Анна Чудайкина
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, она привлекает своей уникальностью и пользой как взрослых, так и детей.
Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами воды.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательный интерес. Как известно, ведущий вид деятельности детей - игра. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Знания и умения, полученные ребёнком в процессе осуществления собственной деятельности, усваиваются прочно и надолго.
Тип проекта : по виду деятельности – познавательный, исследовательский;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – красткосрочный (неделя).
Автор: Воспитатель Чудайкина А. И.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель.
Место реализации проекта : МДОУ детский сад общеразвивающего вида №6 «Белоснежка».
Ожидаемые результаты:
- дети осознают ценность воды для человека и всех живых организмов на Земле;
- знают об основных свойствах воды;
- умеют экспериментальным путём найти подтверждение своим знаниям о свойствах воды;
- понимают необходимость сбережения воды.
Проблема: Дети не имеют представлений о свойствах воды, не осознают её ценности для всего живого на земле.
Цель проекта : Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Обучающая:
- расширять представления детей о свойствах воды;
- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
- приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений;
Развивающая:
- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Этапы реализации проекта :
1 этап – информационно-технологический (поисковый);
2 этап – организационный;
3 этап – практический;
4 этап – результативный (презентационный).
1 этап. Информационно-технологический (поисковый).
Деятельность участников проекта.
Воспитатель
Выявляет интерес и знания детей по данной теме, формулирует проблему, цель, задачи, определяет тип проекта, состав его участников, сроки реализации, определяет конечный продукт проекта;
Создает условия для вхождения детей и родителей в проблемную ситуацию;
Мотивирует участников проекта (детей и родителей);
Проводит анализ литературы по теме проекта, создает информационно-тематическую базу;
Планирует исследовательскую деятельность детей и родителей;
Отбирает материал для опытов в соответствии с целями развития детей, их возможностями и интересами;
Оформляет наглядно-иллюстративный и дидактический материал по теме проекта;
Составляет конспекты мероприятий с детьми (разные формы деятельности с детьми); конспекты непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, опытов;
Составляет и оформляет «Страничку исследователя».
Дети
Принимают проблему и формулируют её вместе с педагогами, предлагают пути решения проблемы;
Вживаются в игровую ситуацию;
Придумывают название проекта вместе с педагогами, определяют конечный продукт проекта.
Родители
Осознают важность проекта, его проблему, цель реализации;
Разрабатывают совместно с педагогами группы план деятельности по достижению цели проекта;
Обсуждают пути решения проблемы;
Принимают и уточняют задачи проекта, сроки реализации, состав участников.
2 этап. Организационный
Деятельность участников проекта.
Воспитатель
Обогащает предметно-развивающую среду группы наглядными, дидактическими пособиями, материалами для опытов и экспериментов по теме проекта;
Создает зону для экспериментирования;
Организует выставку книг, фотографий, альбомов по теме проекта;
Решает совместно с родителями и детьми, какие наблюдения, опыты запланировать;
Контролирует и оценивает самостоятельную и совместную со взрослыми экспериментальную деятельность детей.
Дети
Определяют, что нужно сделать для проведения опытов с водой;
Помогают педагогам в создании зоны для экспериментирования;
Решают совместно с педагогами и родителями, какие запланировать наблюдения и опыты;
Участвуют в оформлении выставки книг, фотографий, альбомов по теме проекта.
Родители
Решают совместно с педагогами и детьми, какие запланировать наблюдения и опыты;
Помогают обогащать предметно-развивающую среду группы материалами для опытов.
Составляют вместе с детьми картотеку загадок по теме проекта.
3 этап. Практический
Организация деятельности проекта
3.1. Экспериментальная деятельность. Проведение опытов по определению свойств воды, фиксирование результатов проведения опытов в страничке исследователя.
План проведения опытов
1. Определение вкуса воды.
Материалы и оборудование: 3 стакана с питьевой водой, чайная ложка/палочка для кофе, сахар, соль.
План опыта:
1. Для начала нужно положить перед детьми поднос с материалами.
2. Для удобства пронумеровываем стаканы с водой.
3. Предлагаем детям попробовать воду из первого, второго и третьего стаканов, чтобы убедиться в том, что это питьевая вода без каких-либо примесей и добавок.
4. Далее добавляем в первый стакан ложку сахара и размешиваем до растворения. Пробуем воду из данного стакана. Что изменилось? Почему это произошло?
5. Добавляем во второй стакан ложку соли, проделываем тоже самое.
6. Третий стакан оставляем без изменений, предлагаем попробовать воду из него.
7. Делаем вывод: Имеет ли сама по себе вкус вода? Что произошло после того, как мы добавили соль и сахар? Почему после размешивания соль и сахар пропали из стаканов? Тем самым отвечаем на вопрос «Растворяются ли в воде вещества?».
8. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ или +/-).
2. Определение запаха воды.
Материалы и оборудование: 3 стакана с водой, долька лимона, ароматическое масло или обычные духи.
План опыта:
1. Для начала также предлагаем детям понюхать воду из всех трех стаканов.
2. Далее выжимаем в первый стакан сок лимона, во второй стакан добавляем каплю ароматического масла или духов (предварительно убедившись, что ни у кого из детей нет аллергии, третий стакан оставляем без изменений.
3. Сравниваем запахи из трех стаканов. Что изменилось? Почему это произошло?
4. Делаем вывод: Имеет ли запах вода? Что произошло после того, как мы добавили сок лимона и каплю масла?
5. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ или +/-).
3. Определение цвета воды
Материалы и оборудование: 2 стакана с водой, любые краски, кисть
План опыта:
1. Ставим перед детьми 2 стакана с водой и предлагаем определить цвет воды.
2. Пробуем за стаканом поместить баночку с краской или любой другой цветной предмет. Спрашиваем, видим ли предмет сквозь стакан?
3. Далее в один из стаканов добавляем кистью любую краску и размешиваем. Какой сейчас цвет имеет вода?
4. Делаем вывод: Имеет ли вода цвет? Что произошло, когда мы размешали краску? Почему мы увидели предмет, который находился за стаканом с водой?
5. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ или +/-).
4. Определение формы воды
Материалы и оборудование: стакан с водой, пустая ваза, контейнер квадратной или прямоугольной формы, шар, кубик, линейка.
План опыта:
1. Показать детям шар, кубик, линейку и попросить определить форму данных предметов.
2. Затем попросить определить форму воды в стакане.
3. Перелить воду из стакана в вазу.
4. Попросить определить форму воды в вазе.
5. Перелить воду из вазы в контейнер квадратной или прямоугольной формы.
6. Сделать вывод: Имеет ли форму вода? Что происходило, когда мы переливали воду из одной тары в другую?
7. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ или +/-).
3.2. Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Плавает - не плавает»,
«Три состояния воды»,
«Капелька»,
«Для чего нужна вода?».
Малоподвижные игры:
«Раз, два, три - замри»;
«Солнце, дождик, ветер»;
«Донеси воду в ложке».
Подвижные игры;
«Море волнуется раз»;
«Весёлые капельки»;
«Плыви кораблик».
3.3. Художественно-речевая деятельность.
Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство»;
Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде: Н. Гернет «Хорошая вода»; М. Гумилевская «Рассказ о водяной капле»; М. Пластов «Капля в море».
Разгадывание загадок о воде;
Пальчиковая гимнастика: «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик»;
3.4. Продуктивная деятельность.
РЕКЛАМА
- Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Зачем нужна вода?»
-Лепка «Капелька и ее друзья».
4 этап. Результативный (презентационный).
Воспитатель
Организует презентацию как отчёт по теме проекта «Свойства воды»;
Представляет фотогазету по познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта;
Оформляет выставку работ детей по теме проекта.
Дети
Представляют фотогазету по познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта.
Помогают воспитателю оформить выставку своих работ.
Родители
Помогают в оформлении фотогазеты по познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта.
Помогают в создании презентации по теме проекта «Свойства воды»
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2010г.
6. Николаева С. Н. «Юный эколог» М., 2009г.
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
8. Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.