Папки-передвижки

Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста

наташа рожнева
Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 комбинированного вида»

Проект по развитию графомоторных навыков

у детей раннего возраста.

Разработчик: воспитатель

Рожнева Н. А.

Тема: «Весёлые дорожки»

Тип проекта : практико – ориентированный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Публикация «Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах

Срок реализации: с ноября по апрель

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Цель проекта : развивать у детей раннего возраста графомоторные навыки.

Задачи:

Для детей : Образовательные: формировать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Развивающие : развивать у детей умение правильно держать в руке карандаш, фломастер; развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие; развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, стремление доводить начатое до конца.

Для педагогов: повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития графомоторных умений детей раннего возраста.

Для родителей: вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на развитие графомоторных умений детей 2 – 3 лет.

Актуальность.

Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с хорошей развитой мелкой моторикой, как правило, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, обладает хорошо развитым вниманием, воображением, памятью.

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков : скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторике и зрительно – двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.

Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие грофомотрных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведение контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.

Планируемый результат: формирование у детей раннего возраста моторных навыков; развитие произвольности, памяти, воображения, логического мышления; развитие пространственных представлений; улучшение двигательной координации.

Этапы проекта :

1. Вводный (подготовительный) :

- определение цели и задач;

- подбор методической литературы, пальчиковых игр;

- разработка перспективного плана;

- изготовление графомоторных трафаретов;

- разработка консультации, памяток для родителей.

2. Основной:

Реализация перспективного плана по проекту.

3. Заключительный:

Фотоотчет для родителей. Подведение итогов.

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Что дает пальчиковая гимнастика детям?»;

- памятка для родителей «Как правильно работать с графомоторными трафаретами».

Список используемой литература.

1. «Волшебныеобводилки», формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М. : Генезис, 2010 г.

2. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. – развиваем графические навыки. – Мой помощник – карандаш. – АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.

3. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить:коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.

4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль, 1998.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. –М. ,2002

6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – Спб., 2000.

Перспективный план:

Сроки реализации проекта Описание деятельности

с детьми Упражнений

с усложнением Описание деятельности

с родителями Оборудование

Ноябрь

Трафарет № 1. «Дождик»

Пальчиковая гимнастика №1 «Дождик» (Приложение №1)

Трафарет №5

«Косой дождик»

Трафарет №6

«Листопад»

Трафарет № 7

«Курочка и цыплята»

Трафарет № 8

«Цветы»

Консультация «Что дает пальчиковая гимнастика детям?». (Приложение №2) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет №2. «Цветы»

Пальчиковая гимнастика №2 «Апельсин»

(Приложение №1) - Памятка для родителей «Как правильно работать сграфомоторными трафаретами».

(Приложение 3) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Декабрь

Трафарет № 3. «Покорми животных»

Пальчиковая гимнастика №3 «Солнышко»

(Приложение №1) Задание на дом

Трафарет № 9

«Накорми зайку»

Памятка. п/г №3 «Солнышко». Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 4. «Забор»

Пальчиковая гимнастика №4 «Дом»

(Приложение №1) Задание на дом

Трафарет № 10

«Ниточки для шарика»

Памятка. п/г №4 «Дом»

Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Январь

Трафарет № 11. «Дорожки»

Пальчиковая гимнастика №5 «На шоссе» (Приложение №1)

Трафарет № 15 «Пройди по дорожке»

Трафарет № 16 «Дорожки»

Трафарет № 17 «Бабочка»

Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 12. «Покорми животных»

Пальчиковая гимнастика №6 «Пальчики»(Приложение №1) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № №18 «Накорми червячка»

Памятка. п/г №7 «Машина»

Февраль Трафарет № 13. «Дорожки»

Пальчиковая гимнастика №7 «Машина» (Приложение №1) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 14. «Положи подарок под елочку»

Пальчиковая гимнастика №8 «Снежок» (Приложение №1)

Трафарет № №19 «Дорожки»

Памятка. п/г №8 «Снежок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Март Трафарет № 20. «Круги»

Пальчиковая гимнастика №9 «Шарик» (Приложение №1)

Трафарет № 24 «Дорожки»

Трафарет № 25 «Спрячь рыбку»

Трафарет № 26 «Виноград» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 21. «Яблоки на дереве»

Пальчиковая гимнастика №10 «Мышка» (Приложение №1)

Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Апрель Трафарет № 22. «Шарики»

Пальчиковая гимнастика №11 «Паучок» (Приложение №1)

Трафарет № 27

«Шарики»

Памятка. п/г №11 «Паучок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Трафарет № 23. №4 «Волшебная картина»

Пальчиковая гимнастика №12 «Замок» (Приложение №1)

Трафарет № 28

«Волшебная картина»

Памятка. п/г №12 «Замок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш

Приложение 1

Картотека пальчиковых игр.

