МААМ-картинки

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Лущеева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание лежит в основе формирования будущего гражданина. Ребёнок от рождения не бывает злым или добрым, нравственным или безнравственным. Каким он станет, какие нравственные, гражданские качества разовьются у ребёнка, зависит от окружающих его взрослых, но в первую очередь, от родителей. Как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: род, родители: мать и отец. Воспитание чувства патриотизма и нравственности у дошкольников – процесс сложный и длительный. Смысл гражданско-патриотического воспитания в том, чтобы развить в детской душе чувство любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый лучший путь нравственно-патриотического воспитания, воспитания причастности к своему Отечеству.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, страну в ВОВ, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых культурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам народной и мировой культуры.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Технология проектирования формирует у ребёнка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважение к ребёнку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Цель проекта

Воспитание гражданско-патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи

Образовательные:

• познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн, с народными традициями и праздниками;

• расширить знания детей о флоре и фауне Кузнецкого края;

• дать знания детям о родном городе (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе);

• познакомить с ролью российского народа в годы Великой Отечественной войны;

• познакомить с русским народным фольклором;

• познакомить с «интересными людьми» и их творчеством и достижениями.

Воспитательные :

воспитывать устойчивый интерес к истории и настоящему Кузбасса;

воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

воспитывать чувство любви к русской народной культуре, художественный вкус, умение видеть прекрасное, гордиться им;

• формировать эмоциональный отклик и тепло, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

воспитывать чувство гордости за российских людей, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Условия реализации проекта

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала, который внедряется в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.).

Содержание проекта

Родной город. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии с родителями по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Семья… В гражданско-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.

Экологический раздел… Беседы о бережном отношении к растительному и животному миру. Мероприятия о природе родного края.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

• отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;

• непрерывность и преемственность педагогического процесса;

• дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - развлечения.

Тематическое планирование составлено в соответствии с областями ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта). Оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, о семье и детском саде, о роли Великой Отечественной войны в истории России. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, «День Победы» в начале мая, а знакомство с правами ребёнка – в июне ко «Дню защиты детей», «День Защитников Отечества» - в феврале (перед Днём защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой гражданско-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, беседы-презентации, досуговая деятельность (праздники, развлечения, конкурсы, викторины и т. д.) совместно с родителями). Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения (природа зимой и весной, город вчера, и сегодня, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время выставок, развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами могут быть вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).

«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны музейные экскурсии, видео-посещения музеев, презентации.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к гражданско-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причём воспитатель должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные рамки», например, исследование истории улицы на которой живут дети, или прошлого дома и т. д.

Эта работа актуальна, трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Литература

1. Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. О. А. Скоролупова. Изд. : Скрипторий 2003, 2006 г.

2. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Маханева М. Д. Издательство: Сфера, 2010 г.

3. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Новицкая М. - М. : Линка-Пресс, 2003.

4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева, М. Д. Маханева: Программа. Учебно–методическое пособие. –2 е издательство, переработано и дополнено– СПб: Детство – Пресс 2008г.

5. С чего начинается Родина?. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.

Публикации по теме:

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возрастаИгры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста "Составь флаг" Цель:Знакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе. Воспитывать уважение к символе России- флагу.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста «Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона.

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Детское тематическое лото «Ачинск – мой город». Цель:.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Сентябрь. «Мой любимый детский сад». 1. Экскурсия.

Презентация к занятию по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой город Магнитогорск» Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств; Задачи: Образовательные: Обогащать, уточнять и активизировать.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я Помню, Я Горжусь!»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я Помню, Я Горжусь!» Паспорт проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я помню, Я горжусь!» Наименование проекта.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России над Кремлём»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России над Кремлём» Проект " Флаг России над Кремлём…" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: информационно - творческий. Вид проекта: групповой,.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ура — защитникам Отечества» ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УРА – ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА!» Абгарян Евгения Николаевна, воспитатель.

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность проекта Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является.

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2018 в 11:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД