Ряполова Елена
Проект по познавательному развитию «Волшебный мир геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго всем настроения! Все, заглянувшие ко мне на страничку согласятся, что для дошколят обогащение познавательного опыта очень важно для общего гармоничного развития. С этой целью мы с ребятами решили подготовить и реализовать проект "Волшебный мир геометрических фигур". У моих подготовишек уже достаточно накоплено представлений о геометрических фигурах, а хотелось поспособствовать их использованию в повседневных самостоятельных играх; познакомить с геометрическими телами, показать, что математика может быть веселой, интересной, занимательной.
Публикация «Проект по познавательному развитию „Волшебный мир геометрических фигур“» размещена в разделах
ПРОБЛЕМА:
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Геометрия для детей – это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов. Все это способствует выработке у детей умений преобразовывать фигуры, формирует у них интерес к различным построениям. Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: геометрия имеет большое значение для развития пространственного мышления и воображения детей, их способности видеть мир в целостных образах.
ЦЕЛЬ:
Повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур и линий во взаимосвязи с предметами ближайшего окружения; развитие творческих способностей при моделировании фигур.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
формировать представления о геометрических телах (куб, шар, цилиндр, конус, параллелепипед, пирамида);
познакомить с понятием многоугольники;
накапливать запас геометрических представлений и понятий;
систематизировать и обобщить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, четырехугольник); учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, классифицировать предметы по общим качествам (форма, цвет, размер);
упражнять в умении составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
Развивающие:
развивать конструктивные навыки, умения преобразовывать один математический объект в другой, познавательный интерес;
развивать приёмы умственной деятельности, память, внимание, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности.
Воспитательные:
воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного
процесса.
воспитывать ответственность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Выставка рисунков «Картина из геометрических фигур».
Изготовление планшета «Геометрик».
Изготовление альбомов «Фигуры из палочек», «Волшебный мир геометрических фигур».
Создание мини-музея «Веселая геометрия».
Математический досуг «Путешествие с геометрическими фигурами».
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПЕДАГОГ:
НОД: «Многоугольники. Прямая, луч, отрезок», «Путешествие геометрических фигур».
Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Что мы знаем о геометрических фигурах».
Продуктивная деятельность: рисование «Картина из геометрических фигур», «Робот»; конструирование из бумаги «Кубик», «Елочка», «Лягушка», аппликация «Веселый клоун», лепка «Морские джунгли».
Творческое рассказывание: «Придумай сказку о квадрате», «На что похож круг».
Чтение художественной литературы: Кожевникова А. Ю. «Учим формы предметов», Углицких А. «Обратиться к вам я рад», Мажирина Н. «Ромб – фигура не простая», «Геометрические фигуры», «Формы предметов: Треугольник, Квадрат, Круг, Овал, Конус, Куб, Цилиндр, Шар», Е. Французова «Я видел картину», сказки: «У солнышка в гостях», «Сказка о бароне Квадрате», «Спор геометрических фигур», «Про Петю и геометрические фигуры».
Прослушивание музыкальных произведений: Непоседы «Песенка о
геометрических фигурах», АБВГДйка «Геометрические фигуры»,
Железновы «Мы кружок нарисовали».
Просмотр мультфильмов: «Веселая мозаика», «Приключения Точки и
Карандаша в стране Геометрии», «Волшебная геометрия. Капуки Кануки».
Чтение загадок о геометрических фигурах.
ИГРЫ:
Дидактические: «Назови одним словом», «Подбери по величине», «Чудесный мешочек», «Узнай по форме», «Кто больше увидит?», «Мастерим геометрические фигуры», «Посмотри вокруг», «Нарисуй квадрат», «Линии и точки», «Собери бусы».
Настольно-печатные: «Разрезные картинки», «Играем с палочками», «Волшебный мир геометрических фигур», «Логические домики», лото «Цвет и форма».
Сюжетно-ролевые: «Школа», «Детский сад», «Магазин», «Почта».
Игровые ситуации: «Поможем Незнайке», «Подскажи Петрушке дорогу».
Подвижные: «Найди свой дом», «Ходят стрелочки по кругу», «Собери башню», «Живые фигуры», «Поезд», «Тропинки»
Пальчиковые: «Я рисую на песке», «Будем пальчики считать и фигуры называть».
Комплекс упражнений: «Веселые фигуры».
ТРУД :
изготовление геометрических фигур из различных материалов.
ДЕТИ.
В ходе образовательной деятельности дети расширяют свои представления о геометрических фигурах.
В совместной деятельности дети вместе с педагогом участвуют в разного вида играх, беседах, разучивают стихи, слушают и обсуждают рассказы, сказки по данной теме.
В исследовательской деятельности дети наблюдают за действиями друг друга и анализируют их, предлагают свою модель поведения.
РОДИТЕЛИ:
Консультация: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами»; «Математика – это интересно».
Информация в родительский уголок: «Логические игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Геоконт»».
Памятка: «Геометрические тела»
Совместное творчество: изготовление экспонатов для мини-музея «Веселая геометрия»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ДЕТИ:
анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
владеют приемами построения и перестроения из палочек;
умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
овладели определенной системой познавательно – исследовательских знаний;
придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
РОДИТЕЛИ:
обогащение детско-родительские отношений опытом совместной творческой деятельности;
заинтересованность родителей в достижениях своих детей по данной теме;
Овладение необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка;
повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы и детей;
укрепление партнерских отношений между педагогом и родителями.
ПЕДАГОГ:
создание в группе необходимых условия реализации проекта;
обогащение развивающей предметно-пространственной среды по формированию у дошкольников целостного представления о геометрических фигурах
создание папки с художественной литературой по теме проекта.