Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста

наташа рожнева
Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 комбинированного вида»

Проект по развитию графомоторных навыков

у детей раннего возраста.

Разработчик: воспитатель

Рожнева Н. А.

Тема: «Весёлые дорожки»

Тип проекта: практико – ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации: с ноября по апрель

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Цель проекта: развивать у детей раннего возраста графомоторные навыки.

Задачи:

Для детей:Образовательные: формировать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать навыкиучебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Развивающие: развивать у детей умение правильно держать в руке карандаш, фломастер; развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие; развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, стремление доводить начатое до конца.

Для педагогов: повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития графомоторных умений детей раннего возраста.

Для родителей: вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на развитие графомоторных умений детей 2 – 3 лет.

Актуальность.

Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с хорошей развитой мелкой моторикой, как правило, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, обладает хорошо развитым вниманием, воображением, памятью.

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторике и зрительно –двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.

Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики.Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать,ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие грофомотрных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведение контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.

Планируемый результат: формирование у детей раннего возраста моторных навыков; развитие произвольности, памяти, воображения, логического мышления; развитие пространственных представлений; улучшение двигательной координации.

Этапы проекта:

1. Вводный (подготовительный):

- определение цели и задач;

- подбор методической литературы, пальчиковых игр;

- разработка перспективного плана;

- изготовление графомоторных трафаретов;

- разработка консультации, памяток для родителей.

2.Основной:

Реализация перспективного плана по проекту.

3.Заключительный:

Фотоотчет для родителей. Подведение итогов.

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Что дает пальчиковая гимнастика детям?»;

- памятка для родителей «Как правильно работать с графомоторными трафаретами».

Список используемой литература.

1. «Волшебныеобводилки», формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010 г.

2. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. – развиваем графические навыки. – Мой помощник – карандаш. –АСТ:Астрель: Академия развития, 2005.

3. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.Пальцы помогают говорить:коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.

4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль, 1998.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. –М. ,2002

6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – Спб., 2000.

Перспективный план:

Сроки реализации проекта Описание деятельности

с детьми Упражнений

с усложнением Описание деятельности

с родителями Оборудование

Ноябрь

Трафарет № 1. «Дождик»

Пальчиковая гимнастика №1 «Дождик» (Приложение №1)

Трафарет №5

«Косой дождик»

Трафарет №6

«Листопад»

Трафарет № 7

«Курочка и цыплята»

Трафарет № 8

«Цветы»

Консультация «Что дает пальчиковая гимнастика детям?». (Приложение №2) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет №2. «Цветы»

Пальчиковая гимнастика №2 «Апельсин»

(Приложение №1) - Памятка для родителей «Как правильно работать сграфомоторными трафаретами».

(Приложение 3) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Декабрь

Трафарет № 3. «Покорми животных»

Пальчиковая гимнастика №3 «Солнышко»

(Приложение №1) Задание на дом

Трафарет № 9

«Накорми зайку»

Памятка. п/г №3 «Солнышко». Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 4. «Забор»

Пальчиковая гимнастика №4 «Дом»

(Приложение №1) Задание на дом

Трафарет № 10

«Ниточки для шарика»

Памятка. п/г №4 «Дом»

Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Январь

Трафарет № 11. «Дорожки»

Пальчиковая гимнастика №5 «На шоссе» (Приложение №1)

Трафарет № 15 «Пройди по дорожке»

Трафарет № 16 «Дорожки»

Трафарет № 17 «Бабочка»

Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 12. «Покорми животных»

Пальчиковая гимнастика №6 «Пальчики»(Приложение №1) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № №18 «Накорми червячка»

Памятка. п/г №7 «Машина»

Февраль Трафарет № 13. «Дорожки»

Пальчиковая гимнастика №7 «Машина» (Приложение №1) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 14. «Положи подарок под елочку»

Пальчиковая гимнастика №8 «Снежок» (Приложение №1)

Трафарет № №19 «Дорожки»

Памятка. п/г №8 «Снежок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Март Трафарет № 20. «Круги»

Пальчиковая гимнастика №9 «Шарик» (Приложение №1)

Трафарет № 24 «Дорожки»

Трафарет № 25 «Спрячь рыбку»

Трафарет № 26 «Виноград» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 21. «Яблоки на дереве»

Пальчиковая гимнастика №10 «Мышка» (Приложение №1)

Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Апрель Трафарет № 22. «Шарики»

Пальчиковая гимнастика №11 «Паучок» (Приложение №1)

Трафарет № 27

«Шарики»

Памятка. п/г №11 «Паучок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 23. №4 «Волшебная картина»

Пальчиковая гимнастика №12 «Замок» (Приложение №1)

Трафарет № 28

«Волшебная картина»

Памятка. п/г №12 «Замок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Приложение 1

Картотека пальчиковых игр.

№1 «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей! (каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи! (изображать «брызги»)

Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)

Брызни в поле гуще: (изображать «брызги»)

Станет травка гуще! (скрестить ладоши, пальцы растопырены)

№2 «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин (детки образно разделяют апельсин на дольки).

Много нас, (малыши демонстрируют все десять пальчиков, что отражает слово «много»).

А он один. (дети иллюстрируют один любой пальчик).

Эта долька – для ежа. (во время всего перечисления загибаются пальцы левой руки).

Эта долька — для стрижа, эта долька — для утят.

Эта долька — для котят, эта долька — для бобра

А для волка – кожура. (эмитируются «бросательные» перемещения рук).

Он сердит на нас – беда! (дети зажимают две руки в кулачки и притягивают их к груди).

Разбегайтесь – кто куда! (девчонки и мальчишки «бегут» двумя пальчиками по твёрдой и плоской по-верхности).

№ 3 «Солнышко»

Солнышко, солнышко, погуляй у речки (шевелят пальцами обеих рук)

Солнышко, солнышко, разбросай колечки. (быстро сжимают и разжимают кулаки)

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. (делают хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернем. (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

№ 4 «Дом» Стук, стук, стук, раздается где-то сзвук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим)

Вот с такою крышей (ладошки над головой) Вот с такими стенами (ладошки около щечек)

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком (сцепили ручки)

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

Повертели, покрутили, постучали, и – открыли! (расцепили ручки).

№5 «На шоссе»

По шоссе спешат машины. (бегут по кругу, держа в руках воображаемый руль.)

- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины. (поворачиваются

И шипят со злом уже: и бегут по кругу

- Не спеш-ш-ши на вираже. в обратную сторону.)

Еж с мешком и посошком, по шоссе идет пешком. (наклоняются, левую руку заводят за спину, в пра-вой держат воображаемый посох, идут медленно по кругу.)

№6 «Пальчики»

Сжать пальцы руки. Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).

Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).

Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).

Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).

Этот пальчик – толстячок (открыть большой).

А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

№7 «Машина»

Едем, едем на машине, (имитируем движения рулем)

Нажимаем на педаль. (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)

Вправо, влево. Чистота! (наклоняют руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы — шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец руки)

№8 «Снежок»

Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок слепили.

(показываем, как лепили в ладошках)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим. (поднимаем руки вверх)

Два – поймаем. (прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)

Три – уроним. (опускаем руки вниз)

И… сломаем.

№9 «Шарик»

(сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик. (кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Он становится большой. (соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

№10 «Мышка»

Мышка в норку пробралась, (делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко)

«На заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

№11 «Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик)

Дождик с неба вдруг полил, (хлопок ладонями по столу/коленям)

Паучков на землю смыл. (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит)

Солнце стало пригревать, (делаем движения такие же, как и в самом начале)

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове)

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

№12 «Замок» Пальцы рук сцепить. На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад). Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь). Покрутили (повертеть). Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Приложение 2

Консультация для родителей «Что дает пальчиковая гимнастика детям?»

- способствует овладению навыками мелкой моторики пальцев рук; - помогает развивать речь у малышей; - повышает работоспособность коры головного мозга; - развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. - снимает тревожность.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, как формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика в стихотворной форме не только тренирует память, развивает речь, но и поднимает настроение.

Движение пальцев рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунк-турными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотвор-ное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика положительно воздействует еще и на здоровье ребенка.

Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных и др. игр. С по-мощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно и ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети.

Приложение 3

Памятка «Как правильно работать с графомоторными трафаретами».

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомотор-ных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров. Именно так тренируется нажим, плавность.

Шаг 1. Подготовить пальчики малыша к рисованию (пальчиковая гимнастика).

Шаг 2. Рассмотреть с ребенком графомоторный трафарет (восприятие контура или узора, найти с ма-лышом аналогии, на что он похож).

Шаг 3. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 4. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 5. Обводить рисунок на графомоторном трафарете.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Библиотека изображений:
  • Консультации, папки-передвижки
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 11:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. День рождения попкорна

22 января считается днем рождения попкорна. Именно в этот день в 1630 году вождь индейского племени Кводекуайн вручил британским колонистам необычный подарок. Это был мешок с местным лакомством, зернами...

22 января. Треугольный день на МААМ

Одной из основных геометрических фигур посвящается наш очередной тематический день. Это треугольник – который мы используем, когда рисуем крышу дома, пирамиду, горы, вулкан или ёлочку.


Горячие темочки