Получи документы

Проект по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья «Мириада»

Альфиза Шамсутдинова
Проект по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья «Мириада»
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Публикация «Проект по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья „Мириада“» размещена в разделах

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Впервые внимание на эту проблему направил выдающийся чешский педагог, основоположник педагогической науки, Я. А. Коменский (1592-1670). Он рассматривал умственное воспитание, как важнейшее средство формирования личности ребенка. Необходимым условием умственного развития, на его взгляд, является развитие чувственных основ мышления: познание начинается с ощущения, ощущения передает памяти образы действительности, которая хранит их в течение всей жизни. Начинать обучение он рекомендовал не со словесного объяснения о вещи, а из реального наблюдения за ней. В процессе умственного воспитания важную роль играют ощущения и представления, мысли и слова, речь и действия. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках".

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.

Ведущую роль сенсорики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.

Большую роль мышечные ощущения играют в формировании второй сигнальной системы (т. е. речи). Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорного образования подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое.

Одной из причин сенсорной депривации недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и др.) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, графопостроения, изготовления поделок, повторении движений за инструктором по физической культуре, танцам и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.

Признаки нарушения сенсорной интеграции представлены в приложении 1

Для современных детей характерны более поздние сроки становления сенсорных функций, так как многие родители не имеют необходимых знаний и навыков для сенсорного воспитания ребёнка. Часто запрещая детям трогать, бегать, лазать не только на улице, но даже дома. Дети очень часто сидят за телевизором и компьютером.

Ещё одной причиной является то, что многие педагоги под «сенсорным развитием детей» понимают узнавание и соотнесение цвета, фигур, величины. В их плотном графике работы не хватает достаточного времени для индивидуального подхода и корректной помощи каждому ребёнку.

Сделав, анализ проблем в нашем детском саду было выявлено, что и в нашем детском саду тоже много детей с различными нарушениями:

дети со статусом ОВЗ

около -O- детей с различными нарушениями речи

-O-? детей с нарушениями крупной и мелкой моторики и координации движений

дети с эмоциональными нарушениями (активные, тревожные, раскачивающиеся на стуле и т. д.) (%)

Исходя из выше сказанного, я задумала организовать в детском саду светлую сенсорную комнату для развития сенсорной интеграции (врожденных реакции организма на сигналы, полученные от рецепторов) у детей.

Светлая сенсорная комната – это окружение, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. В таких комнатах главная задача –наполнить сенсорные ощущения детей. Комната наполнена тактильными дорожками и панелями, массажные и фиброэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы. Все это оборудование просто необходимо для того, чтобы активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, в этих условиях прекрасно развивается регулирование процессов возбуждения и торможения.

Для реализации данной цели мной были определены следующие задачи:

Для детей:

1. Развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения посредствам стимуляции мозговой активности в условиях полимодальной окружающей среды.

Для психолога:

1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей.

2. Пополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей.

3. Разработать план мероприятий по созданию сенсорной комнаты.

4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты;

Для родителей:

1. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей в вопросах сенсорного развития и воспитания детей.

Для педагогов:

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах сенсорного развития.

3. Разработать картотеку сенсорных игр для работы в группах.

Ресурсы проекта :

Кадровые: педагог-психолог, старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели;

Нормативно-правовые ресурсы: ФГОС ДО, Закон "Об образовании" с дополнениями и изменениями, Конвенция о правах ребенка ООН, Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Информационные ресурсы: теоритическая и практическая литература по организации сенсорной комнаты в условиях ДОУ для детей с том числе и детей с ОВЗ

Материально-технические: помещение для организации сенсорной комнаты, компьютерная техника с выходом в интернет - сеть, оборудование сенсорной комнаты (световой песочный стол, мягкие модули, сенсорные игрушки).

План реализации проекта представлен на слайде

Ожидаемые результаты:

1. Создана современная инновационная предметно – развивающая среда в специально подготовленном помещении (сенсорная комната со специальным оборудованием).

2. Разработана система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.

3. В ходе реализации проекта педагоги повысят свой профессиональный уровень в вопросах сенсорной интеграции.

4. Укрепление материально – технической базы ДОУ.

5. Повысился уровень родительской компетентности в вопросах сенсорного развития.

Перспективы развития проекта.

Сенсорная комната – это один из самых эффективных инструментов в работе педагога-психолога. Осуществлять коррекционную деятельность с помощью нее становится намного легче, а само коррекционное влияние несет наибольшую пользу и продуктивность. Кроме того с созданием сенсорной комнаты открываются перспективы и возможности реализации дальнейшей проектной деятельности. Так как с помощью сенсорной комнаты можно работать не только с детьми, но и со взрослыми, то в перспективе уже лежит создание проекта по профилактике профессионального выгорания у педагогов детского сада, а также по оптимизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Прогноз возможных негативных последствий. Мы предполагаем следующие возможные трудности и пути преодоления их:

Для того чтобы избежать подобного положения дел, следует тщательно продумать содержание занятий, в работе с каждым конкретным ребенком ориентироваться на его индивидуальные особенности, настроение, состояние здоровья. Также для успешности осуществления коррекционной деятельности очень важно тесно сотрудничать с родителями каждого ребенка, так как родители могут дать важную информацию о прошлом ребенка, сообщить об изменениях в поведении и состоянии ребенка в ходе коррекционной деятельности. Важно, чтобы каждый родитель был в курсе того, каким образом совершается коррекционно-развивающее влияние, видел продукты деятельности своего ребенка (рисунки, поделки, и по возможности принимал непосредственное участие в коррекционных занятиях со своим ребенком. Это повысит уровень ответственности родителя за развитие своего ребенка, а следовательно увеличит эффективность деятельности.

Интернет – ресурсы

Список использованной литературы:

1. https://docviewer.yandex.ru/view/101320567/?page=22&*=axoh71PDo2IdHsyJac8hs3zBWbZ7In VybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVGMTBuYmlNWlMyek9ia HRtUU1qc1JlQk9taXhXa2dWQzdXQUtPajhWbWZtN05uR2RrbkN4WmF6eXlfaTlKSkZTLWM 0akxzQWthdHVVWUJJTkFabmo2Sy00bmhyMDduV0xveWF4U29fQ245RG1WMFNsbllGNW9 nLW5aVnFSWXNkWGc9PT9zaWduPWRqTHRic0RMdDJCNlBfM0V2R3pHc1VGa0xNMDBE RG1sS0JYSU1JcEZuRXc9IiwidGl0bGUiOiIxNDg5NzM3ODY5LmRvY3giLCJub2lmcmFtZSI6Z mFsc2UsInVpZCI6IjEwMTMyMDU2NyIsInRzIjoxNTg3NTY1MTI2OTU1LCJ5dSI6IjY1MDQy NDA4NjE1ODY2MjU3NjgifQ%3D%3D

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/11/sozdanie-sensornoy-komnaty

3. https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-sensornaja-komnata-v-razviti-detei-doshkolnogo- vozrasta.html

4. https://sad265.ru/vizitka-dou/kraevoj-konkurs-detskij-sad-altaya-v-2017-godu/komnata- chudes/proekt-komnata-chudes-avtor-sostavitel-pedagog-psikholog-kharitonova-l-s.html

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Автор публикации:
Проект по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья «Мириада»
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 18:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья «Мириада»» (включая файлы) размещена пользователем Альфиза Шамсутдинова (УИ 24998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД