Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Светлана Баркова
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры.

Вид проекта: интегративный, коммуникационный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2015г. -май 2016г.)

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель: Повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Актуальность К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.

Задачи:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;

3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;

развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

• практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности;

• формировать умение оценивать работу товарища;

• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;

развивать литературную речь.

Образовательная область «Здоровье»

развивать координацию речи с движением;

• формировать речевой выдох;

развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познание»

• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;

• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Этапы проекта:

1. Этап проектирования: изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

2. Практический этап:

• введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи,

• консультация с родителями,

• создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.

1. Заключительный этап:

• Сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,

• Заполнение карт наблюдения.

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Формы организации совместной деятельности

1. Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)

«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;

«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;

«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.

«Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

«Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

«Курочка-рябушечка»: Ход игры:

Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка»:

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-Пи – пи – пи – пи - пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

1. Активация словаря (декабрь-февраль)

«Гардероб для куклы Маши»: дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).

«Что лежит в лукошке?»: карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).

«Найди все круглое»: две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).

• Домино «Полезные машины»: сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).

«Чудесный мешочек»: на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).

«Кто что ест?»: карточки с домашними животными и с изображением корма, дети пдбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).

Игры с Куклой: «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме).

«Варежки»: две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).

«Что делает зайчик»: сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);

«Времена года» (лото): четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).

«Найди пару»: картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);

• Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).

«Домашние животные»: нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).

1. Развитие связанной речи (март-май)

«Один-много»: найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).

«Ласковые слова»: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Разговор по телефону»: в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);

«Магазин»: два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.). (Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);

«Кошкин дом»: Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.

«Что деревянное, что резиновое?»: предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).

«Далеко-близко»: определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).

«День рождения куклы Алёны»: описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).

«Новая кукла»: описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).

«Найди предмет по описанию»: выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).

«Когда это бывает?»: взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.)

Литература

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

3. Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

5. / Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактические игры по развитию речи в средней группе Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по развитию речи детей» Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход: ребенок.

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» В средней группе Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игрыСенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры Ни для кого ни секрет,что сенсорика, является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения,.

Сенсорное развитие детей через дидактические игрыСенсорное развитие детей через дидактические игры Сенсорное развитие детей через дидактические игры Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игрыСенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:04
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в современной жизни»
Проценты в современной жизни В современной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью просчитать сумму налога, пени, скидки на товар,...
Презентация «Учебное игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста...
Учебное игровое пособие для старших дошкольников «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС» 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление я хочу начать вот с этих...
Фотоотчет «В ожидании конкурса «Горница»
Завтра, 21 октября в Асбестовской детской музыкальной школе состоится первый открытый городской конкурс детского народного творчества "Горница" Цели: 1....
Фотозарисовка о посещении художественной галереи «Твоя история»
Недавно я посетила художественную галерея «Твоя история», который находится в жилом районе «Гармония» г. Михайловск. Этот город молодой и активно...
Мини-музей «Мишка Топтыжжа»
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. В этот важный для него период у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и представлений о...