знания детей о продуктах.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Организация правильного питания» Педагогический проект для детей старшего возраста «Организация правильного питания в детском саду» Цель: повышение эффективности формирования.

Проект для подготовительной группы «Азбука питания» Актуальность разработки и реализации проекта: В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется.

Проект во второй младшей группе «Азбука здорового питания» Организация проектной деятельности детей во второй младшей группе по теме: «Азбука здорового питания». Авторы конспекта проекта: Ваганова.

Роль дидактических игр в формировании представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста Роль дидактических игр в формировании представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста. Проблема воспитания культуры питания.

Воспитание столового этикета и формирование культуры питания у детей старшего дошкольного возраста Слайд №1 Воспитание столового этикета и формирование культуры питания у детей старшего дошкольного возраста Слайд № 2 Актуальность Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 05:50
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД