Папки-передвижки

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас»

Татьяна Владимировна Баймурадова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас»

МДОУ Детский сад № 72

Проект

по познавательно-исследовательской деятельности

«МИР ВОКРУГ НАС»

Подготовительная группа «Радуга»

воспитатель: Баймурадова Т. В.

г. Раменское - 2019 г.

Долгосрочный проект «Мир вокруг нас»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,

что он узнал.» - В. А. Сухомлинский.

Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Актуальность:

С самого раннего детства ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Для ребенка все это и есть объекты исследования.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос «как я это делаю?», но и на вопросы «почему я это делаю именно так, а не иначе?», «зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате?»

Доктор психологических наук Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской деятельности. Он выделяет два основных вида данной деятельности :

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в группе невелика, но они доставляют детям огромную радость.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основой в опытно-экспериментальной деятельности.

Я в своей работе с детьми стараюсь не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Тип данного проекта : познавательно-исследовательский

Срок реализации 6 месяцев (с 1 октября 2019 г. по 31 марта 2020 г.)

Участники проекта : Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

В работе использованы методы и приемы работы с детьми:

метод проекта;

все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую» : наблюдение, труд, экспериментирование, исследование, прогулки;

прием «Знаете ли вы?» - развивающие беседы, чтение познавательной литературы;

изобразительная деятельность

коллекционирование

музыка

рассматривание фотографий по теме

Форма работы индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

\

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире через экспериментально - исследовательскую деятельность

Задачи.

Образовательные:

• Расширять представление детей о физических свойствах веществ окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

• Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

• Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Развивающие:

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством, обогащать словарный запас;

• Развивать наблюдательность;

• Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

Развивать интерес к исследовательскому поиску;

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

• Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

• Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

1 этап реализации проекта – подготовительный

Анализ имеющихся условий в группе.

Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.

Подбор материала для проведения опытов, экспериментов.

Анкетирование родителей.

2 этап – основной

Проведение экспериментов по примерному планированию с опорой на желания детей и природные возможности.

Проведение наблюдений, поисков нового, спонтанные опыты и неожиданные решения.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей к экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях.

3 этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация проекта «Чудеса вокруг нас»

Фотоколлаж проведенных опытов и экспериментов

Викторина «Чудеса вокруг нас»

Материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, микроскоп, простейшие весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль, глобус, фонарик, прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема, воронки и т. д.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, комнатные растения, срезаные цветы.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди, скрепки

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная, салфетки, чеки

Красители: пищевой краситель, акварельные краски, гуашь.

Прочие материалы: веревка, воздушные шарики, деревянные шпажки, пакеты прозрачные полиэтиленовые, зеркала, формочки, стеки, поддоны, спички, нитки, таз, свечи, соломинки для коктейля, вата, марля, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов,6-ипроцентная перекись водорода, жидкое мыло и т. д.

Пищевые продукты: пепси-кола, масло растительное, сода, соль, сахар, яйцо вареное, ментос, дрожжи,

Игровое оборудование: фигурки различных животных, макет вулкана, домик деревянный

Картотеки экспериментов, подбор презентаций по опытам, детская популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» 1995 и 1997 годов выпуска.

Перспективное планирование по экспериментированию

(беседы, презентации, наблюдения, эксперименты)

Октябрь

Песок и глина

Эксперименты: «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Свалка и дождь»,

Камни «Свойства камней», «Использование камней в жизни людей», экологические загадки «Растворение веществ в природе»

Бумага – наша помощница

«Загадочная бумага», «Березовая кора», «Бумажная радуга», «Фокус с разной бумагой», «Из чего и как делают бумагу?»

Ноябрь

Магнитные причуды

«Магнит в жизни людей», эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебные танцы», «Чудо-ножницы», «Чудо-расческа», игра «Пройди по дорожке, не потеряв ножки», «Как достать скрепку?» и др.

Огонь – наш друг и враг

«Вулкан» (другие опыты - домашнее задание родителям)

Волшебное электричество

«Живые волосы», «Послушные шарики»,

Декабрь

Воздух-невидимка

Эксперименты «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха», «Ищем воздух в почве».

Наблюдение за метелью в окно

Нефть и масло

«Виды масла и их свойства», «Птицы и нефть», «Нефтяная речка»

Январь

Вода-волшебница

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Почему не выливается вода в пакете?», «Воздух в воде», «Тучка», «Радуга», «Свойства льда», «Замерзшая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни», изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки», «Как образуются сосульки», «Круговорот воды в природе»

Рассматривание снежинок через лупу;

Рассматривание следов на снегу, лепка снеговиков, постройка снежной крепости и др.

Февраль

Я - человек

Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Пищеварение».

Где живут звуки

«Музыка или шум?», «Узнай, что звучит», «Почему звучит?», «Как сделать звук громче?», «Как распространяется звук?», «Звуки улицы и дома», «Звуки природы», «Нитка-пила», «Поющие бокалы» и т. д.

Март

Чудеса растений

Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Посадка растений на рассаду»

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко

Эксперименты: «Свет и тень», «Вращение Земли вокруг Солнца», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени», наблюдение за тенью солнцем – песочные часы.

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей.

2. Подбор материалов и помощь в оформлении уголка экспериментирования

3. Консультации:

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Научите ребенка любить живую природу»,

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Экспериментируем дома».

4. Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях

Ожидаемые результаты

1. Приобретение у детей нового опыта в экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Расширение кругозора и мыслительной деятельности детей.

3. Повышение интереса родителей к познавательным занятиям с детьми.

4. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

5. Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

6. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

7. Рост уровня любознательности, наблюдательности.

8. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.

9. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Слабые стороны - недостаточное обеспечение оборудованием для проведения индивидуальных экспериментов.

Перспектива - продолжить работу по развитию исследовательской активности в школьный период.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» - В. А. Сухомлинский.

Литература:

1. Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

2. Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».

3. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

4. Менщикова Л. И. «Экспериментальная деятельность детей 6 -7 лет – Волгоград: Учитель, 2009г.

5. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ.

Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 21:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД