Получи документы

Проект по речевому развитию «Растим говорунов» (старшая группа)

Маркевич Надежда
Проект по речевому развитию «Растим говорунов» (старшая группа)

Актуальность работы. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Публикация «Проект по речевому развитию „Растим говорунов“ (старшая группа)» размещена в разделах

Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.

В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.

Задачи:

- обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе расширения представлений об окружающей действительности;

- закреплять представления об обобщающих понятиях;

- развивать представления о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);

- способствовать активизации словаря дошкольников.

Продолжительность проекта : сентябрь – декабрь 2013года.

Участники проекта : воспитанники 2 старшей группы МБ ДОУ № 10 «Звездочка», воспитатели.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

2. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 128 с

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.

7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М. : Сфера, 2003. – 176 с.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.

9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб---метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап:

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;

- организация развивающей среды в группе.

2. Основной этап.

Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:

1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД.

2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях.

План словарной работы.

Дата. Тема недели. Практическое употребление.

Сентябрь

1 неделя – День знаний.

2 неделя – Давайте познакомимся.

3 неделя – Детский сад.

4 неделя – Мои воспитатели. - Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке вопросов: Кто это? Что это?

- Слова – действия. (Что делает)

- Слова – признаки. (Какой, какая, какие)

- Подбор однородных прилагательных к существительному.

Октябрь 1 неделя – Мир осенней природы.

2–3неделя – Мир растений (овощи, фрукты, злаки).

4 неделя – Мир животных (домашние животные и их детеныши).

1. Образование:

-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев (яблочный, морковный, дубовый);

- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);

- сложных слов (хлебороб, садовод, листопад);

- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;

- образование существительных от глаголов;

2. объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)

4. Усвоение простых случаев переносного значения слов.

5. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений.

Ноябрь 1 неделя–Мир животных (дикие животные и их детеныши).

2 неделя – Мир птиц.

3 – 4 неделя – Осенние праздники: «День матери». 1. Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов.

2. Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул).

4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).

6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным значением

7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.

Декабрь 1 неделя – Мир сказок.

2–4 неделя– Новогодний праздник. 1. Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых

2. Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов.

3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).

3. Заключительный этап.

- анализ результатов проекта.

Результатом проекта является :

-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и активизации словаря детей;

- картотека игр и загадок многозначных слов;

- конспекты занятий;

- словарная работа по лексическим темам.

Заключение.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность - разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

Публикации по теме:

Итоговая ООД по речевому развитию «Обучение грамоте» (Подготовительная группа) ИТОГОВАЯ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: • Закрепить представление о речи,.

Конспект интегрированной НОД по речевому развитию «Репортаж с места события» (старшая логопедическая группа) Конспект интегрированного занятия по речевому развитию. Тема: «Репортаж с места события». Старшая логопедическая группа. Предшествующая.

Конспект интегрированного занятия по речевому и социально-коммуникативному развитию «Дети — герои войны» (старшая группа) Воспитатель: С давних времён правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы. Они затевали воины, которые.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «В гости к нам пришла ворона» (старшая группа) Задачи: Образовательная:продолжать учить детей правильно строить предложения, согласовывая слова; отвечать полными ответами, упражнять в.

Конспект занятия по речевому развитию «Идем в театр» (старшая группа) Старшая группа Щерба Ирина Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории 2015 Тема: «Играем в театр» Цель: -вызвать.

НОД по речевому развитию с детьми ОНР «Снежный колобок» (старшая группа) Задачи: Коррекционно-образовательные: Связная речь: формировать уметь передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно,.

Конспект НОД по речевому развитию «Весенние чудеса» (вторая младшая группа) Конспект по развитию речи вторая младшая группа Тема: «Весенние чудеса» Ход непосредственно образовательной деятельности 1. Организационный.

Перспективное планирование по речевому развитию средняя группа 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Цель:Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить.

Занятие по речевому развитию «Путешествие в страну звуков» (подготовительная группа) Путешествие в страну звуков (подготовительная группа)Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного.

Занятие по речевому развитию «В гости к зайке» (вторая младшая группа) Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по речевому развитию «Растим говорунов» (старшая группа)
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 19:15
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД