Елена Гавриленко
Проект по правовому воспитанию «Правовой ликбез»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Правовой ликбез»
Актуальность темы проекта
Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребёнка. Необходимо приучать дошкольников соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу, знать свои права и уметь уважать права других людей. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Обладание правами даёт ребёнку возможность само реализоваться, раскрыться как личности. Что знают дети о своих правах?
Публикация «Проект по правовому воспитанию „Правовой ликбез“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Данный проект призван систематизировать знания детей и их родителей основных прав и обязанностей (в доступной форме, с привлечением наглядного материала).
Цели и задачи проекта :
Цель проекта : Формирование у детей правовой компетентности, понимание и осознание своих прав и свобод, на основе Конвенции ООН о правах ребёнка.
Задачи проекта :
1. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребёнок – Семья – Социум»;
2. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
4. Формировать чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово, осознания своих прав и свобод;
5. Активизировать словарь ребёнка в связи с расширением его кругозора;
6. Воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к достоинству и личным правам другого человека.
7. Отработать систему повышения уровня правовой культуры родителей и приобщить к участию в жизни д/сада, через реализацию проекта «Правовой ликбез».
Вид проекта : информационно – практический.
Участники проекта : дети подготовительной группы и их родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : сентябрь – май.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта; изучение и анализ научно-популярной и художественной литературы для детей; наблюдения, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые). Подбор иллюстраций, дидактических игр.
Консультация для родителей «Роль семьи в правовом воспитании ребенка».
2 этап – основной:
Беседы: «Какой он, воспитанный человек?», «Что такое праздник?», «как играть веселее одному или с ….?», «Какие бывают поступки?», «Как можно знакомиться?», «Расскажи о своей любимой игрушке (игре, занятии и другое)».
Чтение стихов, пословиц, сказок, мораль которых формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм :
Право на жизнь и свободу : «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».
Право на медицинское обслуживание: «Айболит» К. И. Чуковский.
Право на жизнь и свободу выбора: русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.
Право на личное имущество, защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Право на неприкосновенность жилища и имущества: В. С. Михалков «Три поросёнка», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», Н. Носов «Огурцы».
Право свободно передвигаться и выбирать место жительства: В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница», А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка».
Право на труд : русская народная сказка «Репка».
Право искать убежище от преследования в др. странах: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу: «Лягушка-путешественница».
Право на свободное мнение и уважение другого: М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».
Игры и тренинги:
«Семья – 7 Я!», «Маленькие дизайнеры», «Ласковые имена», «Разноцветный букет», «Комплименты», «Семейный альбом», «Солнечный зайчик», «Пирамида Любви», «Согласование действий».
«Свеча», «Придумай для других хорошие слова», «По мотивам сказки Кот, Лиса и Петух», «Удиви товарища», «Встреча гостей и хозяев», «Ссора», «Как вести себя при прощании».
Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей :
«Обратись по имени». ПС, : закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя.
«Я имею право…» ПС. : дать правовые знания.
«Я не должен…» ПС. : разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
«Кто права нарушил?» ПС. : учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
«Колобок» ПС. : развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.
Спортивные игры:
«Карусели», «Русские горки», «Хлибчик», «Кулачки и ладошки» и «Найди пару».
Познавательная деятельность
НОД
«Учимся сотрудничать» ПС. : формировать навыки коллективной деятельности; воспитывать умение считаться с мнением и интересами других, справедливо разрешать споры и конфликты; помочь детям осознать и принять правило : «мы дружные ребята, не ссоримся, радуемся успехам товарища».
«Ты скажи мне, как тебя зовут?» ПС. : познакомить детей с правом каждого человека на имя; дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.
«Где эта улица, где этот дом?» ПС, : закрепить знание детьми своего домашнего адреса; помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой домашний адрес.
«Большая семья». ПС. : закрепить знания детей о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.
«Игралочка – чудесная страна». ПС. : познакомить детей с правом каждого ребенка на игру, расширять представления о важности периода детства, закрепить знания об их правах и обязанностях.
«Мой детский сад». ПС. : уточнить знания детей о праве каждого человека на образование, помочь понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование чрезвычайно важно и интересно.
«Мое свободное время». ПС. : формировать у детей представление о свободном времени и его использовании. Помочь ребятам осознать свое право на отдых.
«Мой уголок». ПС. : дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого человека нужны хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта. Подвести детей к пониманию того, что дом, одежда, игрушки необходимы детям так же и для осуществления их прав на уединение и собственность.
«Мое любимое занятие». ПС. : познакомить детей с правом каждого ребенка на выбор любимого занятия. Развивать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.
«Кто где живет». ПС. : познакомить детей с разными странами и народами.
Литература: С. Козлова «Мы имеем право».
Продуктивная деятельность.
Тематика по изобразительной деятельности: «Автопортрет», «Портрет друга», «Любимый герой», «Мой дом», «Мой любимый уголок».
3 этап – заключительный:
Оформление выставки детских работ «Портрет друга», фотоальбома «Мы – друзья»;
Изготовление лепбука «Мои права и обязанности»;
Театрализованное представление «Мы тоже имеем права». Литература: С. Козлова «Мы имеем право» стр 175.