Приложение МААМ

Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов (3 фото)

Номеровская Анастасия Викторовна
Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства. Такой педагог за 15-20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом, широкой ориентировкой в своей области; педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.

Публикация «Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов» размещена в разделах

Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т. е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания. Под этим понятием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Нужно отметить, что выгорание очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, «негативистами» и пессимистами; и они, взаимодействуя на работе с другими людьми, могут быстро превратить целый коллектив в собрание «выгорающих». Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

Краткая аннотация проекта

С целью предупреждения профессионального выгорания и сохранения здоровья педагогов в МАДОУ «Детский сад № 276» был разработан и успешно реализован краткосрочный Проект, который рассчитан на 1 недели, реализован со 25 апреля по 29 апреля 2022 года.

В рамках данного проекта проведены различные тематические мероприятия.

С 25 по 29 апреля 2022 года в образовательном учреждении прошла Неделя психологии. Каждый день Недели имеет свою тему, плавно вытекающую из темы предыдущего дня, девиз, задачи и средства реализации, связанные с основной идеей. В течение недели проводятся разнообразные мероприятия для всех категорий целевой аудитории (детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ, что расширяет содержание работы и увеличивает эффективность средств воздействия и взаимодействия. Некоторые дни носят информационный и рекомендательно-стимулирующий характер, другие – системно-деятельностный.

Рефлексия обеспечивается через «Забор психологической разгрузки и дерево пожеланий» и путем свободного обмена мнениями.

Психологический тренинг «День психологической разгрузки» нацелен на:

• Формирование благоприятного психологического климата;

• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

Профилактика профессионального выгорания;

• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

• Снятие эмоционального напряжения.

Реализация проекта начинается с диагностической деятельности. Анкетирование «Микроклимат в педагогическом коллективе» — полученные в ходе анкетирования (см. в приложении 1,2, 3) данные позволяют определить результативность Недели психологии.

В описательной части представлены материалы диагностического исследования по методикам Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева: тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (приложение 1); тест для опытного воспитателя для определения эффективности его работы (приложение 2).

Отработанная тренинговая программа профилактики, реализованная в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов МАДОУ «Детский сад №276».

Актуальность проблемы. Безусловно, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в больше мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает сильное влияние на характер профессионального общения педагога.

Для детского сада проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. На наш взгляд существуют проблемы оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от продуктов своего труда. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания :

• эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой)

• редукция профессиональных достижений педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).

Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в воспитательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь – педагоги. О психологическом здоровье педагогов говориться очень мало, а еще меньше уделяется внимания профилактике эмоционального выгорания.

Идея проекта. В связи с этим организация по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Сознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самосуществования в профессиональном труде, т. е. повышение уровня профессионального самосознания.

Что участие в проекте даст его участникам. В ходе реализации проекта педагоги детского сада приобретают знания и умения управления своим эмоциональным состоянием с помощью способов саморегуляции, у них формируется стрессоустойчивость.

Цель и задачи проекта :

Целью проекта является предупреждение возникновения и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Провести диагностическое исследование по выявлению уровней выраженности фаз эмоционального выгорания педагогов детского сада, обработать и проанализировать результаты.

2. Формирование у педагогов позитивного отношения к работе; повышение мотивации к профессиональной деятельности.

3. Гармонизация взаимоотношений между коллегами.

4. Разработать комплекс мероприятий и рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания. Предоставлять необходимую информацию для выбора собственных стратегий поведения, позволяющих сохранять профессиональное здоровье.

5. Корректировать у педагогов неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы.

Гипотеза проекта заключалась в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания позволит :

1. Качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность).

2. Развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.

Участники проекта : члены администрации ДОУ, 20 воспитателей, 2 музыкального руководителя, 1 инструктора по физической культуре, специалисты узкой направленности. Средний стаж работы – 10 лет, средний возраст – 30 лет.

Ожидаемый результат от реализации проекта – это дружная, сплоченная, работоспособная и конкурентоспособная команда педагогов.

Реализация проекта.

На первом этапе, цель которого была формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено:

• Первичная и повторная диагностика по методике «Цветовой тест Люшера» на установление зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущем психологическим состоянием (см. Приложение 1)

• Диагностическое исследование по методикам Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева: тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости; тест для опытного воспитателя для определения эффективности его работы (см. Приложение 2).

• Диагностическое исследование по методикам Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева: тест для опытного воспитателя для определения эффективности его работы (см. Приложение 3).

• Тренинг «День психологической разгрузки» (см. Приложение 4).

• Игра для педагогов «Тайный друг» (см. Приложение 5).

Так как наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности, на втором этапе была поставлена цель: развитие профессиональных качеств, совершенствование социально-психологической культуры.

На втором этапе были проведены:

• Оформление приемных для родителей и педагогов «Забор психологической разгрузки», «Дерево пожеланий».

• Тренинг «День психологической разгрузки».

• Проведение Недели психологии.

• Релаксационное занятие направленное на расслабление и познания себя через музыку

• Проведена игра Игра «Тайный друг» способствует психологической разгрузки, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержке.

• Психологом детского сада оформлена стендовая консультация «Слагаемые профессионального имиджа воспитателя МАДОУ», где подробно рассмотрены основные составляющие имиджа воспитателя.

Выводы по реализации проекта.

1. Предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими ситуациями подтвердились: в результате диагностики на определение педагогической стрессоустойчивости воспитателей был выявлен педагог с наличием уже сформированного синдрома, 1 педагог – с синдромами в различных стадиях формирования. У 80% молодых педагогов сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать, «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет учиться у более опытных коллег и успешно работать по выбранной специальности. Стрессоустойчивость – нормальная.

2. Тестирование опытных педагогов на определение эффективности работы, проработавших по специальности более 10 лет. Педагоги в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно — развивающей и культурно – просветительской функции воспитателя, обладают собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

3. В экспресс оценке эмоционального выгорания в коллективе приняло участие 25 человек. Первичная экспресс оценка выгорания педагогов показала :

• лишь 72% опрашиваемых синдром выгорания не грозит;

• 28% педагогам необходимо взять отпуск, отключится от рабочих дел;

• нулевые показатели – желание участников сменить работу, либо переменить стиль жизни. На сегодняшний день ни один из педагогов серьезно не подвержен влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Необходимо отметить, отработанная тренинговая программа профилактики, реализованная в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов МАДОУ «Детский сад №276».

• Вторичное диагностирование педагогов по экспресс оценке выгорания :

• 80% опрашиваемых синдром выгорания не грозит;

• 200% педагогам необходимо взять отпуск, отключится от рабочих дел;

• нулевые показатели – желание участников сменить работу, либо переменить стиль жизни. На сегодняшний день ни один из педагогов серьезно не подвержен влиянию синдрома эмоционального выгорания.

4. Получение информации о текущем психологическом состоянии проводилось в два этапа: первичный и вторичный. Интерпретация диагностики по методике «Цветовой тест Люшера» показали следующие результаты: доминирующие цвета выборов – зеленый (первичная обработка — (38%); вторичная – (36%); желтый (первичная обработка — (35%); вторичная – (44%). Желтый цвет говорит о способности человека принимать и обрабатывать значительный объем информации. Люди, использующие желтый цвет, любознательные и ищущие. Обычно это педагоги, воспитатели, специалисты. Гармоничное расположение желтого встречается у людей самостоятельных, ответственных, выдержанных, дипломатичных, в меру тщеславных. Зеленый цвет наделен природными качествами к самокоррекции. Он проницателен, склонен к сотрудничеству, эмоционально отзывчив, способен выслушать и понять собеседника. Хочется отметить, что такие цвета как черный, коричневый и серый в нашем коллективе как в первичном так и вторичном выборе встречаются у (1%) педагогов и это очень радует.

5. Отработанная тренинговая программа профилактики, реализованная в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов МАДОУ «Детский сад №276».

Заключение

Резюмируя результаты проведенной работы, хотелось бы отметить, что польза от данных мероприятий бесспорна: они не только способствуют снижению эффекта эмоционального выгорания в деятельности педагогов, но и формируют условия для создания благоприятного климата в коллективе в целом.

Проведение в рамках Недели психологии мероприятий, направленных на взаимодействие с педагогами, создает условие для доверительных отношений в коллективе, активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой, предупреждения создания стрессовых ситуаций. Кроме того, участие и в тренингах, и в конкурсе в дальнейшем открывает возможности для свободного мышления, творчества, что в свою очередь позволяет педагогам создавать психологический комфорт в детском коллективе и стимулировать воспитанников на хорошие результаты.

Перспективы совершенствования результатов проекта :

1. На уровне ДОУ: дальнейшая работа в ДОУ по профилактике профессионального эмоционального выгорания, индивидуальная работа.

2. На уровне города: обмен опытом по теме. Представление опыта работы по профилактике выгорания педагогов в форме проекта с практическими рекомендациями специалистов психологической службы в вопросах организации работы по профилактике выгорания педагогов.

3. В конце сентября 2022 года будет пролонгирована работа ДОУ по данному направлению «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов» конкурсом педагогического мастерства «Супер-педагог», который будет приурочен к профессиональному празднику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ — 2004 №4

2. Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог. 2003. №43

3. Кряжева Л. Журнал «Управление ДОУ №4-2004 «Эмоциональное выгорание у воспитателей».

4. Справочник педагога – психолога. Детский сад.

5. Столяренко Л. Д. Самыгин С. И. Психология и педагогика. М. 1999 г.

6. Интернет ресурсы.

Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов
Фото №1 Публикация Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов размещена в разделах ЗОЖ здоровье Фото №2 Все о здоровье для детей ЗОЖ здоровье

Весь коллектив с удовольствием участвовал в психологической игре, всем хотелось поделиться своим внимание и заботой со своими коллегами. Педагоги с нетерпением ждали вручения писем. Им было приятно держать в руках листки бумаги, в которые вложены частички души их коллег. Они получили массу положительных эмоций.

Много писем было адресовано педагогам, которые сейчас находятся на больничном. Коллеги их поддержали приятными и добрыми пожеланиями.

Публикации по теме:

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов
Опубликовано: 5 октября 2022 в 09:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Номеровская Анастасия Викторовна (УИ 2408434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД