Лучший педагог года

Проект по поликультурному воспитанию «Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором»

Алена Мудрецова (Майданова)
Проект по поликультурному воспитанию «Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Публикация «Проект по поликультурному воспитанию „Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором“» размещена в разделах

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

И одной из актуальных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание чувства гордости и любви к Родине.

Выдающиеся исследователи и собиратели мордовского фольклора (М. Е. Евсевьев, П. И. Мельников-Печерский, А. Ф. Юртов, а также современные мордовские исследователи (А. И. Маскаев, М. Т. Маркелов, Л. С. Кавтаськин, К. Т. Самородов, А. Г. Борисов, Л. П. Кирюков и другие) обращались к изучению детского фольклора.

Содержание проекта :

1. Вид проекта.

2. Цели и задачи проекта. Интеграция образовательных областей.

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

5. Предварительная работа.

6. Методы, приемы и формы реализации проекта.

7. Этапы реализации проекта.

8. Материально-техническое обеспечение.

9. Ожидаемые результаты.

10. Литература.

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

1. Вид проекта : исследовательский, творческий.

2. Цель проекта :

ознакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчест-

ву.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического твор-

чества, доступного для освоения в детском возрасте;

Развивающие:

- развивать творческие способности;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержа-

ния устно-народного творчества мордовского народа.

Воспитательные :

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к свое-

му народу.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»

Развивать представление детей о мордовском фольклоре.

ОО «Речевое развитие»

Беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, инсценировка и драматизация произведений, обсуждение пословиц, приговорок, сказок.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкурсы рисунков, поделок.

ОО «Физическое развитие»

Совершенствовать физические качества в играх, танцах, ритмических движениях.

3. Участники проекта : воспитатель, дети 2 младшей группы.

4. Сроки реализации проекта : краткосрочный.

5. Предварительная работа:

Рассматривание книг по мордовской тематике, народных игрушек, посещение национального мини-музея в детском саду.

6. Методы, приемы и формы реализации проекта.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

Практические: игры, игровые ситуации, экскурсия, имитация движений, драматизация, слушание аудио записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.

Формы работы:

- мордовские народные игры, хороводы;

-песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д.) знакомство с предметами быта, одеждой;

- знакомство с мордовским народным орнаментом;

- художественное творчество (аппликация, рисование);

-знакомство с мордовскими словами;

- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки);

7. Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный

1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение

2. Подобрать материал и оформить уголок “Мордовский фольклор для детей”

2 этап – основной

1. Познакомить детей с мордовскими народными сказками, потешками, загадкам и т. д.)

2. Познакомить детей с музыкальными инструментами и произведениями народного искусства.

3. Познакомить детей с народными играми, танцами.

4. Для родителей организованы:

- беседы, консультации о важности данной проблемы;

- родители принимают участие в конкурсах, выставках.

3 этап заключительный.

Проанализировать результаты проекта и обобщить значимость для детей и родителей проделанной работы.

8. Материально-техническое обеспечение:

- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба);

- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);

- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;

- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра).

- технические средства обучения: аудиоаппаратура, наборы СD- дисков.

- национальные костюмы;

- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);

- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);

- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;

- демонстрационный и дидактический и материал;

-методическая литература.

9. Ожидаемые результаты.

Дети должны знать и уметь: узнавать произведения мордовского устно- поэтического фольклора; воспроизводить короткие потешки и прибаутки; с помощью взрослого отвечать на вопросы по тексту произведения.

10. Литература.

1.«Детство» : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и [др. ] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015

3. Бахмустов О. Мордовия : «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г. №1.

4. Воронин И. Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

5. Скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В. И. Жизнь леса. - Саранск, 1998; Лузгин А. С. Жизнь промыслов. - Саранск, 2001

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей второй группы раннего возраста с фольклором «Калачи из печи» конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей второй группы раннего возраста с фольклором "Калачи из печи" Программное содержание.

Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию «Белоруссия» Программное содержание: 1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно. 2. Познакомить с Белоруссией,.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Украсим мордовским узором матрешек»Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Украсим мордовским узором матрешек» Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с комнатными растениями»Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Формировать понятие комнатные растения. Создать атмосферу радостного настроения. Задачи: Обучающая: Формировать знания узнавать и.

Планирование на неделю для детей второй младшей группы «Знакомство с фольклором» Тема недели: «Знакомство с фольклором» (2 младшая группа) Цель недели: Создание условий для развития личности ребёнка, его внутреннего и.

Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Работу над реализацией проекта осуществляла.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детсва, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Мы горим.

Фотоотчет о проекте по поликультурному воспитанию детей первой группы младшего дошкольного возрастаФотоотчет о проекте по поликультурному воспитанию детей первой группы младшего дошкольного возраста .

Проект по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы «Муха-цокотуха» Актуальность: Актуальность экологического воспитания сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее,.

Проект для второй младшей группы «Знакомство с профессией «Повар» Почему я выбрала эту тему? Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по поликультурному воспитанию «Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором»
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 20:33
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД