Надежда Попова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Истоки русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта:
информационно-творческий, ребёнок, общество и культура;
групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
Формирование и развитие личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1) Активизировать субъектные начала личности старших дошкольников в познавательной деятельности.
2) Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы и умение планировать этапы своих действий.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Истоки русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
3) Развивать коммуникативные способности: умение строить общение с взрослыми и сверстниками. Способствовать проявлению у детей умения выражать и доказывать свое мнение.
4) Развивать художественный и эстетический вкус: развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством театрализации, изобразительной деятельности; побуждать де-тей к выразительному чтению стихотворных форм.
5) Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
6) Вызвать у детей интерес к устному народному творчеству на основе народного фольклора (сказки, народные песни, потешки, пословицы, небылицы, скороговорки, поговорки, заклички, загадки).
7) Воспитывать любовь к Родине, любовь и уважение к русскому народному творчеству, чувство гордости за свою страну.
8) Приобщать родителей к процессу развития ребёнка различными формами устного народного творчества.
Формы и методы реализации проекта:
анкетирование; беседа; акция; консультация;
совместная организованная деятельность;
книжная выставка;альбом; НОД;
досуг; драматизация русской народной сказки.
Ожидаемый результат
В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия и глубокое осмысливание русских народных сказок, потешек, небылиц, песенок, пословиц, считалок. Родная речь, звучащая в сказках, в русских народных играх, выразительные интонации русской песни, являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, моти-вации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобрази-тельном творчестве ребёнка. Произведения устного народного творчества оказы-вают большое влияние на развитие образной и выразительной речи детей дош-кольного возраста.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
У детей повышается интерес к произведениям устного народного творчества. Происходит расширение кругозора, дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа.
У родителей появляется интерес к совместной с детьми творческой деятельности. Повышается педагогическая компетентность родителей. Укрепляется сотрудни-чество детского сада и семьи.
Содержание проектной деятельности.
I этап. Подготовительный.
Цель этапа. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
1. Создание проблемной ситуации для детей.
Задачи. Выяснить, что дети знают о русском народном творчестве: сказках, пословицах, поговорках, скороговорках, прибаутках. Что еще хотели бы узнать, откуда можно узнать.
2. Беседа с участием родителей.
Задачи. Познакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Вызвать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
3. Акция «Народный фольклор детям». (Книги: русские народные сказки, песенки, потешки, небылицы).
Задачи. Продолжать формировать у родителей интерес к устному народному творчеству, желание принимать участие в мероприятиях группы.
4. Анкетирование родителей «Приобщение детей к русской нацио-нальной культуре».
Задачи. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей о том, надо ли приобщать детей к русской национальной культуре, ее истокам.
5. Изготовление вместе с детьми поделок по русским народным сказкам; декораций, костюмов и масок к сказке «Лиса и журавль».
Задачи. Организовать совместную деятельность детей и родителей.
II этап Основной.
Цель этапа. Формирование знаний, умений, навыков при реализации проекта.
1. Консультация для родителей «Возрождение русских традиций».
Задачи. Познакомить родителей с русскими народными традициями (праздники, игры, малые фольклорные жанры).
2. НОД «Русская игра - детям мила».
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения русских народных игр. Закрепить названия и правила русских народных игр; продолжать учить детей играть в русские народные игры.
3. НОД «Там на неведомых дорожках…».
Задачи. Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Закреплять умение пересказывать сказки, рассказывать пословицы, поговорки, скороговорки, потешки; оценивать поступки героев сказок. Закрепить жанры произведений.
4. Книжная выставка «Русское народное творчество в воспитании детей».
Задачи. Продолжать знакомить детей с жанрами русского народного фольклора. Создать условия для демонстрации произведений устного народного творчества.
III этап Заключительный.
Цель этапа: Подведение итогов, оценка эффективности проекта.
1. Досуг «Посиделки».
Задачи. Приобщать детей к своим русским корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству. Показать своеобразие, кра-соту русского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита русской музыки, танцев, песен.
2. Оформление альбома «Русский народный фольклор».
Задачи. Обогатить речь детей пословицами, поговорками, присказками, потешками. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству.