Проект по опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Что? Где? Почему?»

Ольга Радич
Проект по опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Что? Где? Почему?»

Рассмотрено

на заседании ПС

протокол №

от 31.05---2018г.

Мектеп жасына дейінгі жоары топ балалармен тжірибелік-эксперименттік жобасы

Жобаны таырыбы: «Не? айда? Неге?»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Тема проекта: «Что? Где? Почему.

Составила: Воспитатель Радич О. В

2018 год.

Тип проекта: научно - исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (1год) .

Участники проекта: дети 5 - б лет, воспитатели.

Цель экспериментального обучения,

Создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Актуальность проекта:

На сегодняшний период в дошкольном образовании остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

Тема проекта: «Что? Где? Почему

Цель проекта:

Развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.

3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

4. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

5. Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Правила проведения экспериментов:

1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

3. Установить план исследования.

4. Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.

5. Распределить детей на подгруппы.

6. Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспери-ментирования.

7. Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экс-периментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы Провести анализ полученных результатов.

Место проведения:

ДМЦ «Солнышко» группа «Знайки».

Сроки проекта: Проект – долгосрочный рассчитан на один год для детей старшей группы.

Ожидаемые результаты: Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

Месяц Цель:

Сентябрь:

Диагностика

Прогулка «Солнечные зайчики»

Прогулка «Свет и тень»

Прогулка «Солнечная лаборатория»

«Осадки»

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).

Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Показать, предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце?

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Октябрь:

«Глина и песок – это интересно»

Прогулка «Волшебное сито»

Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

«Как хлеб на стол пришел».

Дать представление о свойствах песка и глины;

познакомить детей со способом отделения камешков от песка. Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.

Экспериментально подтвердить свойства песка.

Развивать исследовательские умения. Учить детей умению видеть результаты в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен.

Ноябрь

«Воздух вокруг нас».

«Надуй шарик»

Прогулка «Действие ветра»

Прогулка «Наблюдение за осадками» Закрепление представлений о воздухе и его свойства. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека –стакан, вода,бумага, воздушный шарик.

Познакомить детей как можно получить углекислый газ. - пищевая сода

узнают, что воздух есть везде, научить определять силу ветра, движение воздуха, температуру.

Характер осадков в ноябре– дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Декабрь

«Знакомство с водой»

«Плавающий апельсин».

«Фонтан из бутылки»

Прогулка «Защитные свойства снега» Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды, пробуждать исследовательский интерес, любознательность.

Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то пред-мет плавает, если меньше – то тонет. - глубокая емкость с водой, лучше прозрачная. Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Познакомить детей с понятием давление. - пластиковая бутылка.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Январь

Прогулка «Снег»

Прогулка «Состояние почвы»

«Свойства веществ»

«Ознакомление со свойствами камней» Продолжать знакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). В теплом помещении и на теплой руке тает.

Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период (под снегом) и открытом месте.

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания.

Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней; развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности

Февраль

«Свойство стекла»

«Строение веществ»

Прогулка «Образования инея»

Прогулка «Солнце»

Познакомить детей со свойствами стекла. Расширять представления о стекле, о его свойствах и качествах. Учить исследовать новый материал или предмет.

Развитие представлений о строении знакомых веществ в про-цессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок, сахар-рафинад, лупа, по два стакана с теплой водой

Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Показать, что солнце светит во все времена года не одинаково, а по-разному.

Март

«Знакомство с магнитом и его свойствами»

«Волшебная рукавица»

«Полюса магнита»

«Металл и пластмасса»

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Помочь определить свойства пластмасс, металла (глад-кая, шероховатая, изделий из пластмассы и металла;

сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Апрель

Прогулка «Солнце»

«Сухая и влажная почва».

«Хитрые семена».

«Зелёные побеги».

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол)

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Закрепить знания о свойстве семян прорастать в благоприятных условиях.

Наблюдать, как изменились семена цветов- стали ростками. Делать зарисовки.

Май

«Фильтрование воды»

«Вкусная- вредная Пепси»

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

«Что отражается в зеркале?» Показать детям на практике способы очищения воды от разных примесей; закреплять знание правил техники безопасности при работе с жидкостями и сыпучими материалами;

Изучение влияния воды и газированного напитка пепси-колы на организм человека и растения. Выбор продуктов питания для сохранения и укрепления здоровья.

Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

Используемая литература:

1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения от 12.03. 2016 года за №499 город Астана.

2. ГОСО – 2016 года.

3. Календарно-тематическое планирование ОУД в старшей группе по разделу «Познание».

4. Занимательные беседы с дошколёнком МП- Кокшетау: «Келешек -2030», 2011-188с.

5. Дыбина О. В Рахманова Н. П. Щетинина В. В- Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. ТЦ «Сфера», 2005

6. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. Центр педагогического образования, 2013.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста - Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

8. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

9. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

Публикации по теме:

«Чудеса на воде». Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками на прогулке с элементами игровой терапии«Чудеса на воде». Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками на прогулке с элементами игровой терапии Цели занятия: - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, коммуникативных навыков, посредством использования игровой.

Гидрогель в опытно-экспериментальной деятельностиГидрогель в опытно-экспериментальной деятельности Шарики гидрогель, очень полезны и практичны. их можно использовать в опытно-экспериментальной деятельности, так и в уголке сенсорного развития.

Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал?» Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека. Задачи: 1. Развивать.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Воспитатель: Лихачёва Л. Н. 2018г. «Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: Воспитывающие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект по опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Что? Где? Почему?»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 12:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

26 мая. Юбилей сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

185-летний юбилей отмечает в этом году русская стихотворная сказка, переведенная на 27 языков мира и напечатанная общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такая популярность этого произведения объясняется...

План-конспект НОД по пластилинографии для старших дошкольников «Российский флаг»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности: продуктивная, восприятие художественной литературы,...
Методическая разработка «Такие забавные ежики». Поделки из разных материалов
25 мая. День ежиков на МААМ В детских сказках и мультфильмах ёжик изображается всегда как добрый, честный, любознательный зверек. Он всегда приходит на...
Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного...
Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики. Задачи: -...