№1 «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей! (каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи! (изображать «брызги»)

Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)

Брызни в поле гуще: (изображать «брызги»)

Станет травка гуще! (скрестить ладоши, пальцы растопырены)

№2 «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин (детки образно разделяют апельсин на дольки).

Много нас, (малыши демонстрируют все десять пальчиков, что отражает слово «много»).

А он один. (дети иллюстрируют один любой пальчик).

Эта долька – для ежа. (во время всего перечисления загибаются пальцы левой руки).

Эта долька — для стрижа, эта долька — для утят.

Эта долька — для котят, эта долька — для бобра

А для волка – кожура. (эмитируются «бросательные» перемещения рук).

Он сердит на нас – беда! (дети зажимают две руки в кулачки и притягивают их к груди).

Разбегайтесь – кто куда! (девчонки и мальчишки «бегут» двумя пальчиками по твёрдой и плоской по-верхности).

№ 3 «Солнышко»

Солнышко, солнышко, погуляй у речки (шевелят пальцами обеих рук)

Солнышко, солнышко, разбросай колечки. (быстро сжимают и разжимают кулаки)

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. (делают хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернем. (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

№ 4 «Дом» Стук, стук, стук, раздается где-то сзвук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим)

Вот с такою крышей (ладошки над головой) Вот с такими стенами (ладошки около щечек)

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком (сцепили ручки)

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

Повертели, покрутили, постучали, и – открыли! (расцепили ручки).

№5 «На шоссе»

По шоссе спешат машины. (бегут по кругу, держа в руках воображаемый руль.)

- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины. (поворачиваются

И шипят со злом уже: и бегут по кругу

- Не спеш-ш-ши на вираже. в обратную сторону.)

Еж с мешком и посошком, по шоссе идет пешком. (наклоняются, левую руку заводят за спину, в пра-вой держат воображаемый посох, идут медленно по кругу.)

№6 «Пальчики»

Сжать пальцы руки. Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).

Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).

Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).

Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).

Этот пальчик – толстячок (открыть большой).

А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

№7 «Машина»

Едем, едем на машине, (имитируем движения рулем)

Нажимаем на педаль. (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)

Вправо, влево. Чистота! (наклоняют руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы — шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец руки)

№8 «Снежок»

Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок слепили.

(показываем, как лепили в ладошках)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим. (поднимаем руки вверх)

Два – поймаем. (прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)

Три – уроним. (опускаем руки вниз)

И… сломаем.

№9 «Шарик»

(сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик. (кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Он становится большой. (соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

№10 «Мышка»

Мышка в норку пробралась, (делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко)

«На заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

№11 «Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик)

Дождик с неба вдруг полил, (хлопок ладонями по столу/коленям)

Паучков на землю смыл. (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит)

Солнце стало пригревать, (делаем движения такие же, как и в самом начале)

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове)

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

№12 «Замок» Пальцы рук сцепить. На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад). Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь). Покрутили (повертеть). Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Приложение 2

Консультация для родителей «Что дает пальчиковая гимнастика детям?»

- способствует овладению навыками мелкой моторики пальцев рук; - помогает развивать речь у малышей; - повышает работоспособность коры головного мозга; - развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. - снимает тревожность.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, как формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика в стихотворной форме не только тренирует память, развивает речь, но и поднимает настроение.

Движение пальцев рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунк-турными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотвор-ное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика положительно воздействует еще и на здоровье ребенка.

Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных и др. игр. С по-мощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно и ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети.

Приложение 3

Памятка «Как правильно работать с графомоторными трафаретами».

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомотор-ных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров. Именно так тренируется нажим, плавность.

Шаг 1. Подготовить пальчики малыша к рисованию (пальчиковая гимнастика).

Шаг 2. Рассмотреть с ребенком графомоторный трафарет (восприятие контура или узора, найти с ма-лышом аналогии, на что он похож).

Шаг 3. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 4. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 5. Обводить рисунок на графомоторном трафарете.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица»Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так.

Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет)Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет) В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется,что этот метод работы является очень эффективным в работе.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 11:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем наташа рожнева (УИ 964531) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД