Проект по математическому развитию «В стране Геометрика»

Светлана Дисенбаева
Проект по математическому развитию «В стране Геометрика»

Пояснительная записка

Дети любят сказки. Через сказку дошкольник познает весь мир, учится дружить, любить, преодолевать различные ситуации, помогать другим. Как показать ребенку сложные процессы современного мира в доступном для него понимании, как заинтересовать маленького исследователя. На помощь педагогам приходит сказка. Педагоги – исследователи, Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др., изучая эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей, определили сказку одним из наилучших методов. Они отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, которые должен выполнить персонаж вместе с детьми.

Практика обучения дошкольников показывает, что успешность обучения ребенка зависит не только от содержания предлагаемого материала, но также и от формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают во время игры. Они на каждом шагу сталкиваются с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок. В младшем возрасте дошкольники учатся на русских народных сказках, многие из которых имеют математическое содержание. «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т. д. В старшем дошкольном возрасте – это авторские сказки Т. И. Ерофеевой «Приключения Геометрика», «Город геометрических фигур». После прочтения и обсуждения сказки Т. И. Ерофеевой «Приключения Геометрика» назрела необходимость систематизировать и закрепить знания дошкольников по геометрическим фигурам. Для этого участниками образовательного процесса решено было провести проектную деятельность «В стране Геометрика».

Характеристика проекта

Тема: «В стране Геометрика».

Тип проекта. По доминирующему методу – познавательно-творческий; по количеству участников – коллективный; по характеру контактов – внутригрупповой; по продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители, специалисты ДОУ.

Продолжительность проекта: 2 недели

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, конструирование, музыкальная, изобразительная, двигательная.

Основные принципы организации в соответствии с ФГОС:

- развивающего образования;

- практической применимости;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Материально – технические условия:

- уголок развивающих игр: дидактические игры по ФЭМП, настольно – печатные игры, счетный материал.

- уголок конструирования: напольный и настольные конструкторы, конструктор лего, схемы и модели для всех видов конструкторов, схемы и иллюстрации отдельных построек.

- музыкальный центр, энциклопедии и развивающие книги.

- магнитная доска с набором геометрических фигур,

- художественные средства для изготовления и моделирования геометрических фигур, и объемных геометрических тел.

Формы работы с детьми:

- беседы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- просмотр презентаций по теме с игровым материалом «Веселая геометрия», «Геометрические фигуры», «Фигуры. Поиск на картинке»;

- чтение художественной и познавательной литературы;

- дидактические игры;

- наблюдение;

- продуктивная деятельность: составление коллажа «Геометрическая сказка»;

- творческая деятельность: составление сказок о геометрических фигурах и схем рассказывания совместно с родителями.

Актуальность проекта:

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. А математика, в свою очередь, является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В связи с этим нас, педагогов и родителей заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами в интересной для них форме – игре.

Цель проекта: Создать развивающие условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.

Задачи:

Образовательные:

• Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме, соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

• Активизировать и обогатить словарь детей по теме: «Геометрические фигуры».

Развивающие:

Развивать у детей внимание, память, глазомер.

Развивать моторику рук, логическое мышление.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей умение работать самостоятельно;

• Формировать навыки самоконтроля.

Гипотеза

Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.

Новизна проекта:

Заключается в применении плана, созданного совместно с детьми на основе их интересов и желаний, направленного на развитие представлений дошкольников о форме геометрических фигур.

Предполагаемые результаты.

Повышение интереса детей к математическим понятиям, умение называть и различать геометрические фигуры, соотносить с ними формы предметов в окружающем мире. Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме.

Организация проектной деятельности

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный – чтение и обсуждение сказки Т. И. Ерофеевой «Приключения Геометрика», разработка совместно с детьми плана работы над проектом «В стране Геометрика».

2 этап – практический:

Подбор книг и иллюстративного материала по теме.

Насыщение развивающей предметно – пространственной среды в группе.

Составление каталога дидактических и подвижных игр, направленных на развитие математических представлений детей.

Наблюдения с детьми «Геометрия вокруг нас».

Проведение дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.

Чтение математических сказок о геометрических фигурах Ерофеевой Т. И., О. Кутузова, заучивание считалок и стихов математического содержания.

Конструирование на тему: «Дома», «Транспорт».

Работа с родителями: беседа об организации и участии в проведении проектной деятельности вследствие заинтересованности детей после прочтения сказки Т. И. Ерофеевой «Приключения Геометрика», придумывание с детьми

сказок о геометрических фигурах, схематичное изображение придуманной сказки.

3 этап – заключительный:

Презентация детьми по итогам реализации проекта.

Итоговое мероприятие: развлечение «Чудеса в королевстве Геометрии».

Информационное обеспечение:

- Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64с. / Веракса Н. Е., Веракса А. Н.

- Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 304с.

- электронные ресурсы сети интернет

План проведения проектной деятельности «В стране Геометрика»

Обсуждение сказки Т. И. Ерофеевой «Приключения Геометрика»

Что знаем Что хотим узнать Что можно сделать

В стране живут цифры (Лиза) Подружиться с Геометриком (Лиза) Посмотреть в книжке (Лиза)

Есть еще круг, он похож на колесо (Ярослав) Как называются еще фигуры (Ярослав) Спросить у мамы (Ярослав)

На круг похоже солнце (Эркин) Побывать в этой стране (Эркин) Подумать и спросить у воспитателя (Эркин)

Еще живут в стране другие фигуры (Соня) Что еще можно построить из разных фигур (Соня) Посмотреть мультик про это (Соня)

Из фигур можно построить дом (Саша) Какие фигуры больше нужны (Саша) Нарисовать картинку (Саша)

Фигур много разных (Андрей) Для чего надо так много фигур (Андрей) Попросить, чтобы почитали (Андрей)

Разработка совместно с детьми плана работы над проектом «В стране Геометрика», после чтения сказки Т. И. Ерофеевой «Приключения Геометрика»

Этапы Содержание

Практический Творческая продуктивная деятельность: рисунки детей «Математика вокруг нас», рисунки детей по сказкам Ерофеевой и Кутузовой, «Дорисуй, на что похоже».

Выполнение аппликаций: «Где живут фигуры», «Геометрик».

Коллективная работа: выполнение коллажа «Геометрическая сказка».

Подготовка альбома продуктивной деятельности «В стране Геометрика» (Приложение 1)

Организация и проведение дидактических, словесных, настольных игр математического содержания.

Чтение математических сказок о геометрических фигурах О. Кутузова, заучивание считалок и стихов математического содержания.

Конструирование на тему: «Дома», «Транспорт» (Приложение2)

Интерактивные игры «Веселая геометрия», «Геометрические фигуры», «Фигуры. Поиск на картинке».

Наблюдения с детьми «Геометрия вокруг нас». (Приложение3)

Сочинение совместно с родителями сказок о геометрических фигурах и создание книжек - малышек. (Приложение 4)

Заключительный Презентация детьми итогов проектной деятельности.

Итоговое мероприятие: развлечение «Чудеса в королевстве Геометрии» (Приложение 5)

Публикации по теме:

Долгосрочный проект по математическому развитию «Путешествие в страну математики» Проект долгосрочный познавательно - исследовательский Срок реализации проекта: октябрь-апрель Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Конспект НОД по сенсорному и математическому развитию в старшей группе «Математика в стране сказочных героев»Конспект НОД по сенсорному и математическому развитию в старшей группе «Математика в стране сказочных героев» Образовательная область: «Математическое развитие» Вид деятельности: непосредственно-образовательная Возрастная группа: старшая Тема: «Математика.

Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по Стране песочных игр» Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ Паспорт проекта …. 3 Пояснительная записка.

Проект по математическому развитию для детей второй младшей группы «Занимательная математика для малышей» Актуальность Как педагогов, так и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие качества личности.

Проект по математическому развитию дошкольников «Разноцветная страна геометрических фигур» Пояснительная записка. Проект «Разноцветная страна геометрических фигур» предназначен для развития элементарных математических представлений.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Проект «Математика вокруг нас.» Подготовила: воспитатель МБДОУ № 21 Скворцова Оксана Николаевна 2015 год Введение Проблема: развитие у.

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики» Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики»Пояснительная записка Проект «Путешествие с Машей.

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени» Проект по математическому развитию дошкольников "Путешествие во времени"Пояснительная записка Время – это одна из важных составляющих реальности,.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Проект по математическому развитию «В стране Геометрика»
Опубликовано: 19 октября 2016 в 21:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Музыкально-дидактические игры с часами
Музыкально-дидактические игры с часами Уважаемые коллеги! В преддверии Дня часов на МААМ предлагаю вашему вниманию игры с использованием часов для...
Велопробег «Юный велосипедист»
Велопробег «Юный велосипедист» А знаете ли вы, что первое официальное велосипедное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. 24 июля 2019...
Детские работы к Дню рождения Чебурашки
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ЧЕБУРАШКИ 20 августа все мы будем отмечать День рождения Чебурашки. ЧЕБУРАШКА – забавный персонаж, прибывший в...