Лучший педагог года

Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы

Анастасия Сюзева
Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы

Автор: Сюзева Анастасия Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад № 188 Нижний Тагил Свердловская область.

Тип проекта : Краткосрочный

Вид проекта : Творческий, познавательный, игровой.

Возрастная группа : 5-6 лет

Срок реализации:

4 недели.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель проекта :

Публикация «Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы» размещена в разделах

Создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

2. Осваивать умение пересказывать литературные произведения.

3. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Развивающие :

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

2. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

3. Способствовать развитию понимания литературного текста.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к устной форме речи.

2. Воспитывать желание проявлять сопереживание к героям литературных произведений.

Актуальность:

Одной из главных задач нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, связная, грамматически правильно построенная речь.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, в формировании социальных связей и детская художественная литература должна занимать лидирующее место в жизни ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2.6. ФГОС ДО) :

Речевое развитие включает :

• владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (п. 2.6. ФГОС ДО).

Полноценная реализация данных целей – формирование универсального общения ребенка в окружающем мире.

Учебно – методический комплекс:

* Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.

* «Детство» Программа развития и воспитания в детском саду. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Методические пособия к программе (Конспекты занятий, игры, досуги).

* Дополнительные вариативные пособия по обучению (Методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ», Конспекты по развитию речи «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Э. Г. Чурилова, «Формирование речевого творчества дошкольников» Е. Б. Танникова., В. А. Деркунская «Воспитываем, обучаем и развиваем детей в игре»

* Произведения художественной литературы («Хаврошечка» Обр. А. Н. Толстой, «Цветик – Семицветик» В. Катаев)

* ТРИЗ:

- «Чудесные вещи»

* Дидактические игра:

- «Закончи предложение»

* Интерактивные презентации к НОД:

- «Хаврошечка»

- «Цветик – семицветик»

* Сюжетно – ролевая игра:

- «Библиотека»

* Театрализованная игра:

- «Повтори позу».

Условия воспитательно – образовательной работы:

Речевая практика:

Занятия, игры, досуги

Речевое творчество, его поддержка и развитие :

Совместная и самостоятельная деятельность

Методы проекта :

- Игровые:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры – драматизации;

сюжетно – ролевые игры;

ТРИЗ

- Словесные:

чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок;

разговор, беседа;

рассматривание картинок; рассматривание книг;

метод фокальных объектов (метод поиска новых идей)

- Практические:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребенка

- Наглядные:

показ презентаций;

использование иллюстраций, картин, фотографий;

тематическая выставка.

Предполагаемый результат:

1. Дети проявляют познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, задают вопросы, делятся знаниями.

2. Инициативны и самостоятельны в ведении диалога.

3. Имеют достаточный словарный запас, пользуются обобщающими словами и понятиями.

4. Отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

5. Речь грамматически правильная, выразительная.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Организационный этап:

Выбор темы. Основополагающий вопрос «А зачем нужна книга?»

Выбор источников информации.

Поиск методов и приемов, работы с детьми.

2. Подготовительный этап:

Выбор целей и задач

Проведение диагностики детей

Создание информационной среды по теме

(подбор литературы, сказки, стихи, загадки)

Проведение бесед, наблюдения

Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Планирование

3. Основной этап:

Осуществление работы по реализации проекта

Формы работы с детьми:

1. Чтение и пересказ сказки В. П. Катаева «Цветик - семицветик» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.

2. Чтение и пересказ народной сказки обр. А. Н. Толстой «Хаврошечка» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.

3. Экскурсия в библиотеку.

4. Дидактическая игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ).

5. Дидактическая игра «Закончи предложение».

6. Подвижная игра «Передай позу».

7. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Формы работы с родителями:

1. Литературная викторина и мастер – класс для детей и родителей «Мартовский кот».

2. Составление альбома рисунков «Волшебные цветы», созданного по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

3. Акция пополнения групповой библиотеки: «Книжкин дом», книгами, прочитанными детьми совместно с родителями и последующий пересказ понравившегося отрывка.

4. Заключительный этап:

1. Проведение совместного мастер – класса родителей и детей «Мартовский кот»

2. Видео - презентация проекта.

3. Проведения тематического праздника «Весна вместе с книгой».

Список рекомендуемой литературы :

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016-352с.

2. Белоусова Л. Е., Финкельштейн Б. Б. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста : уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-127с.

3. Гин С. И. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

4. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - РПА, Педагогическое общество России, 2006.-127с.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.

6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.

Публикации по теме:

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

НОД по развитию речи и чтению художественной литературы «Зайцы Коська и Мотя пришли к нам в гости» (подготовительная группа) Конспект НОД Развитие речи. Чтение художественной литературы. Подготовительная к школе группа. Автор: Храмцова Надежда Николаевна Тема:.

Конспект занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Я родился» Конспект занятия на тему: Развитие речи посредством художественной литературы «Я родился» Интеграция ОО: Познавательное развитие; Социально.

Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению посредством художественной литературы Используется демонстрация книги О. Корнеевой, О. Красс «Лучшая книга малышам» Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного.

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы Коренное реформирование российского общества, изменение жизненных ценностей, принципов и условий социальной жизнедеятельности людей породило.

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы» Актуальность. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня.

Развитие речи посредством приобщения детей к художественной литературе Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы,мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа» Дошкольная группа «Берёзка» Рекомендации для родителей по развитию связной.

Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Сложившаяся современная социальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы
Опубликовано: 1 марта 2019 в 18:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД