Татьяна Санькова
Проект по народно-прикладному творчеству «Народные промыслы России» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-творческий. Краткосрочный. Цель проекта : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с творением народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Развивать художественно-творческие способности.
Публикация «Проект по народно-прикладному творчеству „Народные промыслы России“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
План работы с детьми по осуществлению проекта «Народные промыслы России» :
НОД Формирование целостной картины мира
Тема: «Народные промыслы»
Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
Источник: Конспект.
Конструирование/ ручной труд:
Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре.
Источник: И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Чтение художественной литературы:
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. Источник: Ушакова О. С. стр. 231.
Рисование
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику "золотой хохломы" : назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства Источник: Лыкова И. А. стр. 66.
Лепка / Аппликация
Тема: «Лошадки»
Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
Источник: Лыкова И. А.
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» (Чумичева с. 240, «Дверная скважина», «Укрась слово» Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хваста» Трудовая деятельность на участке – сбор мусора и веток Трудовые поручения по уборке территории д/ с: помощь дворнику Трудовая деятельность на участке – сбор мусора Трудовые поручения: помочь малышам в уборке территории Хозяйственно- бытовой труд в игровых зонах
«Речевое развитие»
Обучение рассказыванию
«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Развитие речи»
Заучивание небылицы «Богат Ермошка»
Дид. игра «Укрась слово» Скоролупова
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Литература:
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
«Физическое развитие»
Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»
П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»
А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»
Д- «Прогулка в лес» (Картотека)
Беседа : «Живые реки организма».
Стоп», «Кружева» «Горелки» («Колечко»( «Молчанка» "Слушай хлопки" «Съедобное – несъедобное» «Салки с мячом» «Волк во рву» Золотые ворота" «Повторяй движенья и слова» «Мы не видим»
Народная игра «Ручеёк» в народных костюмах.
Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
Художественно – эстетическое развитие
Раскрашивание «Дымковская барыня»,
Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи
- «Подбери тень»
-«Найди пару»
-«Составь букет»
-«Разрезные картинки»
-«Русские узоры»
-лото «Хохлома»
Роспись дымковские барышни
«Роспись досок. Городецкая роспись».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала
Укрась тарелочку. Хохлома
Рисование матрешки, раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.
Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”
«Познавательное развитие»
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Рассматривание тематической папки «Народное искусство»
Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Обобщающий этап
Оформление выставки рисунков и поделок детей;
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.